Работаем над трудными звуками
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предложенные задания могут быть использованы в работе с детьми с различными нарушениями в развитии речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_zvuki.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук “Ч”
При произнесении звука “Ч”:
- губы вытянуты вперед и округлены,
- зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- кончик языка касается резцов,
- средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,
- весь язык несколько продвинут вперед,
- артикуляция в два этапа:
- средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
- смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
- струя воздуха сильная и короткая,
- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук “Ч”
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
“Дудочка” | С напряжением вытянуть вперед губы. |
“Кружочек” | Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы. |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Лопатка” | Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. |
“Качели” | Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” | Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” | Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Красим потолок” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Грибок” | Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам. |
Звук “Щ”
При произнесении звука “Щ”:
- губы вытянуты вперед и округлены,
- зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
- кончик языка поднят до уровня верхних зубов,
- передняя часть спинки языка несколько прогибается,
- средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,
- задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,
- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук “Щ”
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
“Дудочка” | С напряжением вытянуть вперед губы. |
“Кружочек” | Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы. |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Лопатка” | Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. |
“Качели” | Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” | Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” | Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Красим потолок” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
Звук “Л”
При произнесении звука “Л”:
- положение губ нейтральное,
- зубы сближены до расстояния 2-4 мм,
- кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,
- спинка языка опущена,
- задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,
- боковые края языка опущены,
- слабая струя воздуха проходит по бокам языка,
- голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.
Артикуляционная гимнастика. Звук “Л”
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
«Окошко» | Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”. |
“Иголочка” | Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами). |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Колокольчик” | Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет. |
“Качели” | Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” | Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” | Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Красим потолок” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
Звук “Р”
При произнесении звука “Р”:
- положение губ нейтральное,
- зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
- спинка языка опущена,
- задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- сильная струя воздуха проходит посередине,
- голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук “Р”
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
«Окошко» | Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”. |
“Иголочка” | Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами). |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Колокольчик” | Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет. |
“Качели” | Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Лошадка” | Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба. |
“Молоточек” | Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов. |
“Пулемет” | Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:“Д-д-д-д”. |
“Моторчик” | Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок). |
“Грибок” | Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам. |
“Красим верхний заборчик” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Красим потолок” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
Звук “С”
При произнесении звука “С”:
- губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
- зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
- кончик языка упирается в нижние резцы,
- передняя часть спинки языка выгнута,
- боковые края языка прижаты к коренным зубам,
- вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
- сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
- голосовые складки разомкнуты – не производят голос.
При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук “С”
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
“Улыбка” | Растянуть губы в улыбке. |
“Заборчик” | Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. |
“Желобок” | Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух. |
“Красим нижний заборчик” | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Приклеим язычок” | Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны. |
“Горка” | Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. |
Звук “З”
При произнесении звука “З”:
- губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
- зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
- кончик языка упирается в нижние резцы,
- передняя часть спинки языка выгнута,
- боковые края языка прижаты к коренным зубам,
- вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
- сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
- голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук “З”
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
“Улыбка” | Растянуть губы в улыбке. |
“Заборчик” | Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. |
“Желобок” | Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух. |
“Красим нижний заборчик” | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Приклеим язычок” | Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны. |
“Горка” | Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. |
“Колокольчик” | Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет. |
Звук “Ц”
При произнесении звука “Ц”:
- положение губ нейтральное,
- зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
- кончик языка упирается в нижние резцы,
- передняя часть спинки языка выгнута,
- боковые края языка прижаты к коренным зубам,
- вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
- артикуляция в два этапа:
- передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
- смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
- сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,
- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук “Ц”
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
“Улыбка” | Растянуть губы в улыбке. |
“Заборчик” | Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы. |
“Желобок” | Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух. |
“Красим нижний заборчик” | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Приклеим язычок” | Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны. |
“Горка” | Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. |
“Киска сердится” | Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз. |
Звук “Ш”
При произнесении звука “Ш”:
- губы вытянуты вперед и округлены,
- зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
- средняя часть спинки языка прогибается,
- задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук “Ш”
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
“Дудочка” | С напряжением вытянуть вперед губы. |
“Кружочек” | Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы. |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Лопатка” | Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. |
“Качели” | Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” | Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” | Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
“Красим потолок” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по проекту "Трудный звук-ты мой друг!"
Перспективное планирование работы по проекту "Трудный звук-ты мой друг!"...
Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»
Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...
ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)
Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по работе с семьями воспитанников логопункта «Трудный звук, Я твой друг!»
Проект «Трудный звук, Я твой друг!» направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьм...
МПО учителей логопедов " Система работы с трудными звуками"
Актуальность моей работы является преодоление длительного пути овладения ребенком произносительной системы, обусловленной сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизвод...
«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»
quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...