Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи «Поэзия Осени» 13.11.18г.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Работа предназначена для воспитателей подготовительной группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи «Поэзия Осени»
Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Задачи: продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове, умение определять последовательность слов в предложении, продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи; развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.
Материалы и оборудование: звуковая линейка для определения места звука в слове, 3 домика с изображением окошек, которые соответствуют количеству слогов в слове, от одного до трёх, игрушки: мяч, бубен, деревянная ложка, пластмассовая погремушка, дудочка, стакан, рюмка хрустальная, портрет поэта Ф. Тютчева.
Ход организованной образовательной деятельности:
- Ребята, посмотрите сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.
Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? – Осень.
- А когда вы шли в детский сад вы обратили внимание на погоду? Какая она была? – Ветреная
Вот и сейчас ветер шумит за окном…
- 1ый слайд: шум ветра (принёс мяч) - А мяч из резины - какой он?
-2ой слайд: ветер принёс деревянную ложку - Ложка из дерева какая?
-3ий слайд: ветер принёс погремушку -
-4ый слайд: ветер принёс Стакан, бокал
- Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.
- Ребята, а как вы думаете, может быть день хрустальным?
- Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Тютчев:
«Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».
- Как вы понимаете слово «первоначальной»? - Это значит начало осени.
- Как понимаете слово «дивная» пора? - Удивительная.
- Как вы думаете, каким словом можно заменить слово «дивная»?
- Красивая, изумительная, великолепная.
- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?
- Лучезарные. (Хоровое и индивидуальное проговаривание)
- Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска.
- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения и посчитайте, - Сколько слов со звуком «Р» вы услышите?
Воспитатель читает первые две строчки. Назовите их.
- Первоначальная, короткая, пора.
- Молодцы.
- А на что похож звук «Р» - На звук мотора.
Широкий язык в форме чашечки упирается в бугорки за верхними зубами и вибрирует. Рот при этом широко открыт.
А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук».
Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладошки.
Воспитатель перечисляет слова: рыба, корова, кот, стрекоза, баран, радуга, диван, кровать, сыр.
- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука.
А теперь давайте поможем этим словам найти свой домик:(3 домика с окошками, картинки)
В домике с одним окошком будет жить слово, в котором один слог.
В домике с двумя окошками будут жить слова, в которых два слога.
Ну, а в домике с тремя окошками - слова с тремя слогами.
- Дети берут карандаш и определяют, в какой домик его нужно поместить.
Физкультурная минутка «Рыбка в озере жила».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. (Прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так, (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. (Разъединяем запястья рук - открытая пасть и соединяем - закрытая пасть)
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок, (Хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась. (Совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
После этого дети садятся на стулья.
- А сейчас мы поиграем с вами с звуковой дорожкой.
Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.
- Первое слово – радуга.
В каком месте вы разместили магнит? Почему?
- в первом квадратике. Потому, что звук «р» в слове радуга слышим в начале слова.
По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром,
Потому, что звук «р» в слове сыр, сор слышим в конце слова.
- Ребята, мы с вами знаем, что наша речь состоит из предложений.
А предложения состоят из чего?
- Из слов. - Правильно.
Послушайте, я вам прочитаю предложение: Мама варит суп.
- Ребята, сколько слов в этом предложении? -Ответы детей.
- Назовите первое слово, второе слово, третье слово.
А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
- Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
- Ответы детей.
- А теперь поиграем в игру «Путаница»
Послушайте первое предложение стихотворения: «Поспевает брусника, стали дни холоднее».
- Ребята, сколько слов в предложении? - Ответы детей.
- Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово. Воспитатель называет слова из предложения и ребенка.
-А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении.
Игра проводится 2 – 3 раза.
- Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. А что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г. Домашние птицы.Цель.Различение и правильное произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»
Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию речи по теме: "Сказка на новый лад".
Итоговое НОД по теме....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"
Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию зрительного восприятия на тему: "Моделирование картины "Дед Мазай и зайцы".
Дети с нарушением зрения задают вопросы педагогу, чтобы узнать, что изображено на картине. Опираясь на словесное описание составляют макет картины "Дед Мазай и зайцы"из готовых фрагмен...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Мы - защитники Родины". - Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Мы - защитники Родины". - познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие....
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи: «Путешествие на Северный полюс».
Данный конспект поможет уточнить и систематизировать знания детей о животных Северного полюса....