Консультация для воспитателей
методическая разработка по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Словарная работа
0-1 год | 1-2 года | 2-4 года | 4-6 лет | |
Количественный показатель словаря | 10 – 12 слов | 300 – 400 слов | 1000 – 1900 слов | 2000 – 3500 слов |
Имена существительные | 1степень обобщения - слово замещает образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла); появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»). | 2степень обобщения - слово замещает образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле). Упрощенные слова заменяются обычными. Словарь обогащается существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств. | 3степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее значение (игрушки, посуда и т. д.). Появляются существительные во множественном числе. Словарь обогащается существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей. | 4степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, мебель, посуда и др.). Правильно употребляют существительные с предлогами в, на, под, за Обогащается речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда. |
Имена прилагательные | _ | Обозначают цвет, величину предметов; встречаются простые прилагательные «оценочного суждения» (плохой, хороший). | Обозначают цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий). Осваивается сравнительная степень прилагательных. Правильно согласовывает прилагательные и сущ. в косвенных падежах. | Словарь обогащается прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. |
Глаголы | Появляются слова обозначающие действия знакомых предметов (спит –бай-бай, идет – топ-топ; собачка - ав-ав, спит - бай-бай). | Словарь обогащается глаголами, обозначающими бытовые действия (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, противоположные по значению (открывать—закрывать, снимать— надевать и т.п.). | Обозначают трудовые действия (стирать, гладить), действия противоположные по значению (брать – класть), действия, характеризующие взаимоотношение людей (помочь, обнять), эмоциональное состояние (плакать, радоваться). Глаголы занимают третью часть всех слов. Наблюдается неправильное изменение по лицам даже часто используемых глаголов, множественное число. | Употребление глаголов повелительного наклонения. |
Словообразование | Слово замещает чувственный образ только одного предмета. | Слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов. Увеличивается роль компонентов логических. | Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам. Слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение. | Понимает и употребляет слова-антонимы. Разные способы образования слов (сахарница, хлебница; маслёнка, солонка), использование однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. |
Словотворчество | - | Заменяют облегченные слова полными. | Возникает способность к словотворчеству. Употребление несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов (кисонька-мурысонька). | Составление по образцу простых и сложных предложений, умение согласовывать существительные с числительными (трое ребят), прилагательные с существительными (лягушка – зелёное брюшко) |
Согласование частей речи | - | Появляются элементы связной монологической речи, умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Составляют фразы из 2 – 3 слов, согласовывают существительные и местоимения с глаголами. | Совершенствуется умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Развивать диалогическую форму речи; употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени. | Согласовывать слова в роде, числе, падеже. Совершенствуется диалогическая речь. Совершенствуется умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Подбор существительных к прилагательному (белый – снег), слов со сходным значением (слабый – сильный). |
Задачи словарной работы: 1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. 2. Закрепление и уточнение словаря. 3.Активизация словаря. 4.Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). | Развивать активную речь, учить подражать новым словам. | Расширять и обогащать словарный запас, формировать умение детей составлять фразы, предлагать образцы употребления вопросительных слов. | Обогащать словарь детей, способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи, способствовать развитию речи как средства общения. | Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, наречиями, закреплять чёткое произнесение звуков, развивать умение поддерживать беседу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...