Развитие связной речи
статья по развитию речи на тему
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи.
Грицук М.Н.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка, где соседствует добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль. Дети выражают свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы эмоционально проживают её. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними – задача не простая для маленького ребенка. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Методы и приёмы:
- наглядные (показ, рассматривание предмета, картинки, игрушки и т. д.) ;
-практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия)
-словесные (которые связаны с художественным словом, метод рассказа воспитателя и метод беседы)
-игровые
Непосредственно образовательную деятельность по сказкам я строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливаю детей к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрирую иллюстрации. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно-ответной форме, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательность, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Чтение сказки сопровождаю различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы.
Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям.
При драматизации сказки дети учатся:
ставить себя на место положительного или отрицательного героя;
выражать свои чувства, через движения, жесты, речь;
строить диалоги, делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширяют свой словарный запас;
работать в группе, распределять роли…
Так же для развития связной речи детей, я стараюсь научить детей не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого мы проводим беседы по картинкам со сказочными сюжетами, дети, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Пути развития связной речи.
--- диалогическая речь (ответы на вопросы полным предложением, инсценировки, сюжетно – ролевые игры)
--- монологическая речь (рассказ описание по графическому плану, по вопросам воспитателя; рассказ по сюжетным картинкам; рассказ по серии картинок; рассказ по готовому началу и концу; рассказ из собственного опыта)
Составить рассказ по предметно- графическому плану на тему «Как мы помогаем птицам»
Аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явления природы по теме «Времена года»
Составить несколько вариантов рассказа по одной и той же предметно- графической программе, выбирая каждый раз новые глаголы.
Прежде, чем предложить ребёнку описать предмет или животное я предлагаю ему фишки, обозначающие цвет, форму, величину и т. д. этого предмета.
Например- при описании белки предварительно предлагаю из ряда фишек разного цвета, выбрать ту, которая соответствует цвету заданного объекта (рыжий- серый, для описания формы- выбрать ту или иную геометрическую фигуру (похожа на шарик, для описания фактуры выбирается среди разного материала кусочек меха (пушистый, для описания функционального признака «чем питается «- изображение шишки, гриба и т. п.
Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий; внимание детей обращается на традиционные сказочные обороты, которые одновременно являются одним из средств связности высказывания. Формы организации обучения детей связной речи в системе ДОУ могут быть различными: игры, экскурсии, наблюдения и др.
В совместной деятельности используются такие приемы работы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время деятельности необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни.
Для полноценного развития связной речи у дошкольника чрезвычайно значима игровая мотивация, которая реализуется прежде всего в сюжетно-ролевой игре. При этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать их к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдении различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес .
В работе по расширению словаря детей я использую творческие задания, дидактические игры и упражнения, которые помогают детям разобраться в смысловом содержании слов, расширяют запас синонимов и антонимов, многозначных слов, формируют умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Например:
-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные, «зимние», «летние», «осенние», «весенние» слова;
- сочини длинное и в то же время смешное слово;
- разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука, гвоздики-гвоздики, а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер) ;
-игра «Картина — корзина» (цель: находить слова, подбирать слова сходные по звучанию) ;
-игра «Едем, летим, плывем» (цель: обобщать, сравнивать, противопоставлять) .
-игра «Скажи, какое? » (цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу) ;
-игра «Отличаем один предмет от другого» (цель: уточнить представления детей о названии предметов) ;
- найди точное слово (цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия) .
-игра «Высокий - низкий» (цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу) .
-«Найди другое слово» (цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы) ;
-«Объясни значение выражения» (цель: учить детей объяснять смысл выражений, пословиц, поговорок) и другие.
Работая над развитием грамматического строя речи, я стремлюсь, чтобы дети овладели приемами словоизменения и словообразования, научились составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в них.
Дети выполняют следующие задания:
-на образование форм родительного падежа множественного числа существительных («Чего не стало? », Чего не хватает для прогулки? ») ;
-на усвоение родовой принадлежности существительных («Разноцветный сундучок» «Чудесный мешочек») ;
-на спряжение глаголов; («Поручения», «Вы хотите? - Мы хотим») ;
-на усвоение и активизацию предлогов и наречий («Прятки», «Что изменилось? ») ;
-на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах («Один-много, «Какой, какая, какое? ») ;
-на согласование слов в словосочетании и предложении («Исправь ошибку», «Размытое письмо») ;
-на образование степени сравнения прилагательных и наречий («Хорошо-лучше») ;
-на образование притяжательных прилагательных и («Чей хвост? Чья лапа? ») ;
-на изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков (усы - усики - усищи; кот - котик – котище) ;
-на образование прилагательных от основ существительных (какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины? ;
-на формирование навыков строить предложения разных типов («Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине? »;
-на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где… ») ;
-на образование слов с помощью суффиксов (заяц - заинька, зайчонок, приставок (шить - -выбери пришить, зашить, вышивать) и др. Данные упражнения и задания я использую на занятиях по развитию речи. Разминка, также, включает в себя рассказывание в парах потешек, коротких стихотворений, разыгрывание сценок, отрывков из произведений, развитие внеречевых средств выразительности (мимики, жестов, движений) .
Занятия, игры и творческие задания позволяют ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования. На занятиях по развитию речи дети учатся связно рассказывать небольшие истории, знакомятся с алгоритмом составления текстов сказочного содержания. Например:
-«Назови героя» (цель: учить детей объединять героев по заданному признаку) ;
-«Действия героя» (цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо
сказочного героя, учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок)
- «Волшебник» (цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы) ;
- «Где-то, кто-то… » (цель: учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания) ;
- «Парад волшебников времени» (цель: учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств во времени) ;
- «Сказочные слова» (цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку)
- «В какой сказке? » (цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...