Конспект занятия в средней группе "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о зиме, зимних явлениях природы.
Задачи:
Познавательное развитие: расширять представления детей о зиме, развивать познавательную активность детей, воспитывать любовь к природе;
Социально-коммуникативное развитие: учить слушать сверстников, поддерживать беседу, формировать положительный эмоциональный настрой внутри коллектива;
Речевое развитие: развивать связную речь, активизировать словарный запас детей; учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через физкультминутки, игры;
Оборудование и материалы: Картина: «Зимний лес», имитация зимнего леса, наглядные картинки: « Что лишнее?»; музыкальная запись пурга, вьюга, метель, пурга.
Предварительная работа
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;
- Беседы о характерных признаках зимы;
- Чтение стихов о зиме.
Ход занятия
- Организационный момент. (Рассматривание картины, вопросы, ответы )
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?
Дети: ответы детей.
Педагог: Возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
А теперь давайте подуем на ладошки и передадим хорошее настроение друг другу.
Рассматривание картины: «Зима»
Воспитатель: Что вы видите? Вам нравится красота зимнего леса? (ответы детей)
- Зимой природа очень красивая, композиторы пишут о зимней природе музыкальные произведения, художники показывают красоту зимней природы в своих картинах, а поэты воспевают красоту зимней природы образными словами.
Послушаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Мороз-воевода». (Читаю стихотворение)
Не ветер | бушует над бором, |
Не с гор побежали | ручьи, |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины, щели, |
И нет ли где голой земли? | |
- Вам понравилось стихотворение? Воевода – это могучий сильный человек (могучий богатырь).
Как вы думаете, это сказочное стихотворение?
- Что проверяет в лесу Мороз-воевода? («Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли, и не ли трещины, щели, и нет ли где голой земли?») Посмотрите, какая красивая заснеженная елочка! Дед Мороз позаботился о ней и украсил белым и пушистым снегом. В зимнем лесу ели стоят, опустив до земли колючие ветви, под тяжестью белых, снежных шалей. Скоро, ребята, наступит Новый год. В каждом доме установят новогоднюю красавицу ёлочку – младшую сестрёнку лесной бархатно-зелёной ели.
2 Основная часть.
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте дружно поздороваемся (Здравствуйте!)
-А мы продолжаем беседу. Ребята мы с вами выяснили, что елки стоят в зимнем лесу. Что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, красивая, пушистая)
-А еще зиму называют лютой, суровой.
-Ребята вы любите гулять зимой на улице?
-Сегодня я шла на работу и чуть не упала, потому что было очень скользко. Скажите, как называется зимнее явление, когда скользко? (ответы)
-Почему дорога зимой скользкая? Воспитатель рассказывает детям о том, что дороги зимой скользкие потому, что на них образуется гололёд.
- Как получилось такое слово? (Гололёд – голый лёд)
-Ходить по гололёду очень опасно, можно упасть и получить травму.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в зимний лес, в настоящее зимнее царство.…Сначала вспомним, как нужно вести себя в зимнем лесу.
Дети: Не кричать, чтобы не испугать животных, не ломать ветки деревьев.
Воспитатель: Чтобы попасть в лес нам нужно произнести волшебные слова .Сядем на коленки , возьмемся за руки и произнесем вместе со мной волшебные слова: глазки закрываются, сказка начинается, са- са- са начнитесь чудеса, «Тили-Тили-тили месс, открывайся чудный лес!» Мы отправимся в лес пешком. Давайте возьмёмся за руки и пойдем по тропинке. Вот мы и пришли. ( Включается светомузыка).
-Посмотрите как здесь красиво! Настоящая зимняя сказка! Все сияет, все искриться. Ребята посмотрите вокруг. Что вы видите? (сугробы, падает снег, деревья в снегу, сильная метель.) Снег какой? (белый, холодный, пушистый, красивый, снежный). Чем пахнет зима? (морозом, свежестью и т. д)
Воспитатель: Обратите внимание , как здесь легко дышится? Дети воздух необычайно чист и все вокруг чистое, белое. А вы знаете, ведь снег падая на землю забирает всю пыль из воздуха и увлекает ее на землю. Поэтому, воздух зимой очень чистый и свежий. Дышится нам легко. Давайте насладимся этим воздухом. Вдох носом, живот вперед, выдох ртом.
Физкультминутка:
Лепим, лепим мы снежок
Беленький и крепкий
Будут весело играть
Со снежками детки.
Вот как со снежком
Весело играем
А теперь берегись -
Мы снежки бросаем
-Ребята посмотрите одна снежинка осталась. Давайте сдуем ее? (дыхательная гимнастика).
Замёрзли ручки…
Ручки замёрзли? Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф
Подуем на них.
Дыханием тёплым Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…
Согреем мы их. Продолжить дуть тёплым воздухом.
«Скажи ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Снег — снежок мороз — морозец
ветер — ветерок лед — ледок
зима — зимушка метель — метелица
санки — саночки холод — холодок
дерево — деревце звезда — звездочка
солнце — солнышко день — денек
ночь — ночка
3 Работа по картине « Что лишнее?»
-Ой, что то холодно стало. Подул ветер, вы слышите ребята? (Включаю звукозапись с завыванием вьюги.) Что это такое шумит? ( Ответы детей)
Метель и вьюга - это природные явления, представляющие собой ветер со снегом.
- метель метет ровно, снежинки летят в одном направлении
- вьюга вьюжит, кружит снег - снежинки летят по воздуху в разных направлениях.
- Что делает метель?
- Что делает вьюга?
Есть еще сильнее ветер пурга в свою очередь - это сильная вьюга, Обычно это очень сильный снег с сильным ветром, и если на улице мороз, то это очень опасно для человека, если он оказался в экстремальной ситуации. Скажем все вместе пурга.
Подвижная игра: «Снег – метель – вьюга»
По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» - быстро бегут в направлении, указанном воспитателем, собираются в большую кучу.
По команде «Вьюга» - встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.
-Давайте уйдем, ближе к деревьям, где нет ветра!
Игра « Что лишнее?»
-Я знаю, что вы вчера ходили в зимний лес к лесным зверям. Вы вели себя очень хорошо. Лесные жители приготовили для вас загадку, загадка-картина. Лесные звери хотят узнать, кто из вас самый внимательный. Прежде чем мы начнем разгадывать загадку, давайте разомнем наш язычок.
Чистоговорки:
Ма – ма - ма – на улице зима.
Жок – жок – жок – падает снежок.
Ри – ри – ри – прилетели снегири.
-А, теперь внимание на картину. Найдите что здесь лишнее (ответы детей)
4. Итог занятия.
-Пора возвращаться в группу.Скажем спасибо зимнему сказочному лесу,за прекрасное путешествие.(Спасибо!)
-Давайте возьмемся за руки и пойдем по тропинке. Сядем на коленки , возьмемся за руки и произнесем вместе со мной волшебные слова:
Глазки закрываются.
Со сказкой мы прощаемся.
Снежинка закружилась.
Наша группа появилась.
Вот мы и в группе.
-Где мы с вами ребята были?
-Что вам запомнилось больше всего?
-Какие новые зимние явления мы узнали?
Воспитатель:
-Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем то отличился (похвала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....
конспект занятия в средней группе "Зимой в лесу". Окружающий мир.
Занятие на закрепление темы "Дикие животные". [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7326721","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
Дать знания детям о зимующих птицах...
Конспект занятия для средней группы "Зимующие птицы".
Для работы с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект занятия В средней группе «Зимой в лесу»
Программное содержание:Активизировать словарь :существительные, прилагательные;Названия детенышей диких животных во множественном и единственном числе. Учить согласовывать глагол с существительн...
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы».
Познакомить детей с картой - схемой «Птицы». Закрепить понятия «перелетные» и «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Воспитывать заботли...
Конспект занятия в средней группе "Зима"
Данный материал дает детям представление о жизни диких животных зимой. Формирует интерес к окружающей природе. Воспитывает заботливое отношение к животным....