Мастер – класс для воспитателей Тема: «Играя – развиваем речь детей»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Кощавцева Татьяна Николаевна

Мастер-класс  для воспитателей.

Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №21

муниципального образования  Тимашевский район

               

       

Мастер – класс для воспитателей

Тема: «Играя – развиваем речь детей»

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                         Составила                                                                      

                                                                                                         учитель-логопед                                                                          

                                                                                                         Кощавцева Т.Н.

                                                                                                         06.11.2018г.

 


Мастер –класс: «Играя – развиваем речь детей»

Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.

Задачи:

  1. Повышать уровнь компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
  2. Обучать воспитателей навыкам правильной организации совместных речевых игр с детьми.
  3. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
  4. Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Логопед: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать на прогулке или во время режимных моментов, включить в образовательную деятельность.

   Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между взрослым и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  

 

 Уважаемые коллеги, предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них:


 «Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Логопед: Кошка, бывает какая?

Воспитатель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Логопед: Что еще бывает разноцветным?

Воспитатель: Радуга, платье, телевизор...

Логопед: Каким еще может быть платье?

Воспитатель: Шелковым, новым, прямым...

Логопед: Что еще может быть прямым?

Воспитатель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

 

 «Бюро находок»

Цель: формирование умения составлять небольшой рассказ- описание о предмете. Обогащение речи ребёнка прилагательными, глаголами. Развитие мышления, речи.

    В эту игру интересно играть всей группой или подгруппой, а можно поиграть вдвоём. Роль клиента и работника бюро можно выполнять по очереди.

    В «Бюро находок» на хранении находятся самые разные предметы (шапка, перчатки, зонтик, неваляшка, футбольный мяч, машинка и т.д.). Хозяин потерянной вещи должен как можно точнее описать сотруднику «Бюро находок» свою потерю, не называя предмет.

«Найди по цвету»

Цельзакрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Это могут быть кубики с предметными картинками на гранях.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш

«Выбери правильное слово»

Цельразвитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот»

Цельрасширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

-Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ


«Что было бы, если бы…»

Цель: составление сложных предложений, использование в речи союзов и предлогов, развитие связной, грамматически правильной речи. Развитие фантазии, воображения.

Например:

- Что было бы, если бы муравей был ростом со слона?

- Что было бы, если бы море было наполнено лимонадом?  и т.д.


         (В конце мастер – класса педагог  вручает всем присутствующим воспитателям буклеты «Играем- речь развиваем».)


Игра «Бюро находок» 

hello_html_1b34ad6d.jpg

"Найди по цвету"

hello_html_4d324462.jpg

"Скажи наоборот"

hello_html_m35bb120b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения тематического вечера для родителей детей среднего дошкольного возраста по теме: «Играя, развиваем речь детей»

Погружение родителей детей среднего дошкольного возраста в проблему профилактики и коррекции психоречевых нарушений  и организации коррекционно-развивающей среды....

Мастер-класс для родителей на тему: "Играя, развиваем речь"

Презентация к мастер-классу для родителей на тему: "Играя, развиваем речь детей"...

Мастер-класс для детей старшей группы на тему: «Играя, развиваем речь»

Цель: повышение - педагогической компетенции родителей по теме. Задачи:- обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;- заинтересовать проблемой развития игровой деятельност...

Мастер-класс для воспитателей «Пальчики играют-речь нам развивают»

Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.Задачи:1. Позн...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...

Мастер – класс для воспитателей «Пальчиками играем – речь развиваем»

Пальчиковые игры - это инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельнос...

Мастер-класс для родителей на тему : "Играя, развиваем речь"

Данный мастер-класс знакомит родителей с различными играми, которые способствуют развитию речи ребёнка....