"Добрые сказки- мудрые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Хисматуллина Гузалия Маснавиевна

Конспект занятия по истокам в средней группе на тему :"Добрые сказки-мудрые слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №14 "Брусничка"

Воспитатель :Хисматуллина Гузалия Маснавиевна.

Конспект НОД по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Добрые сказки - мудрые слова"

Предлагаю вам конспект непосредственно организованной деятельности для детей старшей и подготовительной группы по теме: "Добрые сказки - мудрые слова".Данный материал будет полезен воспитателям для детей старшего дошкольного  возраста . Этот конспект познавательного занятия направлен на развитие мышления памяти и речи.

Реализация образовательных областей "Познание ", "Чтение художественной литература ", "Коммуникация ", "Социализация "

Цель:

-развитие интереса детей к сказкам и русским пословицам;

-расширение и углубление знаний о сказках;

-учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.

-помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).

Задачи:

-закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок;

-воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

-воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;

-формировать художественный вкус;

-приобщать к истокам русской культуры;

-развивать познавательную и речевую активность, расширять словарный запас.

-развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;

-увлечь игровой ситуацией;

-воспитывать уважение к книге.

 Оборудование: клубочек, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок;

Разгадывание сказочных загадок;

Показ кукольного театра;

Просмотр мультфильмов по сказкам;

Игры-драматизации по мотивам сказок;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Методы и приемы:

Словесные: (беседа, объяснение, рассуждение).

Наглядные: (показ, наблюдение);

Практические: игры, игровая ситуация;

Ход занятия:

(дети заходят по сказочную музыку в группу)
- Поздоровайтесь с гостями ребята.
- Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это? (клубочек)
- Как вы думаете, какой он? (волшебный)
- Да ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубочек Алисе и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово. Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете. Ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку (надеть волшебные башмачки).
- А еще как можно? (перечисляют, имитируют надевание).
- Ребята! Постучим каблучками и скажем дружно: «В сказку всем попасть нам нужно» (под музыку).
- Руки расставьте в стороны как птицы. Летим… смотрим на землю с высоты (рука над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно, легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
- И вот мы с вами в гостях у сказки.

Игра: «Узнай сказку по картинке»
- Вы молодцы, знаете много сказок. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят»


1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)


2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показываю иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.) 

Давайте и мы немного отдохнем.

Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь
Походим мягко как лисята
И как мишка- косолапый
И как заинька-трусишка
И как серый волк- волчок
Вот свернулся еж в клубочек
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.

Воспитатель: Я сейчас вам зачитаю отрывок произведения, а вы определите из какой сказки.

«На другую ночь отправился в дозор средний брат. Прошел он по берегу. Тихо на реке

Смородине. Лёг средний брат под куст и заснул крепко. Как пошло время за полночь,

взял Иванушка свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под Калинов

мост и стал караулить».

Дети: Это отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».

Воспитатель: Что помогло Ивану-крестьянскому сыну одолеть Чудо-юдо?

Дети: Любовь к родной земле, терпение, трудолюбие, умение стойко переносить трудности.

Воспитатель: Какие сказки о старании и терпении вы знаете? Вспомните и назовите их.

Дети: «Золушка». «Морозко», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Крошечка Хаврошечка»,

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились! А сейчас я хочу познакомить вас с еще одной пословицей «Терпенье и труд все перетрут»

Предлагаю вам обсудить то, о чем говорит нам эта пословица в группах. Время вам даю на это 2 минуты.

Свой ответ нужно начать так: мы посовещались и решили…

(дать высказаться делегатам всех групп)

Воспитатель. Молодцы, хорошо потрудились! А сейчас я хочу с вами поиграть игру: 

«Доскажи словечко».

Труд человека кормит…… а лень портит.

Без труда не вынешь и ………рыбку из пруда.

Терпение и труд ………все перетрут.

Под лежачий камень и ……… вода не течет.

Хочешь есть калачи, ………… так не сиди на печи.

Дело мастера …………боится.

С терпением в работе ……………не пропадешь.

К большому терпенью ……………придет и уменье.

Поспешишь –……………… людей насмешишь.

Делу время – …………потехе час.

- Молодцы, ребята! А теперь подойдите все ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопали каблучками, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Чем занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. Пусть ваши дружные пальчики возьмут карандаши и закрасят круг цветом, которым вы раскрасите свое настроение после сегодняшнего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Мудрое слово"

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, к сказке, как источнику мудрости. Побуждать детей выражать свое отношение к  конкретному поступку героя, видя в нем сочетание больш...

Конспект занятия на тему "Мудрое слово"

В конспекте занятия идет ознакомление детей с духовно-нравственной категорией "Мудрость", формируется интерес к пословицам, поговоркам и сказкам народов России как к источнику мудрости....

Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».

Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....

Цифровой образовательный ресурс для дошкольников "В стране добрых и мудрых сказок" (диалоговый тренажер)

Вы знаете, что сказка уводит к истокам национального духовного опыта русского человека, по-русски укрепляя, по-русски убеждая, по-русски умудряя? С ними связаны наши представления о добре и зле,...

Проект по духовно-нравственному воспитанию: "Мудрое слово. Мудрые люди" с детьми старшей группы

Цель проекта: развитие у детей «души и сердца», умения проявлять свои чувства....

Проект по программе "Социокультурные истоки" - "Мудрое слово"

Данный проект предусмотрен для работы воспитателя работающего по программе "Социокультурные истоки"...

Проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Сказка "Курочка ряба"

Паспорт проекта посказке «Курочка ряба» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)...