Если ребенок не говорит
статья по развитию речи на тему

Гришина Галина Семеновна

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. Ежегодно в дошкольном учреждении проводится плановое обследование состояния звукопроизношения и речевого развития детей младшей и  средней возрастной группы (3,5-5 лет). В последние годы значительно увеличилось количество неговорящих или плохоговорящих детей.  Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и  обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Только благодаря целенаправленному вниманию со стороны специалистов и родителей, ребенок способен добиться значительных успехов  в развитии  своей речи. Статья предназначена для педагогов дошкольного учреждения и для родителей. В ней представлены основные направления коррекционной работы по преодолнию задержки речевого развития, игры и игровые упражнения, которые помогут ребенку заговорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebenok_ne_govorit_statya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                     Если ребенок не говорит

      Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводится плановое обследование состояния звукопроизношения и речевого развития детей младшей и  средней возрастной группы (3,5-5 лет). В последние годы значительно увеличилось количество неговорящих или плохоговорящих детей.  И решить эту проблему возможно только  в тесном сотрудничестве с родителями. Именно с них начинается работа с неговорящими детьми.                                                                                     Родители по- разному реагируют на создавшуюся ситуацию. У многих бытует мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек, поэтому нет ничего страшного, что ребенок еще молчит.  Другие считают, что ребенок все понимает, но только «лениться» разговаривать. Третьи считают это наследственным: «Он весь в отца, тот тоже поздно начал говорить и ничего». Так или иначе, если у ребенка наблюдается задержка темпов речевого развития, это уже должно насторожить родителей. Но есть и родители, которые наоборот переживают  за молчание своего ребенка, очень много читают ему, ставят слушать аудиокассеты, требуют повторять целые слова, общаются как со взрослым. Родители не хотят понять, что у каждого ребенка свои стартовые возможности и они загружают его непосильной работой.  

       Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и  обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Если в семье больше говорят сами взрослые, не требуют от ребенка ответных речевых реакций, то он и не будет говорить, просить словом, ему достаточно кивнуть головой, сделать жест, чтобы получить желаемое.   Необходимо создавать такие ситуации, которые  вызывали бы потребность и желание что – то сказать, стимулировали речевое развитие своего ребенка: подозвать к телефону, чтобы  поговорить с кем – то из семьи, высказать свое мнение о том, что он хочет получить на завтрак или обед, выбрать маршрут во время  прогулки, стимулировать «досказать» нужное слово в конце фразы, произносимой взрослым.

       Вот несколько основных  правил  речевого развития ребенка раннего возраста в семье:

                                         “Если Ваш ребенок не может заговорить”…

  • Научитесь комментировать действия — свои и малыша (оречевлять), пополняя этим его словарный запас. Говорите с ним как можно чаще, рассказывайте ему обо всем, что кажется на ваш взгляд интересным, ведь неговорящий ребенок не задает вопросов, которые необходимы ему для познания мира. Вы сами должны рассказывать ему интересные сведения о природе, игрушках, животных, хозяйстве — обо всем, с чем сталкивается малыш в повседневной жизни, не бойтесь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.
  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки - ку-ку, паровозик - ту- ту). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные.
  •  Рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  • Не говорите при ребенке о его отставании.
  • Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.

Привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, расположить к речевому подражанию, повторению  слов возможно через игры и игровые упражнения, которые родители могут и должны проводить дома ежедневно.

Игра «Мыльные пузыри». Задачи: формирование артикуляционных навыков, вызывание звукового подражания.  Ход игры. Ребёнок «лопает» мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков: «б», «п».

Помочь ребёнку заговорить может игра с маленьким мячом, умещающимся в ладошку. Перекладывая мяч, из одной ладони в другую при этом проговаривая сначала звуки М-----А и др. Затем слоги ВО — ДА, СО-ВА и др

Игра «Огонь-лёд» (можно играть с группой детей). Задачи: развитие слухового внимания, активизация слов. Ход упражнения. По команде взрослого: «Огонь!»- стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лёд!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда.

Упражнение «Волшебные нитки» Задачи: развитие и активизация словаря  по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развитие мелкой моторики. Ход упражнения: взрослый показывает ребёнку шерстяные нити разных цветов и предлагает выложить из них  контур предмета, нарисованный  на шероховатой поверхности. Упражнение ребёнок может выполнять совместно со взрослым или самостоятельно.

Игра «Покричи в банку». Задачи: развитие слухового восприятия, активизация речевой активности, речевого подражания  Взрослый продуцирует в стеклянные банки гласные звуки, простые слова, стимулируя ребёнка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.

Игра «Волшебный шкафчик». Для игры понадобиться  шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать.

Игра «Рыболов».  Задача: развитие у ребёнка интереса  и мотивации к произнесению слова,  расширение и обогащение словарного запаса.  Для игры понадобятся вырезанные из картона рыбки, на обратной их стороне закреплены скрепками картинки и «игрушечная» удочка (магнит). Ребёнку предлагается «поймать» рыбку и назвать, что ему попалось

   Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

1.Развитие психических функций 

   Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам. В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов          (круг, треугольник, квадрат), величине ( большой, маленький): формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.

2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации

   Развитию общей моторики способствуют физминутки, речедвигательные упражнения, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).

Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных педагогом (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковая гимнастика.

3.Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики

 Ведется работа над:

а) формированием долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи

б) уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, формированием простейших артикуляционных движений: для губ (сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, вибрация, дутье); для языка (движение вперед - назад при открытом рте, вправо- влево, вверх- вниз, щелканье). Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, ведь многие дети боятся зеркала, не терпят вмешательства в рот.

4.Развитие импрессивной речи

Развитие импрессивной речи предполагает:

1) Понимание и выполнение  инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами.

2) Накопление пассивного предметного словаря. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.

3) Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Обучение пониманию действий лучше начинать с выполнения этих действий самим ребенком,  затем перейти к обыгрыванию их с помощью игрушек, далее переходим к сюжетным картинкам. Затем усложняем задачу и учим ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов и субъектов действия. Детям задаются вопросы: «Покажи, кто бежит? Кто рисует? Кто стоит?»

4) Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого?

5) Узнавание предмета по назначению.

6) Узнавание предмета, игрушки, животного по описанию.

7) Соотнесение слов «один - много» с соответствующим количеством предметов.

8) Соотнесение слов «большой - маленький» с величиной предмета.

9) Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончаниями –ы (-и) ( шар-шары, мяч- мячи), с окончаниями-а(-я) ( дом-дома).

5.Развитие экспрессивной речи

      Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных     плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

                     Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова), нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности, следует понаблюдать, к каким занятиям или игрушкам они проявляют особый интерес, в каких ситуациях у них возникает речевая активность. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Широко используются звучащие и музыкальные игрушки («квакающие» лягушки, «пищащие» птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде), а также яркие пирамидки, мячи, используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге,

Последовательность работы по вызыванию речи может быть следующая:

  1. Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.

Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).

Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних легче вызываются губные звуки («ба-ба»), у других – переднеязычные («дя-дя»), у третьих-заднеязычные («га-га»), а кто-то может произнести только гласные.

2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек.

3) Просьбы («дай», «на»).

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога, а затем интонационно - ритмического рисунка одно- .двух-, трехсложных слов.

Постепенно лепетные слова объединяются в простые предложения, содержащие обращение и повеление (Мама, дай); указательные слова и именительный падеж существительных (Тут киса); повеление и прямое дополнение (Дай мяч).

Все занятия  проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.

Только благодаря целенаправленному вниманию со стороны специалистов и родителей, ребенок способен добиться значительных успехов  в развитии  своей речи.

                  Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Гришина А. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста. М., 1988.
2. Жукова Н. С. Учимся, играя. М., 1998.

3.Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого раз вития у дошкольников. - М: Просвещение, 1973. 220 с.
4. Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М., 1985.              5.Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост В.И. Селиверстов. - М, 1977.6. 6.Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2006.
7. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004.
8.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород, 1995.
9. Янушенко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...

Если ребенок не говорит...

Консультация  для  родителей,  воспитателей....

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...