Тема «В гостях у сказки «Рукавичка»»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Кубышкина Ольга Викторовна

Цель:  формирование навыков анализа произведения при помощи метода наглядного моделирования.

Программное содержание. Задачи:

  • Обучающие задачи
  1. Учить  передавать структуру сказки с помощью моделирования;
  2. Учить формулировать тему, основную мысль сказки.
  • Развивающие задачи
  1. Развивать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
  2. Закрепить знания геометрических фигур.  Развивать умение сравнивать  модели по цвету и размеру.
  3. Развивать умение  придумывать новые эпизоды к сказке.
  4. Активизировать слуховое и зрительное восприятие, развивать мышление дошкольников;
  • Воспитательные задачи
  1. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки
  2. Воспитание эмоциональной отзывчивости, бережного отношения к живой природе.
  • Речевые задачи
  1. Развивать умение пересказывать сказку с опорой на модели;
  2. Учить употреблять в речи образные слова и выражения, развивать интонационную выразительность речи детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukavichka.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 100 компенсирующего вида

Конспект  образовательной деятельности в средней группе

Тема «В гостях у сказки «Рукавичка»»

Кубышкина  Ольга Викторовна

Воспитатель

Цель:  формирование навыков анализа произведения при помощи метода наглядного моделирования.

Интеграция с  областями:  «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»,  «Познание», «Безопасность», «Физическая культура», «Музыка»

Программное содержание. Задачи:

  • Обучающие задачи
  1. Учить  передавать структуру сказки с помощью моделирования;
  2. Учить формулировать тему, основную мысль сказки.
  • Развивающие задачи
  1. Развивать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
  2. Закрепить знания геометрических фигур.  Развивать умение сравнивать  модели по цвету и размеру.
  3. Развивать умение  придумывать новые эпизоды к сказке.
  4. Активизировать слуховое и зрительное восприятие, развивать мышление дошкольников;
  • Воспитательные задачи
  1. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки
  2. Воспитание эмоциональной отзывчивости, бережного отношения к живой природе.
  • Речевые задачи
  1. Развивать умение пересказывать сказку с опорой на модели;
  2. Учить употреблять в речи образные слова и выражения, развивать интонационную выразительность речи детей;

Структура (части и предполагаемое их время)

Игровая мотивация (организационный момент)  3 минуты

1 часть: Актуализация знаний  3 минуты

2 часть: Проектная деятельность  12  минут

З часть:  2 минуты

Итог :  1 минута

Общее время занятия: 18 минут

Резервное время: 2 минуты

Контроль за усвоением программного содержания

1 часть: Ответы детей на вопросы

2 часть: Самопроверка, сравнение со схемой на доске.

3 часть: Индивидуальный, сравнение с правильным ответом.

Организация детей

Игровая мотивация (организационный момент) дети стоят около воспитателя в книжном уголке

1 часть: Актуализация знаний: свободное расположение  детей перед воспитателем

2 часть: А) подготовительный этап: свободное расположение  детей перед стендом №1

               Б) Проектная деятельность: дети сидят за столом перед доской

З. часть:  перед стендом № 2 в соответствии со своим местом

Итог:  свободное расположение детей около книжного уголка.

Оборудование:  магнитофон,  запись музыки (в гостях у сказки, метель, звуки кабана, медведя, мыши, вой волка, кваканье лягушек)

Демонстрационный материал: книга со страницами, на которых расположены задания,  стенд  №1 «Зимний лес» (магнитный),  стенд № 2 «Рукавички» (количество рукавичек = количеству детей), изображения героев сказки «Рукавичка»

Раздаточный материал: по количеству детей: модели - заместители (круги разного размера и цветов (серый d=2 см, зеленый d= 2.5 см, белый d= 3 см, оранжевый d=3.5 см, серый d = 4 см, коричневый d=4.5,  коричневый d= 5см)),

подносы для моделей, полосы для выкладывания.

Предварительная работа: чтение сказки «Рукавичка», беседа по содержанию сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

Содержание

Методы и приемы

Организационный момент

Воспитатель встречает детей в книжном  уголке.

- Мы собрались в книжном уголке не случайно. Здесь находиться самое большое сокровище в мире, как вы думаете, что это?..... Ответы детей..

- это знания. Например, вы знаете, что зимой  надо одеваться тепло, а почему?..... если вы услышите прогноз погоды, где скажут, будет похолодание, что вы сделаете….. и тогда вы не замерзнете.  Вот поэтому знания – это сокровище людей. А где хранятся знания…. В книгах.  Расскажите, какие книги у вас находятся здесь…. Ответы детей..

А у меня тоже есть книга… не простая , волшебная. (Тихо звучит фонограмма «В гостях у сказки»)

Когда ее открываешь,  ты не знаешь, какая сказка в ней появится.

Вы хотите ее открыть…… Ответы детей..

Ой, кажется, я забыла, куда ее положила. Вы поможете мне ее найти? Т.к. книга волшебная, она нам сама подскажет, свое место нахождения. У сказки есть мелодия, вы слышите?...

Мы пойдем книгу искать, чем ближе мы будем подходить к книге, тем громче будет музыка, а чем дальше мы будем отходить, тем музыка будет тише. Вы готовы… Ответы детей.. Пойдем…..

Подходят  к одному углу группы.  

 Как вы думаете, музыка стала  громче или тише?  Ответы детей..Тише

 Подходят к другому

А здесь? Ответы детей..громче. Значит книга здесь. Вот она.

1 часть. Актуализация знаний.

 С помощью этой книги мы научимся, узнавать  героев сказки, пересказывать сказку с помощью моделей-заместителей,  и решим, почему сказка называется так , а не иначе.

Интересно какую сказку нам приготовила книга?  вы не знаете?

Я тоже! (открывают книгу. Страница пустая)

Ничего нет! Иногда, она делает такие сюрпризы.  Это значит,  чтобы узнать, какая сказка здесь спряталась, надо выполнить задания, которые нам задаст книга.  Вы готовы их выполнить? Ответы детей.. Даже если задания будут трудными?....

Переворачивает страницу.  На странице изображение зимнего леса. Звучит фонограмма метели (Фоном)

1 задание: угадать место действия сказки.

Какое время года изображено? Ответы детей..Зима

Что еще изображено? Ответы детей..  Лес

 Значит,  наша сказка будет происходить где? Ответы детей..В зимнем лесу

Отправляемся…  на чем поедем… Ответы детей.. (шагом, машине, лыжах)

Перемещение к стенду № 1 «Зимний лес»

Вот мы и в лесу.

2 часть.  Подготовка к моделированию

Задание №2: угадать  персонажей сказки.

 Здесь живут персонажи нашей сказки, надо по голосу угадать кто это. Если вы угадаете правильно, то персонаж появится. Приготовили ушки и слушаем…..  (после каждого правильно угаданного звука, воспитатель достает из книги изображение персонажа и выкладывает на стенд)  

Это не все герои, теперь слушаем мои загадки:

Маленький беленький по лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык- тык… Ответы детей.. (Заяц)

*****

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой….

Зайца ждет хитрюга та.

Как зовут ее… Ответы детей... Лиса.

Вот какие персонажи живут в нашей сказке. Давайте  вспомним, как их называют в сказках. … Ответы детей..

Мышка – норушка,  лягушка-квакушка, зайчик –побегайчик, лисичка – сестричка, волчок-серый бочок, кабан-клыкан, медведь-батюшка.

В каких сказках встречаются такие герои?..... Ответы детей..

 А сейчас мы немного отдохнем, сделаем гимнастику, повторяйте движения за мной

Как-то раз в лесу густом            (дети приседают на корточки)

Вырос домик под …..                  (руки над головой  «крыша»)

Очень рады мышь-норушка

И зеленая….                                        (попрыгать как лягушка)  

Рад и побегайчик – длинноухий….  .  (попрыгать как зайчик)

Ничего, что ростом мал              (дети приседают на корточки)

Меховой домишко-                      (руки над головой  «крыша»)

И кабан туда попал.

Волк, лиса и …….                        (имитация движений медведя)

Всем хватило места в нем-                 (развести руки в стороны)

Вот какой чудесный……        (руки вытянуть вперед, ладони в        

                                                      кулаках, большой палец вверх)

«дзинь –ля-ля!»- поет синичка.                (помахать  руками как          

                                                                                         крыльями)

Это сказка «…….»                                    («Фонарики» руками)

Молодцы! Отгадали Сказку и всех персонажей, а теперь надо вспомнить сюжет сказки.

Задание №3 (достать из книги конверты с моделями и раздать детям)

Выберите себе конверт любого цвета и садитесь за столы.

Моделирование

Перед  вами конверты, какого они цвета ( индивидуальные ответы детей)

 Посмотрите, что находится внутри. Аккуратно выложите на подносы. Это модели-заместители, с их помощью мы вспомнит сюжет сказки «Рукавичка».

Какой формы модели? Ответы детей.. Круглые

Какого цвета? Ответы детей.. (Дети называют цвет, воспитатель выкладывает круг такого цвета на доску)

Размер у них одинаковый или разный ? Ответы детей..разный…

Модели это персонажи сказки.

 Кто из героев первым прибежал к рукавичке? Ответы детей.. Мышка. Мышка-норушка.

Мышка какого цвета?.. Ответы детей.. Серого.

Положите перед собой  на полоску модели серого цвета. Сколько моделей вы выбрали? Ответы детей..

Мышка по размеру какая? Ответы детей.. Маленькая.  Какую модель мы выберем побольше или поменьше? Оставьте на полоске нужную, другую уберите на поднос.

Кто вторым прибежал к рукавичке? Ответы детей..Лягушка. Лягушка-квакушка.

 Выберите модель подходящую лягушке

Модели называются заместителями, потому что вместо персонажей мы используем условные знаки – круг, по цвету и размеру соответствующий персонажу.

З прибежал кто?  Ответы детей..Зайчик . Зайчик-побегайчик.

Почему вы выбрали модель белого цвета? Ответы детей.. у зайца зимой шубка белая.

4 прибежала?  Ответы детей..Лиса. Лисичка-сестричка.

5 прибежал? Ответы детей.. Волк. Волчок-серый бочок.

У вас остались две модели.  Это кабан и медведь? Как вы думаете кто больше по размеру ? Ответы детей.. медведь.

6 пришел кабан –клыкан.

 И последним пришел медведь- батюшка.

Вот как много зверей собралось в одной маленькой рукавичке.

Ничего страшного. В тесноте, да не в обиде.  Как вы думаете звери живут дружно? Ответы детей..Почему они  всех брали к себе в домик? Ответы детей..

Что же случилось дальше в сказке? Ответы детей..

Дед заметил, что потерял рукавичку . ему без нее будет холодно, ручки замернут.  Побежала собака искать рукавичку. Увидела ее и начала громко лаять.

Звери испугались  и  спрятались  в сугроб. Посмотрите подносы на вашем столе похожи на сугроб, положите туда свои модели.  Вот сидят звери и думают что же им делать дальше?  Как мы можем помочь героям?..... Ответы детей..

Им нужен новый дом!

Наша волшебная книга приготовила такие домики-рукавички, для вас.

Задание 4. Вспомните, какого цвета были ваши конверты…. Вот такого цвета будет и рукавичка  для ваших персонажей.

Опрос детей (соотнесение  цвета конверта с рукавичкой)

Возьмите в руки свои подносы с моделями  и подойдите к своим рукавичкам….

3 часть. Контрольное задание

Теперь расположите модели сверху вниз, так как появились герои в сказке. Первой была….. мышка – норушка , ее мы прикрепляем на самый  верх. Выложите сами без моих подсказок.

Сначала, вы проверьте сами у себя.

Дифференцированный  опрос детей.

Как вы  думаете, понравились героям новые рукавички? Ответы детей..

Какую сказку мы сегодня вспомнили? Ответы детей.. Рукавичка.

Почему она так называется? Ответы детей..

Вы выполнили все задания книги. Вот вам подарок. Это книга со сказками.

Надо найти ей место, где она будет у вас хранится. Ответы детей..

Итог:

 Возвращаемся к книжному уголку.

Вам понравилась сказка? Ответы детей..

Как она называлась? Ответы детей..

С помощью чего мы выкладывали сюжет сказки? Ответы детей..

 Какое задание вам понравилось больше всего? Ответы детей..

Но это еще не все подарки!

Это настольный театр «рукавичка», теперь вы сможете не только рассматривать иллюстрации, но и ставить спектакли, сначала на столе, а потом и сами сможете инсценировать  эту сказку.

До свидания!!

прием:

вопросы,

пояснение, просьба

демонстрация предмета

просьба

Игра

появление

волшебного предмета,

объяснение, показ, рассматривание изображений,

Вопросы

создание проблемной ситуации

Динамическая пауза

приемы

загадывание  голосов (фонограмма кабан, медведь, волк, мышь, лягушка)

Физминутка  +

  Прием  договаривание слов

демонстрация

сравнение

моделирование

конструктивное упражнение

-  сравнение

объяснение

– рассказ педагога, совместно с детьми

Прием - создание проблемной ситуации

упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по развитию речи "В гости к сказке Рукавичка"

Презентация составлена мною в помощь воспитателям к занятию по развитию речи в средней группе д/с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «В гости к сказке" ( по сказкам К.И.Чуковского).

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "В гости к сказке" (по сказкам К.И.Чуковского)....

НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему "В гостях у сказки"(по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь")

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Основная цель деятельности: развитие эмоционально-личностной сферы и коммуникативной деятельности дошкольников ...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Конспект занятия в средней группе по развитию связной речи «В гости к сказке «Рукавичка»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок....