Конспект тематического мероприятия для старших дошкольников "Путешествие с фольклором"
методическая разработка по развитию речи на тему
Автором представлен материал по закреплению представлений о малых фольклорных форм и развитию речи старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Конспект тематического мероприятия для старшей группы
«Путешествие с фольклором»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Цель:
Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм.
Задачи:
Образовательная.
Закрепить малые фольклорные формы.
Развивающая.
Формировать умение различать загадку, потешку, пословицу;
Развивать речь, ее выразительность посредством фольклора;
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
- проведение занятий, бесед, викторин по данной тематике;
- знакомство с литературой о фольклоре, жанрах русского фольклора;
- чтение сказок;
- отгадывание загадок;
- чтение и заучивание пословиц и потешек;
- игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, словесные, настольно-печатные;
- слушание народных музыкальных произведений.
Методы и приёмы:
Словесные: беседа; рассказывание; отгадывание загадок; чтение сказок, пословиц, поговорок, потешек;
Практические: Физ.минутка «Бабушка Яга»; русская народная игра «Золотые ворота».
Наглядные: иллюстрации к сказкам, картинки для составления загадок.
Материалы и оборудование: ёлочки, пенёк, грибок из картона, имитация озера с кувшинками, посылка – сюрприз.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Бабушка Яга» |
Игровая | Русская народная игра «Золотые ворота» |
Коммуникативная | Словесная игра «Закончи предложение»; отгадывание загадок; рассказывание потешек. |
Музыкально-художественная | Музыкальное сопровождение под музыку Е.Теличеева «Лес». |
Продуктивная | Рисование героев сказки «Теремок». |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель приглашает детей в зал и говорит слова приветствия: Доброе утро, добрый час! Очень рада видеть вас! «Доброе утро!» - нам птицы щебечут. «Доброе утро!» - нам шепчут деревья. «Доброе утро!» - нам солнышко светит. «Доброе утро!» - Здравствуйте, дети! | Дети входят в зал и садятся на стульчики. | Создан интерес к предстоящей деятельности. |
2 | Воспитатель обращает внимание детей на посылку – сюрприз от лесовичка. В письме он написал, что когда читал книгу, налетел сильный ветер и все листочки у книги разлетелись. Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный лес и помочь лесовичку найти листочки из его книги. А дорогу туда покажет волшебный клубок, который прислал лесовичок. | Дети соглашаются. | Воспитана доброта, сочувствие, желание помочь. |
3 | Лесовичок предлагает детям посмотреть нужную страницу около пенька. | Дети соглашаются. | Поддержан интерес к предстоящей деятельности. |
4 | Воспитатель читает, что написано на странице: «У меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи», «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылези – все будет сработано», и предлагает ответить на вопросы: почему решили, что это сказки?; из какой сказки эти слова и кто их говорит? | Дети отвечают на вопросы. | Развито умение отвечать на вопросы по содержанию, закреплено знание русских народных сказок. |
5 | Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около дерева. | Дети соглашаются. | Поддержан интерес к предстоящей деятельности. |
6 | Воспитатель читает и предлагает отгадать «сказочные загадки»: 1. В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь».) 2. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети? (Козлята.) 3. Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой».) 4. Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок, расчудесный… («Теремок».) 5. Носик круглый, пятачком. Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка.) 6. Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга.) | Дети отгадывают загадки. | Развито логическое мышление, умение отгадывать загадки. |
7 | Воспитатель предлагает поиграть: В темном лесе есть избушка, Встала задом наперед. В той избушке есть старушка – Бабушка Яга живет. Дети водят хоровод сначала спиной к центру круга, потом лицом. Нос крючком, глаза в полоску И, как уголь, все горят. Ух, сердитая какая, Дыбом волосы стоят! Ух, сердитая какая! Дети показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам. Резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся. И поломана нога, Не простая – костяная… Вот вам Бабушка Яга! Дети прыгают на одной ноге. Прихрамывают, топают, разводят руки в стороны. | Физкультминутка «Бабушка Яга» | Снято мышечное и умственное напряжение. |
8 | Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около озера. | Дети соглашаются. | Поддержан интерес к предстоящей деятельности. |
9 | Воспитатель читает пословицу и просит объяснить ее значение: «Без труда не вынешь рыбку из пруда» | Дети объясняют значение пословицы. | Развито логическое мышление, развит словарный запас. |
10 | Воспитатель предлагает детям вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки: • Щи да каша (еда наша) • Что на уме (то и на языке) • Хорошо в гостях, (а дома лучше) • Старый друг (лучше новых двух) • Ученье – свет (а не ученье – тьма) • Сделал дело (гуляй смело) • Всякому мила (своя сторона) | Словесная игра «Закончи предложение» | Закреплено знание пословиц и поговорок. |
11 | Лесовичок предлагает детям посмотреть листок из книги около грибка. | Дети соглашаются. | Поддержан интерес к предстоящей деятельности. |
12 | Воспитатель читает потешку: Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Сидит грызёт. Ай, кто-то идёт! и предлагает детям, рассказать потешки какие они знают. | Дети рассказывают потешки. | Закреплено знание потешек, сформировано умение выразительно рассказывать потешки. |
13 | Воспитатель предлагает детям поиграть в русскую народную игру: дети выстраиваются в «ручеек» Тра-та-та, тра-та-та Отворяйте ворота, Золотые ворота, Приходите к нам сюда. Пропускаем раз, пропускаем два, А на третий раз, Не пропустим вас. | П/И «Золотые ворота». | Снято мышечное и умственное напряжение. |
14 | Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: что было на страничках? как можно это назвать одним словом? | Дети отвечают. | Закреплено значение слова фольклор. |
15 | Воспитатель напоминает детям про книжку – раскладушку по сказке «Теремок», которую они делали со своими родителями и предлагает подарить ее лесовичку. | Дети соглашаются. | Поддержан интерес к предстоящей деятельности. |
16 | Лесовичок благодарит за помощь и подаренную книгу. Воспитатель хвалит детей за их знания и предлагает вернуться из сказочного леса в детский сад. | Дети соглашаются. | Закреплен интерес к образовательной деятельности. |
17 | Воспитатель предлагает поделиться впечатлениями о путешествии. | Дети высказывают свои впечатления. | Активизирован словарный запас по теме, продолжено развитие памяти и внимания. |
Список литературы:
1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
2. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова.
3. http://www.maam.ru/detskijsad/detskii-folklor-malye-folklornye-formy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического мероприятия для старших дошкольников "Зима"
Автором представлен конспект тематического мероприятия по времени года зима, направленный на формирование умений и навыков работы со схемами и пиктограммами....
Конспект тематического мероприятия по правилам дорожного движения «Светофорик» в старшей группе детского сада
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире...

Конспект тематического мероприятия, посвященного 76 годовщине Победы над фашизмом "Путь к Победе", для детей старшего дошкольного возраста
laquo;Путь к Победе»(Конспект тематического мероприятия, посвященного 76 годовщине Победы над фашизмом)Подготовила старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 59»Петлина Св...
Конспект тематического мероприятия в старшей группе, посвященной Дню Победы "Помним, гордимся, Благодарим"
Тематиеское мероприятие, посвященное Дню Победы. Можно использовать для старшей и подготовительной групп, данное мероприятия....

Конспект тематического мероприятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Посвящение в эколята - дошколята»
Цель: Формирование экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой....

Конспект тематического мероприятия в старшей группе «1 сентября — День знаний»
1 сентября в старшей группе прошел праздник посвященный Дню знаний. Начинается новый этап в жизни ребят: занятия, беседы, праздники, помогающие лучше познать окружающий мир, научиться чему-то но...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи средствами фольклора " Игры да потешки" во второй младшей группе
Конспект открытого мероприятия по развитию речи средствами фольклора " Игры да потешки" во второй младшей группе...