Доклад по развитию речи «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Поползухина Ирина Ивановна

Познавательный материал по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день!

Слайд 1

 Разрешите представить вам выпускную квалификационную работу на тему:

«Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, — одна из главных. Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие - нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: Что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано?

Формирование словаря происходит на специальных занятиях: рассматривание и обследование предметов;  наблюдение за трудом взрослых; экскурсии, чтение художественных произведений; беседы о профессиях, рассматривание картин, фотографий,  сюжетно-ролевые игры.

 Однако, ознакомление дошкольников с окружающим и расширение их словаря, осуществляется не только в процессе обучения, но и в других видах деятельности. 

Поэтому  мы обратились к  данной теме.

Слайд 2

 Цель нашей выпускной квалификационной  работы: выявить результативные условия эффективного развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых.

Объект исследования: процесс развития словаря  у дошкольников.

Предмет исследования:  ознакомление детей с профессиями взрослых  как средство развития словаря дошкольников.

Слайд 3

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.

Слайд 4

 Актуальность  работы:  важную роль в развитии словаря детей  старшего дошкольного возраста  играет систематическая работа по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых. 

Знакомя детей с любым видом труда,  полезно придерживаться определённой системы:

- о названии профессии (кто варит обед, строит дом);

- о месте работы (где работает повар,  строитель);

- об орудиях труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель);

- о трудовых действиях (что делает повар, строитель);

- о результатах труда (что получается в  результате работы повара, строителя);

- о пользе труда для общества (для кого варит обед повар, строит дома строитель).

Слайд 5

Приступая к исследованию, мы выдвинули гипотезу: систематическая  работа  по ознакомлению дошкольников  с профессиями взрослых  оказывает положительное влияние на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Базой исследования стала старшая группа детского сада «Солнышко» г. Инсара.

Экспериментальное исследование состояло из 3-х этапов.

Слайд 6

Цель проведения констатирующего  этапа:  выявить уровень развития словаря у дошкольников и спланировать дальнейшую работу по данному направлению.

На констатирующем этапе эксперимента мы обратились к методике Валентины Ивановны Яшиной, изложенной в книге «Изучение уровня речевой подготовки детей к обучению в школе».

Обследование проводили индивидуально.

Слайд 7

Ребенку предлагали выполнить 10 заданий.

Для обследования заранее подобрали слова и наглядный материал с целью проверки активного и пассивного словаря (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия).

  •  проверяли знание слов, обозначающих специалистов разных профессий. (Кто это? – учитель, врач, парикмахер и другие.)
  • проверяли знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности. 
  • В чемоданчике врача есть бинт. А что еще есть в чемоданчике врача? – шприц, мазь, таблетки, градусник…

проверяли знание и употребление слов, обозначающих цвет, качества, свойства предметов, величину и пр.

- Какая может быть машинка у швеи? – Ручная, ножная, электрическая.

Провели словесное упражнение «Кто что делает». Предложили ребенку подобрать как можно больше слов к заданным вопросам:

- Что делает библиотекарь? – выдает книги, подбирает, ремонтирует книги, проводит, устраивает выставки, расставляет книги.

Слайд 8

На основе полученных данных была составлена диаграмма №1.

 У  40% обследуемых детей уровень сформированности словаря низкий, 60%- средний. Высокий уровень не имеет никто из детей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в период проведения констатирующего этапа эксперимента у большинства дошкольников отмечается ограниченность словарного запаса. Дети понимают значения слов, но употребления их в речи сильно затруднено. Бедность словаря детей проявляется в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употреблять в речи знакомых им слова, наиболее точно выражающие смысл действия.

Слайд 9  

Цель формирующего этапа эксперимента: попытаться повысить уровень сформированности словаря  детей, участвующих в эксперименте.

Планируя работу, мы составили словарь слов, предназначенных для усвоения дошкольниками при организации трудовой деятельности и в процессе формирования положительного отношения к труду на занятиях и в повседневном общении.

Наличие такого словаря позволило целенаправленно руководить работой. Нами были проведены занятия, например,  на тему «Профессия - строитель», «Большая тайна маленького ателье», на которых мы знакомили детей  экспериментальной группы с трудом взрослых, рассматривали картины, отражающие  труд людей разных профессий.

Кроме этого, в процессе самообслуживания, дежурства по столовой, подготовке к занятиям, уборке групповой комнаты, участка, мы старались разговаривать с детьми о том, что они надевают или снимают, из какого материала сшита их одежда, кто шил их одежду. Когда ребята помогали подклеивать книги, мы также задавали им вопросы о том, где можно найти нужные книги, кто выдает книги, что, кроме книг можно взять в библиотеке.

Слайд 10

Цель контрольного этапа: выявить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста после целенаправленно проведенной работы при организации занятий, бесед по ознакомлению детей с профессиями взрослых.

Повторное диагностирование детей старшего возраста показало следующее:

Слайд 11

Состояние словаря детей,  которые принимали участие в формирующем эксперименте, значительно улучшились по сравнению с данными констатирующего эксперимента.  Высокий и средний уровень развития словаря показали 9 человек. (70%(7 человек) показали средний уровень; 10%(1 человек) – низкий; 20%(2 человека) – высокий).

Дети стали активнее использовать предложенные слова в повседневном общении, в сюжетно-ролевых играх, на занятиях. Увеличился активный словарь глаголов, прилагательных, наречий.

Слайд 12

 Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Данная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

Слайд 13

Таким образом, проведенная работа подтвердила целесообразность выбранного нами направления. Гипотеза  нашей выпускной   работы подтвердилась: ознакомление детей с профессиями взрослых оказывает положительное влияние на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Успешно были реализованы поставленные задачи:

1. Проанализировано состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике учреждений дошкольного образования.

2. Теоретически обосновано  компоненты модели формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых  и его социальной значимости в процессе специально организованной деятельности.

3. Выявлена и экспериментально проверена эффективность реализации содержательного и процессуально-методического компонентов модели формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и его социальной значимости в процессе специально организованной деятельности.

Опираясь на данные эксперимента, мы разработали следующие рекомендации для выпускников педагогических колледжей и воспитателей детских садов:

  1. При ознакомлении детей с трудовой лексикой важно соблюдать постепенность в расширении сведений.
  2. В ходе обучения детей не забывать о том, что наблюдения и экскурсии – наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых.
  3. Воспитатель должен стимулировать развитие игр на трудовые темы. Для этого надо подобрать игрушки, соответствующие интересам детей старшего возраста.
  4. Проявлять интерес к играм детей на трудовые темы, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
  5. Знакомя детей с любым видом труда, полезно опираться на личный опыт детей, на художественную литературу, картины.
  6. В ходе обучения важно, чтобы дети слышали речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем.
  7. Следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, поощрять детскую инициативность.

        С учетом поставленной цели и гипотезы в данной работе необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы  формирования словаря   у детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть содержание работы по развитию словаря в процессе ознакомления с профессиями взрослых.  

3. Подобрать диагностическую методику определения уровня сформированности словаря у детей старшей группы.

4. Экспериментально проверить  целесообразность   использования систематической  работы  по ознакомлению дошкольников  с профессиями взрослых для развития словаря детей  у детей  старшего дошкольного возраста.

5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня сформированности словаря у детей  старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: 

Теоретические:

- изучение психолого-педагогической  и методической литературы по теме исследования;

- реферирование научно-методической литературы;

- классификация и систематизация теоретического материала.

Эмпирические:

- педагогический эксперимент;

- наблюдение за детьми на занятиях и  в повседневной жизни;

- беседы с детьми;

- математическая обработка экспериментальных данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»

Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления их с природой родного края»....

Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...

«Развитие позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых».

В данной статье рассматривается вопрос о развитии позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями взрослых. Автор статьи указывает, ч...