Доклад по развитию речи «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Добрый день!
Слайд 1
Разрешите представить вам выпускную квалификационную работу на тему:
«Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, — одна из главных. Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие - нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: Что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано?
Формирование словаря происходит на специальных занятиях: рассматривание и обследование предметов; наблюдение за трудом взрослых; экскурсии, чтение художественных произведений; беседы о профессиях, рассматривание картин, фотографий, сюжетно-ролевые игры.
Однако, ознакомление дошкольников с окружающим и расширение их словаря, осуществляется не только в процессе обучения, но и в других видах деятельности.
Поэтому мы обратились к данной теме.
Слайд 2
Цель нашей выпускной квалификационной работы: выявить результативные условия эффективного развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых.
Объект исследования: процесс развития словаря у дошкольников.
Предмет исследования: ознакомление детей с профессиями взрослых как средство развития словаря дошкольников.
Слайд 3
Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.
Слайд 4
Актуальность работы: важную роль в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста играет систематическая работа по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых.
Знакомя детей с любым видом труда, полезно придерживаться определённой системы:
- о названии профессии (кто варит обед, строит дом);
- о месте работы (где работает повар, строитель);
- об орудиях труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель);
- о трудовых действиях (что делает повар, строитель);
- о результатах труда (что получается в результате работы повара, строителя);
- о пользе труда для общества (для кого варит обед повар, строит дома строитель).
Слайд 5
Приступая к исследованию, мы выдвинули гипотезу: систематическая работа по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых оказывает положительное влияние на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования стала старшая группа детского сада «Солнышко» г. Инсара.
Экспериментальное исследование состояло из 3-х этапов.
Слайд 6
Цель проведения констатирующего этапа: выявить уровень развития словаря у дошкольников и спланировать дальнейшую работу по данному направлению.
На констатирующем этапе эксперимента мы обратились к методике Валентины Ивановны Яшиной, изложенной в книге «Изучение уровня речевой подготовки детей к обучению в школе».
Обследование проводили индивидуально.
Слайд 7
Ребенку предлагали выполнить 10 заданий.
Для обследования заранее подобрали слова и наглядный материал с целью проверки активного и пассивного словаря (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия).
- проверяли знание слов, обозначающих специалистов разных профессий. (Кто это? – учитель, врач, парикмахер и другие.)
- проверяли знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности.
- В чемоданчике врача есть бинт. А что еще есть в чемоданчике врача? – шприц, мазь, таблетки, градусник…
проверяли знание и употребление слов, обозначающих цвет, качества, свойства предметов, величину и пр.
- Какая может быть машинка у швеи? – Ручная, ножная, электрическая.
Провели словесное упражнение «Кто что делает». Предложили ребенку подобрать как можно больше слов к заданным вопросам:
- Что делает библиотекарь? – выдает книги, подбирает, ремонтирует книги, проводит, устраивает выставки, расставляет книги.
Слайд 8
На основе полученных данных была составлена диаграмма №1.
У 40% обследуемых детей уровень сформированности словаря низкий, 60%- средний. Высокий уровень не имеет никто из детей.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в период проведения констатирующего этапа эксперимента у большинства дошкольников отмечается ограниченность словарного запаса. Дети понимают значения слов, но употребления их в речи сильно затруднено. Бедность словаря детей проявляется в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употреблять в речи знакомых им слова, наиболее точно выражающие смысл действия.
Слайд 9
Цель формирующего этапа эксперимента: попытаться повысить уровень сформированности словаря детей, участвующих в эксперименте.
Планируя работу, мы составили словарь слов, предназначенных для усвоения дошкольниками при организации трудовой деятельности и в процессе формирования положительного отношения к труду на занятиях и в повседневном общении.
Наличие такого словаря позволило целенаправленно руководить работой. Нами были проведены занятия, например, на тему «Профессия - строитель», «Большая тайна маленького ателье», на которых мы знакомили детей экспериментальной группы с трудом взрослых, рассматривали картины, отражающие труд людей разных профессий.
Кроме этого, в процессе самообслуживания, дежурства по столовой, подготовке к занятиям, уборке групповой комнаты, участка, мы старались разговаривать с детьми о том, что они надевают или снимают, из какого материала сшита их одежда, кто шил их одежду. Когда ребята помогали подклеивать книги, мы также задавали им вопросы о том, где можно найти нужные книги, кто выдает книги, что, кроме книг можно взять в библиотеке.
Слайд 10
Цель контрольного этапа: выявить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста после целенаправленно проведенной работы при организации занятий, бесед по ознакомлению детей с профессиями взрослых.
Повторное диагностирование детей старшего возраста показало следующее:
Слайд 11
Состояние словаря детей, которые принимали участие в формирующем эксперименте, значительно улучшились по сравнению с данными констатирующего эксперимента. Высокий и средний уровень развития словаря показали 9 человек. (70%(7 человек) показали средний уровень; 10%(1 человек) – низкий; 20%(2 человека) – высокий).
Дети стали активнее использовать предложенные слова в повседневном общении, в сюжетно-ролевых играх, на занятиях. Увеличился активный словарь глаголов, прилагательных, наречий.
Слайд 12
Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Данная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
Слайд 13
Таким образом, проведенная работа подтвердила целесообразность выбранного нами направления. Гипотеза нашей выпускной работы подтвердилась: ознакомление детей с профессиями взрослых оказывает положительное влияние на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Успешно были реализованы поставленные задачи:
1. Проанализировано состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике учреждений дошкольного образования.
2. Теоретически обосновано компоненты модели формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых и его социальной значимости в процессе специально организованной деятельности.
3. Выявлена и экспериментально проверена эффективность реализации содержательного и процессуально-методического компонентов модели формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и его социальной значимости в процессе специально организованной деятельности.
Опираясь на данные эксперимента, мы разработали следующие рекомендации для выпускников педагогических колледжей и воспитателей детских садов:
- При ознакомлении детей с трудовой лексикой важно соблюдать постепенность в расширении сведений.
- В ходе обучения детей не забывать о том, что наблюдения и экскурсии – наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых.
- Воспитатель должен стимулировать развитие игр на трудовые темы. Для этого надо подобрать игрушки, соответствующие интересам детей старшего возраста.
- Проявлять интерес к играм детей на трудовые темы, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
- Знакомя детей с любым видом труда, полезно опираться на личный опыт детей, на художественную литературу, картины.
- В ходе обучения важно, чтобы дети слышали речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем.
- Следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, поощрять детскую инициативность.
С учетом поставленной цели и гипотезы в данной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть содержание работы по развитию словаря в процессе ознакомления с профессиями взрослых.
3. Подобрать диагностическую методику определения уровня сформированности словаря у детей старшей группы.
4. Экспериментально проверить целесообразность использования систематической работы по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых для развития словаря детей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования:
Теоретические:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- реферирование научно-методической литературы;
- классификация и систематизация теоретического материала.
Эмпирические:
- педагогический эксперимент;
- наблюдение за детьми на занятиях и в повседневной жизни;
- беседы с детьми;
- математическая обработка экспериментальных данных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»
Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....
Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края»....
Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....
Статья "Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых"
Научно - педагогическая работа....
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...
«Развитие позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых».
В данной статье рассматривается вопрос о развитии позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями взрослых. Автор статьи указывает, ч...