ЗИМА
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
ОД по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_zima_v_starsh_gr.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Зима».
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о зиме, упражнение в составлении предложений.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
- Упражнять в составлении предложений по картинкам.
- Учить отвечать на вопросы полным ответом.
- Совершенствовать навыки слогового анализа слов.
- Обогащать словарь с помощью прилагательных.
- Подбирать однокоренные слова.
- Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Активизировать словарь по данной теме.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки.
- Развивать зрительное внимание и восприятие.
- Развивать общую и тонкую моторику.
- Развивать речевое дыхание и правильный речевой выдох.
- Развивать графические навыки.
Воспитательные:
- Формирование навыков самостоятельности.
- Воспитывать инициативность.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.
Оборудование: ноутбук с презентацией «Составление предложений по теме «Зима», картинки с изображением зимы, стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля (по количеству детей), листочки с картинкой снеговика, нарисованного пунктирными линиями и простые карандаши (на каждого ребёнка), пробки от пластиковых бутылок по две штуки на каждого ребёнка, мяч, нарисованные картинки «Зимняя полянка» и «Весенняя полянка», волшебная палочка « Снежинка», снежинки для поощрения, цветы-подснежники весёлые и грустные для подведения итогов.
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят на коврике кружком.
- Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на занятии.
Кто, угадай-ка!
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки.
Над миром пушинки?
Дети: Зима.
В: Верно, зима. Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
- Какое время года у нас сейчас?
- А какие зимние месяцы вы знаете?
-Хорошо, молодцы. А сейчас придумайте зимние слова, т. е. слова, связанные с зимой, на звук С. Кто слово называет, тот садится на стульчик {снег, санки, Снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад).
В: Вы придумали много зимних слов. Скажите, пожалуйста, какая она, зима?
Дети: морозная, холодная, снежная, суровая, ветреная, трескучая, веселая.
В: Молодцы. А теперь придумаем предложения о зиме. Каждое предложение начинается со слова «зимой». А помогут нам в этом картинки. Например: «зимой редко светит солнце».
СЛАЙД 2
Презентация «Зимой» - составление предложений по презентации.
В: Ребята, а хотите поиграть? Пойдёмте поиграем.
Игра «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратиться в снежный ком-
И станет ком снеговиком!
Его улыбка так светла:
2 глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнца припечёт слегка- медленно приседают
Увы!- и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами
СЛАЙД 3
В: Вы, наверное, тоже лепили снеговиков. Давайте его нарисуем.
У вас на листочках снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите карандаши и обведите комки, из которых сделан наш снеговик, затем обведите ведерко, нарисовать глазки- угольки и нос- морковку. Старайтесь не выезжать за контур. Вечером вы сможете раскрасить снеговика и дорисовать ему метёлку. Хорошо, молодцы! У вас получились весёлые снеговички.
СЛАЙД 4
Подойдите ребята ко мне.
В: Давайте прохлопаем слово «Снеговик» по очереди - Сне-го-вик.
Сколько здесь слогов? - три.
Игра «Закончи предложение»
А теперь давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово «снеговик».
Мы решили слепить……..( снеговика)
Мы приделали нос-морковку нашему……(снеговику)
Мы показали соседям нашего……. (снеговика)
Мы играли с нашим ……..(снеговиком)
Мы рассказали бабушке о……….(снеговике)
В: Молодцы! А сейчас давайте сядем за столы ……
В: И теперь, ребятки, -послушайте загадку:
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
На них поставишь две ноги
И по большим снегам беги!
СЛАЙД 5
В: Вы верно отгадали – и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?
- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах», делая по шагу на каждый слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
В: А теперь ребята, послушайте внимательно слова (они похожи) и скажите какое слово лишнее:
- каток, платок, каток.
- лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
- снежок, снежинка, нежный, снежный.
В: Хорошо, молодцы! А теперь давайте отдохнём.
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз- сюда, два -туда,
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два- привстали
Руки к верху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
В: А теперь ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо. (Вьюга)
В: Ребята, а хотите сами устроить вьюгу?
Возьмите стаканчики с маленькими крупинками-снежинками.Снег там волшебный и не тает. Встаньте прямо, поднесите стаканчик ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щёк. Вот так (показ) – спокойный выдох.
В: У нас получилась непростая вьюга, а волшебная. И она принесла нам сказку. Вы любите сказки? Тогда садитесь на коврик и слушайте:
У одной мамы было две дочки. Старшую звали Послушница, а младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица разбросает. Послушница закроет дверь, Упрямица... (откроет). Послушница почистит ковер, Упрямица... (испачкает). Если Послушница скажет "Здравствуйте", Упрямица... ("до свидания").
Давайте и мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот», а поможет вам в этом волшебная снежинка.
Холодный – тёплый, весёлый – грустный, светлый – темный, высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – худой, тяжёлый – лёгкий, больной – здоровый, твёрдый – мягкий.
А сейчас давайте с вами поиграем в мяч и игра наша называется «Скажи ласково»:
Снег – снежок, ветер – ветерок, мороз – морозец, холод – холодок, лёд – ледок, снежинка – снежиночка, сугроб – сугробик, зима – зимушка, метель – метелица.
В: Как у вас хорошо получается! Интересно, смогу ли я вас запутать. Давайте попробуем.
Я буду описывать эту картинку, а вы будете исправлять меня, если я ошибусь.
Я вижу на картинке лето.
Деревья покрыты листьями.
На полянках растет трава.
На небе ярко светит луна.
Серебристые дождинки падают с неба.
На берёзе сидит ласточка.
Ребята катаются на велосипеде и на роликах.
В: -Какие вы внимательные, ни разу ошибиться не дали! Давайте теперь поиграем в игру "Скажи со словом "зимний". Я буду называть предмет, а вы будете прибавлять к нему слово "зимний", например: шапка какая? - зимняя шапка.
сапоги какие?
куртка какая?
лес какой?
погода какая?
утро какое?
деревья какие? (картинка с деревьями)
В: Давайте их назовём ( берёза, ель, сосна)
Дидактическая игра «Какие разные деревья зимой» Счет деревьев до 10.
В: Ребята, скажите какое дерево выше? Какое ниже?
Дидактическая игра «Какое дерево выше» Сравнение по высоте различных деревьев зимой (береза ниже сосны, но выше ели и т.д.) по предметным картинкам.
В: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом (Д \ и «Доскажи словечко»).
Тихо, тихо, как во сне. Падает на землю... (снег.)
С неба всё скользят пушинки - серебристые... (снежинки.)
На поселки, на лужок всё снижается ... (снежок.)
Вот веселье для ребят - все сильнее… (снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик.)
Рядом снежная фигурка - эта девочка-... (снегурка.)
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой... (снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег.)
В: Да сейчас все покрыто снегом. Но ведь скоро наступит весна, и наша зимняя полянка превратится вот в такую весеннюю полянку.
А чтобы она стала ещё красивее, давайте украсим её цветами. Какие цветы появляются первыми из-под снега?
Кому сегодня всё понравилось и у него радостное настроение - посадит на полянку весёлый цветок, а кому было сегодня грустно – посадит грустный. Давайте я тоже вместе с вами свой цветочек посажу на полянку. Посмотрите, какая красивая у нас получилась полянка.
В: Молодцы, ребята! Вас можно назвать «Знатоками зимы». И зимушка подарила вам в награду эти красивые снежинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....