ЗИМА
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зарубина Светлана Вячеславовна

ОД по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_zima_v_starsh_gr.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОД  по развитию речи в старшей группе

Тема: «Зима».

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о зиме, упражнение в составлении предложений.

Задачи:

Образовательные:  

  • Обобщить и систематизировать знания детей  о зиме.
  • Упражнять в составлении предложений по картинкам.
  • Учить отвечать на вопросы полным ответом.
  • Совершенствовать  навыки слогового анализа слов.
  • Обогащать словарь с помощью прилагательных.
  •  Подбирать однокоренные слова.
  •  Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Активизировать словарь по данной теме.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки.
  • Развивать зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать общую и тонкую моторику.
  • Развивать речевое дыхание и правильный речевой выдох.
  • Развивать графические навыки.

Воспитательные:

  • Формирование навыков самостоятельности.
  • Воспитывать инициативность.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.

Оборудование:  ноутбук с презентацией  «Составление предложений по теме «Зима», картинки с изображением зимы, стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля (по количеству детей), листочки с картинкой снеговика, нарисованного пунктирными линиями и простые карандаши (на каждого ребёнка), пробки от пластиковых бутылок по две штуки на каждого ребёнка, мяч, нарисованные картинки «Зимняя полянка» и «Весенняя полянка», волшебная палочка « Снежинка», снежинки для поощрения, цветы-подснежники весёлые и грустные для подведения итогов.

Ход занятия:

Дети и воспитатель стоят на коврике кружком.

  1. Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на занятии.

 Кто, угадай-ка!

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки.

Над миром пушинки?

Дети: Зима.

В: Верно, зима. Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

- Какое время года у нас сейчас? 

 - А какие зимние месяцы вы знаете?

-Хорошо, молодцы. А сейчас придумайте зимние слова, т. е. слова, связанные с зимой, на звук С. Кто слово называет, тот садится на стульчик {снег, санки, Снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад).

В:  Вы придумали много зимних слов. Скажите, пожалуйста, какая она, зима?

Дети: морозная, холодная, снежная, суровая, ветреная, трескучая, веселая.

В:  Молодцы. А теперь придумаем предложения о зиме. Каждое предложение начинается со слова «зимой». А помогут нам в этом картинки. Например: «зимой редко светит солнце».

СЛАЙД 2

Презентация «Зимой» - составление предложений по презентации.

В:  Ребята, а хотите поиграть? Пойдёмте поиграем.

Игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратиться в снежный ком-

И станет ком снеговиком!

Его улыбка так светла:

2 глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнца припечёт слегка-                          медленно приседают

Увы!- и нет снеговика.                      Разводят руками, пожимают плечами

СЛАЙД 3

В:  Вы, наверное, тоже лепили  снеговиков. Давайте его нарисуем.

У вас на листочках снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите карандаши и обведите комки, из которых сделан наш снеговик,   затем обведите ведерко, нарисовать глазки- угольки и нос- морковку. Старайтесь не выезжать за контур. Вечером вы сможете раскрасить снеговика и дорисовать ему метёлку. Хорошо, молодцы! У вас получились весёлые снеговички.

СЛАЙД 4

Подойдите ребята ко мне.

В:  Давайте прохлопаем слово «Снеговик»  по очереди    -   Сне-го-вик.

Сколько здесь слогов?   -    три.

Игра «Закончи предложение»

А теперь давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово «снеговик».

Мы решили слепить……..( снеговика)

Мы приделали нос-морковку нашему……(снеговику)

Мы показали соседям нашего……. (снеговика)

Мы играли с нашим ……..(снеговиком)

Мы рассказали бабушке о……….(снеговике)

В:  Молодцы! А сейчас давайте сядем за столы ……

В:  И теперь, ребятки, -послушайте загадку:

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые

На них поставишь две ноги

И по большим снегам беги!

СЛАЙД 5

В:  Вы верно отгадали – и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?

- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах», делая по шагу на каждый слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

В:     А теперь ребята, послушайте внимательно слова (они похожи) и скажите какое слово лишнее:

- каток, платок, каток.

 - лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

 - снежок, снежинка, нежный, снежный.

В:  Хорошо, молодцы! А теперь давайте отдохнём.

Физминутка 
Мы ногами топ-топ, 
Мы руками хлоп-хлоп, 
Мы глазами миг-миг, 
Мы плечами чик-чик. 
Раз- сюда, два -туда, 
Повернись вокруг себя. 
Раз- присели, два- привстали 
Руки к верху все подняли. 
Раз, два, раз, два, 
Заниматься нам пора. 

В:     А теперь ребята, отгадайте ещё одну загадку:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо.    (Вьюга)

В:  Ребята, а хотите сами устроить вьюгу?

Возьмите стаканчики с маленькими крупинками-снежинками.Снег там волшебный и не тает. Встаньте прямо, поднесите стаканчик ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щёк. Вот так (показ) – спокойный выдох.

 В:  У нас получилась непростая вьюга, а волшебная. И она принесла нам сказку. Вы любите сказки? Тогда садитесь на коврик и слушайте:

У одной мамы было две дочки. Старшую звали Послушница, а младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица разбросает. Послушница закроет дверь, Упрямица... (откроет). Послушница почистит ковер, Упрямица... (испачкает). Если Послушница скажет "Здравствуйте", Упрямица... ("до свидания").

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Скажи  наоборот», а поможет вам в этом волшебная снежинка.

Холодный – тёплый, весёлый – грустный, светлый – темный, высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – худой, тяжёлый – лёгкий, больной – здоровый, твёрдый – мягкий.

А сейчас давайте с вами поиграем в мяч и игра наша называется «Скажи ласково»:

Снег – снежок, ветер – ветерок, мороз – морозец, холод – холодок, лёд – ледок, снежинка – снежиночка, сугроб – сугробик, зима – зимушка, метель – метелица.

В:  Как у вас хорошо получается! Интересно, смогу ли я вас запутать. Давайте попробуем.

 Я буду описывать эту картинку, а вы будете исправлять меня, если я ошибусь.

Я вижу на картинке лето.

 Деревья покрыты листьями.

На полянках растет трава.

На небе ярко светит луна.

Серебристые  дождинки  падают с неба.

На берёзе сидит ласточка.

Ребята катаются на велосипеде и на роликах.

 В:     -Какие вы внимательные, ни разу ошибиться не дали! Давайте теперь поиграем в игру "Скажи со словом "зимний". Я буду называть предмет, а вы будете прибавлять к нему слово "зимний", например: шапка какая? - зимняя шапка. 

сапоги какие? 
куртка какая? 
лес какой? 
погода какая? 
утро какое?

деревья  какие?   (картинка с деревьями)

В:     Давайте их назовём   ( берёза, ель, сосна)

Дидактическая игра «Какие разные деревья зимой» Счет деревьев до 10.

В:    Ребята, скажите какое дерево выше? Какое ниже?

 Дидактическая игра «Какое дерево выше» Сравнение по высоте различных деревьев зимой (береза ниже сосны, но выше ели и т.д.) по предметным картинкам.

В: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом \ и «Доскажи словечко»).

Тихо, тихо, как во сне. Падает на землю... (снег.)

 С неба всё скользят пушинки - серебристые... (снежинки.)

На поселки, на лужок  всё снижается ... (снежок.)

Вот веселье для ребят - все сильнее… (снегопад.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки.)

 Словно в белый пуховик  нарядился... (снеговик.)

Рядом снежная фигурка - эта девочка-... (снегурка.)

На снегу-то, посмотри - с красной грудкой... (снегири.)

 Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег.)

В: Да сейчас все покрыто снегом. Но ведь скоро наступит весна, и наша зимняя полянка превратится вот в такую весеннюю полянку.

А чтобы она стала ещё красивее, давайте украсим её цветами. Какие цветы появляются первыми из-под снега?

Кому  сегодня  всё понравилось   и у него радостное настроение - посадит на полянку весёлый цветок, а кому было сегодня грустно – посадит грустный. Давайте я тоже вместе с вами свой цветочек посажу на полянку. Посмотрите, какая красивая у нас получилась полянка.

В: Молодцы, ребята!  Вас можно назвать «Знатоками зимы». И зимушка подарила вам в награду эти красивые снежинки.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....