Использование малых фольклорных форм в театрализованной деятельности
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Пономарева Татьяна Викторовна

Использование малых фольклорных форм в театрализованной деятельности

Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки», «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока», «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки, например «Катя, Катя меленька», составленные для детей, которые только начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков –  «Чики, чики, чикалочки», «Аи тюшки, тюшки». Повторение в различных комбинациях звуков «ч», «к», «ш» предает тексту, когда он произноситься вслух взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для развития слухового внимания. Действенность – одно из необходимых условий, приближающих произведения искусства к пониманию меленького ребенка, так как он воспринимает мир, прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек, песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях, которые ребенку знакомы. В потешке «Баю-баю баиньки, купим сыну валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки, которые бегут по дороженьке. Детскую активность вызывают потешки, составленные в диалогической форме.

Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек» и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в разговор в той мере, в какой им это доступно. Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих произведений. Они отличаются благозвучностью-отсутствием трудно произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны, причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках, предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный, плавный: «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай»; слова здесь звучат напевно, так как в них неоднократно повторяется звук «а». Для передачи движения, быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый – «Побегу по бору, тебе ягод наберу». Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек – «Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова бородушка» и так далее.

Такая организация слов в стихотворных народных текстах не случайна. Она говорит о том, что творцы малых форм фольклора внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы. Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему пониманию и запоминанию текста.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_malyh_folklornyh_form_v_teatralizovannoy.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных форм в театрализованной деятельности

Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки», «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока», «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки, например «Катя, Катя меленька», составленные для детей, которые только начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков –  «Чики, чики, чикалочки», «Аи тюшки, тюшки». Повторение в различных комбинациях звуков «ч», «к», «ш» предает тексту, когда он произноситься вслух взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для развития слухового внимания. Действенность – одно из необходимых условий, приближающих произведения искусства к пониманию меленького ребенка, так как он воспринимает мир, прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек, песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях, которые ребенку знакомы. В потешке «Баю-баю баиньки, купим сыну валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки, которые бегут по дороженьке. Детскую активность вызывают потешки, составленные в диалогической форме.

Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек» и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в разговор в той мере, в какой им это доступно. Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих произведений. Они отличаются благозвучностью-отсутствием трудно произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны, причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках, предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный, плавный: «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай»; слова здесь звучат напевно, так как в них неоднократно повторяется звук «а». Для передачи движения, быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый – «Побегу по бору, тебе ягод наберу». Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек – «Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова бородушка» и так далее.

Такая организация слов в стихотворных народных текстах не случайна. Она говорит о том, что творцы малых форм фольклора внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы. Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему пониманию и запоминанию текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста

Представлены потешки для использования в режимных моментах....

Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста

Представлены потешки для использования в режимных моментах....

Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста

Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете: «Использование малых фольклорных форм в проектной деятельности по развитию связной речи дошкольников»

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.Ссылка на проект по данной тематике:https://nsportal.ru/det...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....