Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Фольклор (англ. folkore) — народное творчество, произведения, создаваемы народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются: коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитое человека.
Для плодотворного общения воспитателя и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, эмоционального контакта. В этом помогает детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры — песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Такие произведения окрашивают речь взрослого, делая ее образной, красочной; привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.
Песенки-потешки привносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания воспитателя, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Под текст потешек дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче и интереснее. Из нее уходят скука, однообразие и монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Применение в работе фольклорного материала позволяет стимулировать эмоциональные проявления детей, расширять их диапазон и силу. Произведения малых фольклорных форм таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движения, интонации, мимики. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты помогают детям адекватно реагировать на подобные произведения.
Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого детям. Показывая мини-пьески в театре кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию и по возможности через внешние действия героя. Воспитатель должен обращать внимание на четкость дикции, на не слишком быстрый темп действий и речи при показе инсценировок, с тем, чтобы дети могли следить за действием.
Уже с первых игр надо учить ребенка создавать элементарную предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал. В действительности место игры оборудует взрослый, но так, чтобы ребенок принимал в этом непосредственное посильное участие.
Организуя работу по включению малых фольклорных форм в театрализовано-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста была выделена основная цель: приобщить детей к истокам народной русской культуры через включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Добиваться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений (сказки, потешки, песенки, загадки, пестушки, приговорки, попевки).
Определены задачи:
Образовательная.
Познакомить с фольклорными произведениями, приучать детей к интонационному строю народной речи, вызывать радость общения с образным языком произведений.
Развивающая.
Развивать любознательность, довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, формировать нравственные качества личности.
Воспитательная.
Воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте, окружить малышей теплотой добрых чувств.
Свою работу мы строили по следующим направлениям:
- Работа по созданию предметно-развивающей среды в группе;
- Работа с детьми;
- Работа со специалистами;
- Работа с родителями.
Создание предметно-развивающей среды обеспечивало полноту развития театрально-игровой деятельности и личности ребенка. Благодаря правильно организованной предметной среде ребенок не только познает окружающий мир, но и чувствует психологическую защищенность и эмоциональное благополучие. Все это располагает к доброжелательному отношению к взрослому. В процессе реализации задач была подобрана и составлена картотека игрового и речевого материала, которая включает в себя стихи, народные потешки, детские песенки, игры с пением, пальчиковые игры по основным разделам программы «Детство». В картотеку вошли книги: «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т.Б.Полянская, «Использование фольклора в развитии дошкольника» Н.Н.Яковлева.
Детский книжный уголок пополнили книгами: «Русские народные песенки, потешки. «Сорока», «Русские народные сказки», «Энциклопедия детского фольклора. «Ладушки».
В театральный уголок внесли:
- Театр картинок (фланелеграф, театр на магнитах): картинный материал по содержанию потешек, песенок, сказок (например, петушок, уточка, киска и др.);
- Театр игрушек: петушок, зайчик, лошадка, лиса, белочка.
- Театр петрушек: маленькая настольная ширма.
- Пальчиковый театр: мелкие игрушки-животные.
- Театр матрешки: «Три медведя», матрешки.
- Театр шапок: зайчик, петушок, цветочки, бабочка.
- Декорации: деревья, домик, пенек, озеро.
Работа с детьми была построена с учетом планирования воспитательно-образовательной работы с начала учебного года. При планировании театрально-игровой деятельности мы руководствовались принципом интеграции образовательных областей и с учетом темы, предлагаемой на месяц.
Каждое утро начинается с утренней гимнастики. В комплексе утренней гимнастики, который носит игровой характер, есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж (малышам нужен образец для подражания). Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание. Например, в сентябре был комплекс утренней гимнастики «Воробьи-воробушки». Детям предлагалась загадка: «Чик-чирик, к зернышкам прыг! Клюй не робей! Кто это?». В октябре – предлагался комплекс утренней гимнастики «Киска». Детям предлагалась загадка про кошку. В ноябре проводим комплекс утренней гимнастики «Гуси-гуси». Дети собираются на гимнастику при сопровождении чтения потешки.
В течение дня проводятся: беседы с детьми; задания на развитие мелкой моторики рук и сенсорику (цвет, форма, величина): рисование, раскрашивание; игры: подвижные, хороводные, словесные, игры-забавы, сюжетно-ролевые, театрализованные; пальчиковая гимнастика; словарная работа.
Была подготовлена и проведена НОД на тему «Мы едем в деревню к бабушке Варваре».
Работа со специалистами. В нашей группе мы взаимодействуем с музыкальным руководителем. Пение потешки «Петушок-петушок» продолжается в группе, мы разучили потешку «Петушок, петушок, ты подай нам голосок». Музыкальные подвижные игры, игры-имитации используем на прогулках. Например, подвижная игра «Мишка, мишенька», «У медведя во бору».
Работа с родителями. Родители нашей группы выступают активными участниками педагогического процесса. В работе использовали следующие формы:
- Анкетирование;
- Оформление стенда «Ладушки» совместно с родителями;
- Индивидуальные беседы, советы, рекомендации. Например, при чтении потешки «Ладушки, ладушки!» даем советы: прочитайте ребенку потешку. Выучите её вместе с ним. Эта потешка-игра. Поиграйте с ребенком!
- По содержанию потешек родители Ксюши Ш., Полины С. подготовили картинный материал по изо деятельности «Раскраски».
На будущее мы планируем:
- Оформить альбом «Расскажи потешку по картинке»;
- В театральный уголок сшить ростовую куклу Бабушка Варвара для театрализованных игр и инсценировок русских народных потешек;
- Вместе с детьми сделать театр на столе по книге И.М.Петровой «Театр на столе»;
- При планировании воспитательно-образовательной работы продолжать развивать тему «Включение малых фольклорных форм в театрализовано-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых фольклорных жанров на эстетическое развитие развитие детей младшего дошкольного возраста
В наше время, когда вопросы эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческо...
Перспективное планирование "Малые фольклорные формы в разных видах деятельности детей". Младший возраст. I квартал
Разработала:Воспитатель Васильева Н.Н....
План по самообразованию на тему : " Использование малых фольклорных форм при формирование КГН у детей раннего дошкольного возраста"
План по самообразованию для воспитателя 1 младшей группы. Тема: "Использование малых фольклорных форм при формировании КГН у детей ранего дошкольного возвраста"...
«Использование малых фольклорных форм как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»
Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм....
Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...
Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...
Презентация " Малые формы фольклора в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Представлена практика " Малые формы фольклора", через игровую деятельность, для детей младшего дошкольного возраста.Практическая значимость представленной практики – это ме...