Занятие-досуг "Умницы и умники". Тема :"Звук-слог-слово-предложение"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Цель: активизация словаря, развитие связанной речи, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, совершенствование навыка письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-_dosug.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ-ДОСУГ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Тема «Звук - слог - слово - предложение».
Цель: активизация словаря, развитие связанной речи, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, совершенствование навыка письма и чтения.
План занятия
- Игра «Разноцветный сундучок».
- Игра «Скажи наоборот».
- Игра «Шифровальщик».
- Игра «Слово рассыпалось».
- Игра «Кто здесь лишний?».
- Игра «Шёл прошлогодний снег».
- Игра «Кто больше назовёт слов?»
Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме лепестков ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно, снежинки, буквы, схема кроссворда «Доброта», магнитофон, песня А. Беликова «Снег».
Ход занятия
На демонстрационной доске - графическая схема кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему.
- Игра «Разноцветный сундучок» (определение первого звука в слове)
Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.
Ведущий: Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка Оля (Миша, Катя), загляни,
Вынь картинку, назови.
Ребёнок достает картинку из сундучка, чётко, правильно произнося звуки в слове, называет её и определяет первый слог слове. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, ведущая предлагает найти среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку:
Крашеное коромысло
Над рекою повисло. (Радуга.)
Ребёнок, первым отгадавший загадку, вписывает слово радуга в схему кроссворда.
- Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги)
Ребёнок называет слово-антоним делит его на слоги, перепрыгивает через пуфики столько раз, сколько в слове слогов. Последнее слово (ночь) - второе слово кроссворда. Грустный - … (весёлый), мокрый - … (сухой), сильный - … (слабый), старый - … (молодой), большой - … (маленький), высокий - … (низкий), широкий - … (узкий), толстый - … (тонкий), длинный - … (короткий), горячий - … (холодный), больной - … (здоровый), день - …(ночь).
- Игра «Шифровальщик» (звуковой анализ синтез слогов)
Детям предлагать «расшифровать» слово первом звуком других слов: барабан, арбуз,
ножницы, кошка, аист , банка (третье слово кроссворда).
- Игра «Слово рассыпалась» (составление слов из слогов)
На набрано полотно выставляются карточки со слогами. Расставлять в нужном порядке
слоги, дети составляют слово. Последнее составленное слово {рука} - четвёртое слово
кроссворда.
ка, пол – полка
ва, тык – тыква
ши, ма, на – машина
лот, пи – пилот
ша, гру – груша
ги, но – ноги
пус, та, ка – капуста
та, кар – карта
ки, сан – санки
зы, му, ка – музыка
та, пар – парта
ка, ру – рука
- Игра «Кто здесь лишний?». (послоговое чтение)
На карточках с одной стороны – картинка, с другой – название, написанное печатными буквами. Карточки разложены на полу в форме ромашки шрифтом вверх. Ребенок «отрывает» лепесток ромашки, читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитанное с изображением на ней. Из «оторванных» лепестков рядом выкладывается другая ромашка иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово. Это слово слон – пятое слово кроссворда. Слова, написанные на лепестках ромашки, - корова, собака, кошка, коза, слон.
- Игра «Шёл прошлогодний снег». (анализ предложения)
Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо падают «снежинки» (на одной из снежинок – задание). Дети находят снежинку с заданием.
Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне, и ответить на
вопросы.
Предложение: Кот сидит под столом.
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово? второе? Третье? Четвертое?
- Какое короткое слово в предложении?
- О каком домашним животном говориться в предложении?
Слово кот – шестое слово кроссворда.
- Игра «Кто больше назовёт слов?» (навык связанного говорения)
Ведущая: Прошла зима, но она еще напоминает о себе морозами, снегом, зиме – на
радость, весне – на удивление. Вспомните и назовите пословицы, поговорки, загадки о зиме. Кто больше всех назовет, тот и впишет последнее слово кроссворда.
В конце досуга дети все вместе читают ключевое слово кроссворда – доброта.
Речевой материал к занятию
Пословицы, поговорки и загадки о зиме.
- Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит.
- Холодная зима – жаркое лето.
- На морозе и старик в припрыжку идет.
- Новый год – к весне поворот.
- Зима снежная – лето дождливое.
- В феврале зима с весной встречаются впервой.
- Февраль - месяц лютый, спрашивает: «Как обутый?»
- Зимою вьюги – летом ненастье.
- Не было бы снегу, не было бы следу.
- Много снега – много хлеба.
- Снег на полях – хлеб в закромах.
- Лето – собериха, зима – поедиха.
- Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).
- Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)
- Что бы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
- Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег.)
- На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло – одеяло все сошло.
(Снег)
- Зимой лежал, а весной в реку побежал.
(Снег)
- С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под нами скроется чёрная земля.
Много, много звёздочек, тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле - тепло.
(Снежинки)
- С неба - звездой, в ладошке - водой.
(Снежинки)
- Бел, да не сахар, ног нет, да идёт.
(Снег)
- Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
- Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
(Вьюга)
- Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, верчу, знать никого не хочу.
(Метель, Вьюга)
- Какой это мастер на стекле нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
- Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
(Мороз)
- Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все ветрины
(Мороз)
- На дворе горой, а в избе водой.
(Лёд)
- Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло, -
Сколько, весело, светло!
(Лёд)
- Рыбам зиму жить тепло,
Крыша - тонкое стекло.
(Лёд)
- Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберет
(Иней)
- Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан... (иней).
- Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечет,
Заплачет она, и потечёт
(Сосулька)
- Детки сели на карниз
И растут все время вниз. (Сосулька)
- Весит за окошком кулек ледяной,
он полон капели и пахнет весной.
(Сосульки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня "Поле чудес" Звук, слог, слово, предложение/.
Это занятие подводит итог знаний в разделе "Обучение грамоте" , полученных детьми с нарушениями речи в 1-м периоде обучения. Содержание занятия показывает умение детей различать между собой глас...
НОД по подготовке к обучению грамоте "Звук, слог, слово, предложение"
КонспектНОД по подготовки к обучению грамоте (подготовительная группа) «Звук, буква, слог, слово, предложение»...
«Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».
Конспект. Развитие речи. Подготовительная группа....
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшейй группе: «Звук, слог, слово, предложение»
Закрепить умение определять место звука в слове;делить слова на слоги:закрепить умение составлять предложения с заданным словом;Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового...
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группы Тема «Звук, слог, слово, предложение»
В конспекте указаны задания на закрепление знаний о звуке, слоге, слове, предложении....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»....
Конспект открытого НОД по развитию речи Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».
Старый пират Весельчак предлагает ребятам пройти испытания чтобы получить ключи от замка, где лежит клад...