Нод по социально-коммуникативному развитию детей "Ярмарка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы "Ярмарка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_yarmarka.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поиграем в ярмарку.
Цель: учить детей общаться в игре с помощью средств русского фольклора.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Учить понимать значение и правильно применять в речи народные пословицы, прилагательные, образные сравнения, считалки, шутки.
Учить проговаривать скороговорки.
Учить играть в народные игры.
Формировать умения проводить инсценировку ярмарки.
Согласовывать свои игровые действия с действиями других.
Развивающие задачи:
Знакомить детей с одной из форм коллективного народного творчества - ярмаркой.
Расширять знания о жанрах устного народного творчества - фольклоре городских праздничных зрелищ.
Побуждать детей к участию в общем театральном действии, формировать активную позицию (выбирать роль).
Воспитательные задачи:
Показать богатство народно- поэтического творчества.
Воспитывать чувство юмора у детей.
Прививать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
Вызвать положительные эмоции от коллективной игры.
Предварительная работа: чтение русских бытовых сказок, разучивание скороговорок, считалок, пословиц, занятия по ознакомлению с жанровыми особенностями сказок, загадок, скороговорок, пословиц , рассматривание альбомов «Русские народные промыслы», дидактические игры «Собери пословицу», «Отгадай загадку», «Скажи по-другому», «Назови «какой?», разучивание стихотворений, народных игр «Цап», «Золотые ворота».
Материалы и оборудование: использование ИКТ (презентация «Ярмарка»), элементы костюмов, атрибуты для игры в ярмарку, телефон, шкатулка с предметами, кубы-модули с иллюстрациями к пословицам.
Методы и приёмы: русские народные игры «Цап», «Золотые ворота», «Карусели», беседа, использование художественного слова, дидактические игры «Телефон скороговорок», «Отгадай и опиши », « Кубик пословиц», загадывание и разгадывание загадок, просмотр презентации «Ярмарка», инсценировка ярмарки.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей образные сравнения, имена прилагательные, скороговорки, пословицы.
Уточнить значения слов «ярмарка», «зазывалы», «прилавки», «коробейники».
Обогащать словарный запас детей с помощью русского фольклора.
Ход занятия.
Дети играют в групповой комнате.
Организационный момент.
Воспитатель становится на середине комнаты, разводит руки в стороны ладошками вниз и проговаривает: «Под моею крышей собрались все мыши, зайцы, волки, лисы, белки,… цап!». Во время проговаривания слов игры, дети подбегают к воспитателю, указательный палец подставляют под ладонь воспитателя. При слове «цап», дети стараются убрать палец и сесть на ковёр. Воспитатель садится рядом с детьми, надевает шапку скомороха. У детей возникают вопросы:
-Зачем Вы надели эту шапку? Где вы её взяли?
Воспитатель: - Ой, ребята! Я хочу с вами поделиться вот чем, я была на ярмарке! Вы знаете, что такое ярмарка?
Воспитатель слушает ответы детей.
- И шапку-то эту мне на ярмарке и продали! Как там здорово-то было! Кстати, у меня же и фотоаппарат с собой был, я всё сфотографировала! Хотите, посмотрим вместе?
Основная часть.
Воспитатель показывает презентацию «Русская ярмарка» и комментирует:
- Смотрю, значит, я, вывеска висит - «Ярмарка», а рядом зазывалы стоят, да людей на эту ярмарку зазывают. Дай, думаю, зайду, посмотрю. Захожу, а там людей видимо- невидимо, все нарядные, красивые, пришли на праздник. А кругом прилавки стоят, за прилавками – продавцы продают свои товары: посуду, игрушки, бублики, даже Петрушки есть - веселят народ. Можно на карусели покататься, чаю попить, поплясать, да и товар интересный прикупить.
- Как же хочется ещё раз там побывать… А давайте в группе у нас устроим ярмарку!
- Для начала давайте подумаем, как заинтересовать людей, чтобы они пошли на ярмарку? ( позвать шутками, песнями, прибаутками и т.д.)
-Ещё вот такой момент. Продавцом, покупателем, скоморохом на ярмарке не так-то просто быть. Чтобы тебя услышали, нужно красиво, громко, чётко, интересно говорить. Использовать скороговорки, поговорки, шутки. Поэтому, я предлагаю подготовиться к ярмарке. Для этого мы у нас есть телефон, но не простой, а телефон скороговорок. Что такое скороговорка? Как её нужно произносить? Правила игры: подходим к телефону по очереди, поднимаем трубку и говорим в трубку скороговорку.
- Ну вот, телефон наполнился нашими скороговорками! Здорово!
«Кубик пословиц »
Что такое пословица? (это меткие слова и выражения на всякие случаи жизни, её надо правильно понимать и использовать в речи, учат нас народной мудрости: трудолюбию, мастерству, ловкости и т. д.)
На ярмарке продавцы- это трудолюбивые мастера. Кубик нам предлагает вспомнить скороговорки, которые учат нас трудолюбию. Сядем на пригорочке, проговорим скороговорочки!
На кубиках наклеены картинки из пословиц, дети поочерёдно кидают кубик, говорят пословицу, соответствующую картинке.
«Отгадай и опиши». У меня необычная шкатулка, а с загадками и отгадками. Что в шкатулке?
Загадки.
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор. (платок) Как догадались?
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место.
Внутри него не бывает пусто-
Есть мясо или капуста. (пирожок) Как догадались?
- Продавцы всегда расхваливают товар. А покупатели стараются узнать про него побольше. Наша задача - передавать из рук в руки эти предметы, называя «какие» они, или сравнивая с чем либо.
- Готовы поиграть в ярмарку?
Теперь давайте соберёмся в кружок и посовещаемся, кто и кем будет, что будет делать.
- Есть такая игра, которая приглашает на это мероприятие «Золотые ворота». Будет здорово, если мы в неё поиграем! Как будем выбирать Солнце и Луну? Считалкой.
Дети выбирают считалками Солнце и Луну. Все становятся в круг, идут по кругу и поют:
В хоровод, в хоровод
Здесь собрался народ!
В золотые ворота
Проходите господа!
В первый раз приглашаем мы вас!
Во второй разок заходи, дружок!
Да и в третий раз пропускаем мы вас!
«Солнце» и « Луна» с помощью рук делают воротики, дети проходят в них, занимают свои места, готовят костюмы и атрибуты.
Зазывала:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!
Давно всех поджидаем,
На весеннюю ярмарку зазываем!
Ярмарка, ярмарка, огневая, плясовая, жаркая!
Глянешь налево- лавки с товаром!
Глянешь направо- веселье даром!
По ярмарке пройдите,
Товары рассмотрите!
К Зазывале подходит скоморох.
-Ой, а ты кто такой?
-Я весёлый Петрушка! Пришёл на людей посмотреть, да себя показать!
Приехал я из Америки
На зелёном венике!
Веник обтрепался,
А я здесь остался!
Ну, хотите на меня посмотреть? Платите рублики!
Зазывала:
- Тогда поклонись гостям!
Петрушка:
- Низко поклонились,
Колпаки свалились.
Колпаки надеваем,
Снова начинаем!
Хочу танцем вас порадовать!
- Ну что ж, назвался груздем- полезай в кузовок! Показывайте танец! (танцует)
- Ну хорош, хорош наш Петрушка- озорник!
А мы не зеваем, ярмарку продолжаем! Давайте, гости дорогие, пройдем к продавцам, посмотрим товар.
-Что вы продаёте? (обращается к торговке пирожками)
- Пирожки горячие! С пылу, с жару!
Не держи язык за зубами
Покупай пирожок с грибами!
Уж потешь меня, дружок,
Скушай этот пирожок!
Продавец платками:
- Люди, подходите!
Платки поглядите!
Разбегаются глаза от такого дива!
Посмотрите на платочки,
Как они красивы!
- А вы что продаете?
- Игрушки!
- Какие?
- Дудки! Хлопушки! Бубны! Погремушки!
Вот эта пушка- детская игрушка.
Ай да, мяч, прыгает, скачет,
Упадёт- не плачет!
Только любишь взять- люби и дать: денежку платите.
Зазывала:
-Тары-бары-растабары!
-Есть хорошие товары!
-Покупайте дружно кому что нужно!
Дети подходят, покупают товар.
Зазывала:
-Ну, вот и раскупили весь товар, а на карусели не покатались!
Хороводная игра «Карусели».
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, а потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два-
Вот и кончилась игра.
Воспитатель:
-А теперь пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться!
Если дети желают играть ещё, воспитатель предлагает поменяться ролями.
Самоанализ занятия.
Сегодня я провела занятие по социально коммуникативной направленности «Поиграем в ярмарку».
Цель: учить детей общаться в игре с помощью средств русского фольклора.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Учить понимать значение и правильно применять в речи народные пословицы, прилагательные, образные сравнения, считалки, шутки.
Учить проговаривать скороговорки.
Учить играть в народные игры.
Формировать умения проводить инсценировку ярмарки.
Согласовывать свои игровые действия с действиями других.
Развивающие задачи:
Знакомить детей с одной из форм коллективного народного творчества - ярмаркой.
Расширять знания о жанрах устного народного творчества - фольклоре городских праздничных зрелищ.
Побуждать детей к участию в общем театральном действии, формировать активную позицию (выбирать роль).
Воспитательные задачи:
Показать богатство народно- поэтического творчества.
Воспитывать чувство юмора у детей.
Прививать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
Вызвать положительные эмоции от коллективной игры.
Перед тем, как провести занятие, с детьми была проведена предварительная работа. Мы читали и обсуждали русские бытовые сказки, где герои бывали на ярмарке, разучивали скороговорки, считалки и учились их проговаривать, запоминали пословицы и обсуждали их значение, проводила занятия по ознакомлению с жанровыми особенностями сказок, загадок, скороговорок, пословиц , рассматривали альбомы «Русские народные промыслы», играли в дидактические игры «Собери пословицу», «Отгадай загадку», «Скажи по-другому», «Назови «какой?», разучивали и играли в народные игры «Цап», «Золотые ворота».
На занятии были использованы методы и приёмы : русские народные игры «Цап», «Золотые ворота», «Карусели», беседа, использование художественного слова, дидактические игры «Телефон скороговорок», «Отгадай и опиши », « Кубик пословиц», загадывание и разгадывание загадок, просмотр презентации «Ярмарка», инсценировка ярмарки.
При планировании мероприятия я учитывала возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей этого возраста.
Содержание занятия близко и понятно детям. Структура занятия выстроена в увлекательно- игровой форме. В водной части с помощью народной игры «Цап» собрала детей, с помощью сюрпризного момента ( элементов костюма Зазывалы на ярмарке) заинтересовала и нацелила детей на дальнейшую деятельность. В основной части решила цель и задачи, которые отразила в программном содержании ( подготовка к игре, сама игра). При этом использовала различные обучающие приёмы, создавала условия для активизации речевой деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...
Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)
Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению развития "День рождения Маши"
Конспект игровой деятельности....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....
Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка
Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....
Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка
ЦОР "Игрушки"...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...