Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лихачева Оксана Валерьевна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrrr.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Лихачева Оксана 
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелётные птицы»

Возраст детей: 6-7л

Цели:

совершенствование грамматического строя речи, составление описательного рассказа с опорой на схему; активизация словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы».

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение в составление описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; в построении грамматически правильно построенных предложений;

- закреплять умение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе;

- закреплять умение в образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного;

- закреплять умение в согласовании в речи существительные с числительными;

- закреплять умение в образовании уменьшительной формы существительных;

- активизация словаря по теме «Перелетные птицы»;

Развивающие задачи:

развитие навыка словообразования;

- совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, логического мышления;

Воспитательные задачи:

-воспитание внимательного, бережного отношения к птицам.

-воспитание уважения друг к другу: умение слушать, не перебивая.

Оборудование: макет дерева, плоскостные фигурки птиц, магнитофонная запись с пением птиц, конверты и карточки с заданиями, мнемокарточки.

Ход НОД

Организационный момент:

(в группе развешаны силуэты птиц, стоит макет «Чудо-дерево» на нём прикреплена игрушка Совунья. Звучит аудиозапись голоса совы.)

В.: Ребята вы слышите эти звуки? (Совунья зовёт. Подходят к дереву с Совуньей и находят в дупле записку)

В.: Сейчас мы прочитаем письмо и узнаем, что произошло?

«Дорогие ребята, пишет вам Весна- красна. Пришло моё время прийти к вам после долгой зимы. Отправились со мной в дорогу, к родным местам и наши пернатые друзья- птицы. Но Зима уходит медленно, с большой неохотой уступает место и напоследок решила напроказ-ничать. Заколдовала птиц и у них пропали голоса. Помогите мне их расколдовать, выполните задания, которые Зима разложила в пять конвертов и спрятала в вашей группе. Нужно найти конверты с заданиями, выполнить их, начиная с конверта под №1 и тогда злые чары исчезнут»

В.: Ребята,что делать? (поможем птицам)

В.: Какой конверт нам надо найти? (дети ищут конверт с цифрой 1)

Основная часть:

В.:Внутри первого конверта карточки со схемами, что с ними делать? (с их помощью составить рассказ про птиц). А о какой птице нужен рассказ Зиме? Ведь их так много.

В.:Посмотрите,может в конверте ещё есть подсказка. (достают из конверта листок)

В.:Теперь понятно, нужно разгадать загадку о птице, и рассказать о ней.

1. Всех перелётных птиц черней чистит пашню от червей? (Грач).

Расскажите ребята о граче, а карточки-схемы вам помогут. Когда прилетает, как выглядит, чем питается, где живёт.

2. Нам часто слышится в леску между ветвей «Ку-ку, ку-ку». Какая пёстренькая птичка в чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка). Что вы знаете о кукушке? (рассказ детей).

3. На шесте весёлый дом с круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер. На крыльце поёт отец- он и летчик и певец. Кто это?

(Скворец. Рассказ детей о скворце).

В.: Ребята, как вы думаете, справились мы с первым заданием? Теперь ищем конверт с какой цифрой? (цифрой 2, дети находят конверт, в нем карточки птиц и птенцов)

В.: Как думаете, что надо сделать в этом задании?

Игра «Назови детёныша».Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе

Птенца грача называют грачёнок, а если птенец не один- грачата

скворец-скворчёнок, скворчата;

кукушка-кукушонок, кукушата;

аист- аистёнок, аистята;

стриж-стрижёнок, стрижата;

лебедь-лебедёнок, лебедята;

журавль-журавлёнок, журавлята;

утка-утёнок, утята.

В.: Задание выполнено. Ищем конверт с какой цифрой. (три. Дети находят конверт, в нем карточки с изображением птиц, у которых выделена часть тела).

-Что надо сделать в этом задании?

Игра «Скажи, какой, скажи какая». Образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного.

В.: Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Дальше дети сами продолжают выполнять задание

Ласточка- у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Грач- у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)

Цапля-у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)

У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)

У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)

В.: Вы просто молодцы! Какое задание идём искать дальше? (под цифрой четыре. Дети находят конверт, в нем карточки с изображением косяка перелётных птиц, на одной карточке изображение перечёркнуто)

В.:Какая странная картинка. Догадываетесь, что она означает? (Зима хочет,чтобы мы поиграли в игру «Улетает- не улетает»)

Малоподвижная игра «Улетает- не улетает». Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.

В.: Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края осенью, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, остановиться и присесть. Будьте внимательны! (воспитатель проводит игру)

В.: Ребята, пора искать следующий конверт, с какой цифрой (пять. Дети находят конверт, в нем карточки с птицами, по 5 на каждой).

-Что требуется в этом задании? (пересчитать птиц). Хорошо мы все считаем, сколько их – всегда мы знаем

Игра «Весёлый счёт». Согласование в речи существительных с числительными

Один соловей, два соловья, три соловья, четыре соловья, пять соловьёв (ласточка, лебедь, грач, стриж, цапля)

В.: Сколько заданий мы уже выполнили? (пересчитываем конверты, их пять)

В.: Выполнили все задания. Неужели у нас ничего не получилось, мы где- то ошиблись выполняя задания и не помогли птицам? Что- же ещё сделать? (предположения детей)

- Давайте порадуем птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра «Назови ласково». Образование уменьшительной формы существительных

Скворец-скворушка, журавль-журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка-кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка.

Звучит аудиозапись с голосами птиц

В.: Вы большие молодцы, ребята! Вы справились с заданием и помогли Весне расколдовать птиц. Послушайте вы узнаёте их голоса? (звучат голоса грача, кукушки, дятла, лебедя, цапли, соловья, ласточки, дети отгадывают голоса птиц)

В.: В.: Какая из этих птиц не улетела на зиму в тёплые края? (Не улетела дятел, Совунья потому что это зимующая птицы.)

- Какие птицы остались на дереве(На дереве остались перелётные птицы.)

В.: Посмотрите Совушка за деревом, ещё одну записочку спрятала. Как вы думаете, что на этот раз нам хочет она сказать (берегите птиц, не разоряйте гнёзда, не стреляйте в птиц)

Рефлексия:

В.: Ребята вам понравилось помогать птицам? Какое задание выполнять вам понравилось больше? А какое задание вам показалось самым трудным? Вы настоящие спасатели, не испугались проделок злой Зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....