Интерактивная лекция «Реализация области «Речевое развитие» – от Устава до практики »
методическая разработка по развитию речи на тему

Аида Исламутдиновна Рамазанова

Данная консультация рекомендована педагогам дошкольных учреждений. Она содержит игры и игровые упражнения, направленные на решение речевых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная лекция

«Реализация области «Речевое развитие» – от Устава до практики »

   Дошкольный возраст — уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Речевая функция играет важную роль в развитии ребенка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении с взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения.

    Согласно ФГОС речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,  детской литературой,  понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы;  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки  обучения грамоте.  ФГОС ДО в пункте 4.6 ориентирует  детский сад  в образовательной области «Речевое развитие» на способность ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства других;  овладение ребенком устной речью, умением выражать свои мысли и желания,  использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, умения выделять звуки в словах,  на формирование у ребёнка  предпосылок  грамотности;  на проявление любознательности,  его интерес причинно-следственными связями, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

      Обучение согласно ФГОС - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные НОД, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей:

  • решаются задачи из всех разделов программы;
  • развиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности;
  • внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях.

     Общая тенденция речевого развития дошкольника отмечает, что год от года снижается качество речевого общения. У детей возрастает количество проблем, связанных с речью. Различные отклонения в развитии произносительной, грамматической и лексической сторон речи заметно прогрессируют из года в год. Мы стараемся уделять должное внимание решению этой задачи. В каждой группе подобраны циклы словесных и дидактических игр на развитие речи. Совместная деятельность педагога с ребёнком обязательно включает в себя индивидуальную работу по развитию речи с каждым из них.

     При организации НОД по развитию речи мы проводим тщательную предварительную  подготовку, обращаем внимание на соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития воспитанников, наличие четкой структуры и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

     При реализации основной общеобразовательной программы важную роль играет предметно-развивающая среда. Мы  стараемся, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием. Мы используем несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: показ предмета и его называние, показ действий с предметами и их называния, предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

     Мы считаем, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально- благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.  Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению. И именно игра помогает мне создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

      Для активизации речевого развития детей мы используем игры и игровые упражнения, направленные на решение разных речевых задач. Основные задачи — это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь у ребенка дошкольного возраста.

     Мы используем лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Вот некоторые игры и игровые упражнения, которые мы используем в своей работе для детей старшего дошкольного возраста.

                             Игры на развитие звуковой культуры речи.

   В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра «Придумай слово».

Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в  слове.
Суть игры: необходимо придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце  слова, с заданным  количеством слогов, по схеме и т.д. Например, «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м].

Игра «Ловушка».

Цель  – развитие умения услышать в слове определённый звук.
Суть игры: предлагается детям «открыть ловушки», т.е. держать руки локтями параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».  Затем дается задание: если в слове услышат заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются в зависимости от темы НОД.

Игра «Поймай слог».

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Суть игры: педагог называет слог, дети  должны «превратить» его в слово.
Например: 
па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз.

Игра «Посели в домик».

Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова. 

Суть игры: приходят гости и необходимо каждого гостя поселить в домик. При этом  обращаем внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить,  сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками.

                           Игры на формирование грамматического строя речи.

    В этом группу входят  игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы».  

Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Суть игры: педагог начинает, а ребенок должен закончить предложение.

 Даём честное слово:
 Вчера в половине шестого 
 Мы видали двух сорок

 Без…(ботинок) и …(чулок).
 И щенков без …(носков).
 И синичек без …(рукавичек).

Игровое упражнение «Чьё всё это?».

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном  числе и падеже.
Суть игры: детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом: чей хвост? чьё ухо? чья голова? чьи глаза?

 Например: корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
Игра «Домики».

Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.

Суть игры: педагог объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

                                Игры на обогащение словарного запаса.   

    В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, 
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

 Нам с тобой пришёл черёд,

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). 
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Суть игры: педагог называет словосочетания, делая паузы, а ребенок называет пропущенное  слово, т.е. закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон, луна видна ночью, а солнце …

Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.

Суть игры: педагог учитель показывает картинку или предмет, либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?». Все участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту.

                                Игры на развитие связной речи.

     Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Мы чаще всего используем: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение».

Игра «Пойми меня».

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Суть игры: как можно точно описать свой предмет.

 Игровое упражнение «Если бы…».

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования.
Суть игры: пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то …», «Если бы я стал невидимым…», «Если весна не наступит никогда…».

Литература:

1. Асадуллин А.Ш. Работа над словом и грамматическим строем. Магариф - 1991,-№5 - с.43-46.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование - М. Народное образование. 1999,-207с.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи - М.1985, с.79-87.

4. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред.В.И. Селиверстова -

     М. 1988.

5.ФГОС «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему».

6. Журнал «Логопед» № 7.2008. Статья Провоторова О.А. «Воспитание основ речевого этикета у дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д.в средней группе по реализации образовательной области "Речевое развитие",«Художественно-эстетическое развитие» с инновационными технологиями "Сказкотерапия" ТЕМА: "В стране волшебных слов"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Коммуникативно-соц...

"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи:       Образовательные:Ø У...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы

В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы.    Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...