Проект "Детская библиотека"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detskaya_biblioteka.docx | 977.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- актуальность
- цель и задачи
- условия и сроки реализации
- предполагаемые результаты
- содержание и предполагаемый продукт проекта
- подведение итогов с детьми
- мониторинг
- список литературы
Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе. Он предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме. Работа в ходе реализации данного проекта может быть специально организованна в любом дошкольном учреждении, а так же внедрена в обычные новые формы работы.
Актуальность
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно все вместе:библиотека,родители и воспитатели способны открыть для дошкольников чудодейственную силу чтения и тем самым дать эффект детской духовной энергии, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.
Проект направлен на развитие интереса к книге.
Серьезное внимание приковано к проблеме приобщения детей к чтению литературы в контексте дошкольного образования. Целеполаганиек формированию интереса и потребностей в чтении (восприятие, как одно из приоритетных) в существующих федеральных государственных требованиях к реализации содержания образовательной области «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы».
Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром, легко «входит» в содержание услышанного и прочитанного. Они рисуют, не беспокоясь ни о каком мастерстве сюжетов, кричат и смеются, пока (видит, слышит) читают настолько ярко, что чувствуют себя частью событий.
Книга вводит ребенка в самое сложное жизни-в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров.
Книга раскрывает духовные ценности человека.
Книга вводит ребенка в мир нравственных отношений, открывает чистые помыслы дружбы, помогает стать добрым ко всем живым существам.
Маленький человек становится воспитанным.
Ребенок – слушатель – это уже читатель. Читательская судьба ребенка зависит от взрослого, который берет в руки книгу и становится посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы довести книгу до ребенка, должен любить литературу, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Цель и задачи
Цель проекта:
- вызвать интерес к ознакомлению с художественной литературой, которая помогает сформировать нравственный смысл и оценку, развивает воображение и эмоциональный мир, воспитывает компетентного читателя, который понимает содержание и любит книгу через знакомство ребенка с библиотекой.
Образовательные:
-познакомить детей с историей книги, помещением библиотеки;
- ознакомиться с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгой;
- объяснить детям важность книг в его жизни человека.
Развивающие:
- содействовать формированию самостоятельности при выборе книг;
-развивать коммуникативные навыки, артистические способности и творчество.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению книг, привить бережное отношение к книге;
- содействовать осознанному выбору читательских материалов;
- обогатить свою жизнь и духовный опыт.
Условия и сроки реализации
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, библиотекари, родители.
Длительность – 1 месяц.
Срок реализации проекта: с 1февраля 2018по 1 марта 2018 года
Проект имеет пролонгированный эффект (на 2018-2019 учебный год).
В этот период дети, читают книги (совместно с родителями и самостоятельно), делятся своими впечатлениями о том, что они читают в группе, используют информацию на занятиях поознакомлению с художественной литературой.
Предполагаемый результат
- пробудить интерес детей к общению с книгой;
- расширить представления детей о значении библиотеки в жизни человека;
- сформировать кейс методических материалов по теме проекта (лэпбук);
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду в групповой комнате;
- повысить компетентность членов семьи в воспитании грамотного и заинтересованного читателя;
- установить тесное сотрудничествос социальными партнерами: библиотекой, педагогами и родителями в воспитании у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге и чтению.
Необходимое оборудование: книги, репродукции с иллюстрациями известных художников-иллюстраторов, книжные полки, столы, ТСО.
Содержание и предполагаемый продукт проекта
Первый этап - организационный (подготовительный) – с 1 по 20 февраля
Совместная деятельность всех участников образовательного проекта: педагоги – дети – родители – социальные партнеры.
№ п/п | Название мероприятия | Срок реализации | Охват участников | Ответственный |
1 | Заключение договора с библиотекой на совместную деятельность | 1-2 февраля | Библиотекари | Воспитатели |
2 | Подбор анкет для родителей и беседа - опрос с детьми «Моя любимая книга» Участие в беседах | 1-4 февраля | Родители | Библиотекари, Воспитатели |
3 | Анкетирование родителей «Семейное чтение» | 4-12 февраля | Родители | Воспитатели |
4 | «В мире книг» Ежедневное чтение произведений художественной литературы | 1-14февраля | Дети | Воспитатели |
5 | Акция «Подари книгу группе» | 14-20 февраля | Родители, дети | Воспитатели |
6 | Организация книжного уголка «Мир книги». Подбор книг с произведениями детских писателей по программе | 12-20февраля | Дети | Воспитатели |
Второй этап работы над проектом – основной – с 5 по 20 февраля
Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки: работа с библиотекой, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми.
№ п/п | Название мероприятия | Срок реализации | Охват участников | Ответственный |
1 | Папка-передвижка «Как превратить чтение в удовольствие» | 5-14 февраля | Родители | Воспитатели |
2 | Экскурсия в библиотеку | 14 февраля | Дети | БиблиотекариВоспитатели |
3 | Показ презентации «Назови героев сказки» | 16 февраля | Дети | Воспитатели |
4 | Викторина по сказкам К. И. Чуковского | 20февраля | Дети | Воспитатели |
5 | Творческая мастерская «Моя любимая сказка» | 22 февраля | Дети, родители | Воспитатели |
6 | Оформление книжек – самоделок «Моя любимая сказка» | До 26 февраля | Дети, родители | Воспитатели |
7 | Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Детская библиотека» | До 15 февраля | Дети, родители | Воспитатели |
8 | Аппликация «Формуляры для игры» | 15 февраля | Дети, родители | Воспитатели |
9 | Сюжетно-ролевая игра «Детская библиотека» | С 15 февраля | Дети | Воспитатели |
Третий этап работы - завершающий - декабрь 2017 года последняя декада.
№ п/п | Название мероприятия | Срок реализации | Охват участников | Ответственный |
1 | Папка-передвижка «День книги» | 20 февраля | Дети, родители | Библиотекари, воспитатели |
2 | Театрализация по сказке «Муха-цокотуха» | 26февраля | Дети, родители | воспитатели |
3 | Подготовка к родительскому собранию «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья» | До 20апреля | родители | воспитатели |
4 | Оформление результатов, изготовление лэпбука, представление проекта | Родители, дети | Библиотекари, воспитатели |
Подведение итогов с детьми
Анализируя проведенный проект, задаем себе вопросы:
- Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
- Экскурсия в библиотеку; сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
- Что удивило нас (воспитателей), понравилось или не понравилось?
- Понравилась заинтересованность детей и родителей в подготовке творческих работ, в проекте.
- Чему уделить внимание в следующий раз?
- Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
- Что не удалось? Почему?
- Всё задуманное удалось. Но родительское собрание провели в апреле, а проект реализован в феврале.
Мониторинг: Развития интереса к художественной литературе дошкольников были использованы задания
Критерии оценки:
Высокий уровень: У ребенка сформирован интерес к книге, знает и называет жанры художественной литературы, пересказывает небольшие тексты.
Средний уровень: Ребенок с помощью взрослого может составить рассказ, назвать жанры художественной литературы. Частично сформированы навыки связной речи.
Низкий уровень: У ребенка не достаточно сформированы художественно-эстетические навыки, бедный словарный запас.
Диаграмма уровня формирования интереса к книге и чтению у детей старшего дошкольного возраста
Вывод: высокий уровень в начале года – 30%, средний уровень показали58% детей, низки уровень – 12%. В конце года: высокий - 80%, средний – 14%, низкий – 6%. Прослеживается положительная динамика.
У воспитанников появился интерес к книге, расширить представления детей о значении библиотеки в жизни человека, дети с удовольствием принимают участие в театрализованной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Акулова О.В., А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Гризик «Успех: совместная деятельность взрослых и детей: основные формы»;
- Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Детство-Пресс, 2005..
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.:Мозаика – синтез,2005.
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго.- М.: Просвещение, 2003.
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения.- М.: Просвещение, 2003.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
- Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
- Доронова Т.Н «Играем в театр»;
- Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
- Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под. Ред. О.С. Ушаковой – М.: Сфера, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя библиотека в помощь родителям для детей с нарушением речи
Много интересного материала собранного мной для родителей ,дети которых имеют нарушение речи...
Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4
В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей заняти...
Конспект совместной деятельности с детьми (экскурсия в библиотеку). Тема: «Первое знакомство с библиотекой»
Тема: «Первое знакомство с библиотекой» Цель: Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном ...
«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
laquo;Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку....
Конспект экскурсии в библиотеку " Библиотека - дом книг" для детей средней группы
Как-то раз возник вопрос Да не в шутку, а всерьез:Книг так много издают,Где же все они живут?Растерялись мы вначале:Неужели дома нет?!Но словарь (конец печали)Дал на это нам ответ.Со слов находчи...
Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»
Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами села, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда дл...
Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»
Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами города, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда ...