Методические разработки деятельности с детьми по знакомству с книжной культурой
презентация по развитию речи на тему
Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное значение об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению, как к процессу, сегодня актуально как никогда. За последнее время наблюдается, в детском саду замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Всё чаще первое знакомство детей с книгой происходит через интернет и телевидение. Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное значение об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер.
Актуальность темы: Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, художественно- эстетическому вкусу. Формирование у детей интереса и любви к книге, потребность в чтении, воспитание будущих читателей. Цель: Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.
Задачи: Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества: песенками, потешками , загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами). Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь. Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества). Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
ФГОС ОО «Речевое развитие» ОО «Художественно – эстетическое развитие» Художественная литература
Книга является неотъемлемой частью жизни ребенка дошкольного возраста. Достижение новых образовательных результатов при построении процесса приобщения дошкольников к книжной культуре основа превалирующих принципов ФГОС ДО. Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
ОО «Речевое развитие» Включает: Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
ОО «Художественно – эстетическое развитие» Предполагает: Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
Почему детям необходимо читать В процессе чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас Чтение развивает мышление, стимулирует творческое воображение,пробуждает познавательные интересы и расширяет кругозор Книги помогают ребенку познать самого себя, понять других. Совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей. Чтение самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально – психического становления личности
Методы и приемы ознакомления детей с литературой Словесный Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи Практический Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки
Детский сад знакомит детей с лучшими образцами художественных произведений, таким образом, решая комплекс взаимосвязанных задач нравственного и умственного характера. Образовательная область и виды детской деятельности неразрывно связаны друг с другом. На современном этапе выделяют следующие виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Группы произведений Современная зарубежная литература Зарубежная классическая литература Современная русская литература Русская классическая литература Русское народное творчество Творчество народов мира
Критерий отбора произведений
Количество книг в разных возрастных группах: Младшая группа 5-6 книг. В книжный уголок можно поместить игрушку, символизирующую того или иного литературного персонажа. Средняя группа 6-8 книг, можно поместить пазлы . Старшая группа - можно помещать одновременно 10-12 разных книг, должна быть подборка детских печатных журналов, должны быть портреты детских писателей. В книжном уголке размещают детские рисунки и поделки, сделанные воспитанниками после изучения того или иного художественного произведения. В подготовительной группе должна быть детская библиотека (вывеска, много книжек, детских журналов, картотека, ответственный дежурный библиотекарь) . Для оформления книжного уголка используются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг. В книжном уголке должны быть открытки, фотографии, тематические альбомы; альбомы, созданные художниками на определенные темы; альбомы, созданные воспитателем вместе с детьми, например: альбом о труде взрослых, альбом о природе в разные времена года и т.д., предметные и сюжетные картинки, всё с учетом возраста детей и требований программы.
Создание предметно – развивающей среды Книжный уголок: выставки различных видов книг. Уголок для театрализованной и режиссерской игры. Сюжетно – ролевые игры. Дидактический материал. Мнемотехника ( для улучшения памяти у детей. Мнемотехника – это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации). Уголок изодеятельности , в котором находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений. Мастерская по ремонту книг « Книжкин доктор» .
Взаимодействие с родителями Родительские собрания. Индивидуальные консультации. Семинары – практикумы. Папки – передвижки. Фотопрезентации . Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в оформлении выставок, макетов.
Таким образом, мы рассмотрели, что образовательная область «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» неразрывно связана со всеми видами детской деятельности и является неотъемлемой частью воспитания и образования ребенка дошкольного возраста. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей,: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми . Подтверждением сказанного могут служить слова Сесилиа Лупана: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с книжной культурой.
Знакомство с книжной культурой....
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»
В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...
Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...
Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".
Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!...
ПРОГРАММА проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ по теме: «Использование эффективных форм работы с дошкольниками при знакомстве с книжной культурой и детской литера
Содержание семинара-практикума...
Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...
Технология «Развитие связной речи, воспитание зву-ковой культуры у дошкольников, знакомство с книжной культурой, детской литературой» автор О.С. Ушакова
Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком....