РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему
ПРЕДЛАГАЮ РОДИТЕЛЯМ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. ВАШИ ДЕТИ НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. НАДЕЮСЬ, ЧТО ЭТОТ МАТЕРИАЛ ВАМ ПРИГОДИТСЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.pptx | 376.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? С формированность звукопроизношения. У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; c онорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу. умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]); умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:. умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных; умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД; соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Сформированность грамматического строя речи. умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции; умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова; умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова); умение различать понятия «слово», «предложение».
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Сформированность связной речи. умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл; умение составлять рассказ из 3-6 сюжетных картинок; умение составлять рассказ по сюжетной картине; умение составлять рассказ-описание предмета.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; Не ругать ребенка за неправильную речь; Ненавязчиво исправлять неправильное произношение; Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Подготовка руки к письму Школа требует от детей не только достаточно высокого уровня восприятия, памяти, мышления, речи, но и хорошего развития тонкой моторики рук. Многие дети с проблемами в развитии, поступающие в первый класс, не готовы к длительным статическим нагрузкам, т.к. у них недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. У таких детей в процессе работы отмечаются: дрожание руки, что проявляется на письме в прерывистости линий и нестабильности графических форм; слабость мышечного тонуса, в результате чего замедляется темп работы, ребёнок быстро утомляется; при этом для письма характерны тонкие дрожащие линии, недописывание слов, предложений; чрезмерно напряжённые, плохо контролируемые движения пальцев рук, из-за чего письмо неряшливое, появляются дополнительные линии, выход за рабочую строку; нарушение обособленности движений правой и левой руки, в результате – искажение почерка, быстрая утомляемость. Перечисленные нарушения могут быть вызваны различными причинами, но для их преодоления в большинстве случаев требуется длительная систематическая работа по развитию тонкой моторики. Неразборчивый почерк мешает ребёнку осваивать грамоту и вообще учиться Неразборчивый почерк способствует формированию у ребёнка дисграфии . У дошкольника должна быть сформирована тонкая моторика (способность к выполнению тонких и точных движений) кисти ведущей руки, а также определённые двигательные навыки, необходимые для письма. Умение разместить необходимый материал на листе бумаги Рисование горизонтальных, вертикальных линий Умение правильно держать карандаш.
Не забывайте, что: Для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система ; Родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребёнка, так и для окружающих; Необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться; Ребёнок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!
Советы для родителей Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
Игры в слова Какими словами, красками можно описать время года? Назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова; Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т. д. Играйте в игру «Если бы, да кабы...». Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы… - Если бы я был Улицей, то я бы..., потому что... - Если бы я был Музыкой, то я бы..., потому что... - Если бы я был Дождиком, то я бы..., потому что - Если бы я был Мандарином, то я бы..., потому что...
«Хорошо-плохо» Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого? Что хорошего в болезни, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого? Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): весёлый - грустный, сильный – слабый, горячий- холодный и т.д . Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка...
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ Речь должна быть абсолютно правильной, литературной. По форме и по тону речь должна быть безупречно вежливой. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть структура обращённой к нему речи. Содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираясь на их опыт. Речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребёнка к школе
Консультация для родителей...
"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"
консультация для родителей подглтовительной группы...
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...