Дидактическое пособие "Умные бусы"
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Маркова Ольга Николаевна

Пособие "Умные бусы" предназначено для организации педагогами и родителями образовательной деятельности по развитию речи  с детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие "Умные бусы" для детей дошкольного возраста

Описание: Пособие "Умные бусы" предназначено для организации педагогами и родителями образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Форма проведения - подгрупповая и индивидуальная.

        Для изготовления пособия потребовались контейнеры от киндер- сюрпризов, монтажная пена, цветные толстые нитки или шнурки, яркие картинки по разным лексическим темам. Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, стимулирует желание играть с ним. Пособие  многофункционально. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Данное пособие можно использовать при работе над лексическими темами, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Мой, моя, моё», «Четвёртый лишний» и многие другие.

        Игру также можно использовать в работе со старшими дошкольниками для развития фонематического слуха и мелкой моторики. Кроме того можно широко использовать пособие при обучении детей грамоте. Нужно только картинки на бусинках заменить на слоги, чтобы дети могли составлять слова.

Мы попыталась разработать дидактические игры таким образом, чтобы можно было решить несколько образовательных задач.

Цель: обогащение и активизация словаря детей существительными и прилагательными; закрепление умения использовать в речи детей обобщающих слов; совершенствование умения согласовывать слова в предложениях; развитие у детей мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, воображения; закрепление  знания цветов. 

Варианты дидактических  игр с использованием пособия "Умные бусы" для младших дошкольников

Дидактическая игра «Собери бусы по теме»

Цель:  закрепление и активизация словаря по определённой лексической теме ("Домашние животные", "Дикие животные", "Насекомые" "Овощи", "Игрушки"), умение подбирать предметные картинки по теме, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать бусы и определяет для каждого тему. Дети самостоятельно выполняют задание.

Дидактическая игра «Найди лишнюю бусинку»

Цель: активизация речи ребёнка; развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть бусинки на шнурке и определить, какая бусинка не подходит. Затем просит объяснить свой выбор и исправить ошибку.

Дидактическая игра «Загадки»

Цель: развитие умение отгадывать загадки, подбирать обобщающее слово; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры: (лексическая тема выбирается по желанию, например, игра по теме «Домашние животные»). Воспитатель предлагает ребёнку отгадать загадку, выбрать бусинку с отгадкой и надеть на шнурок. 

Загадки:

1. Нос пятачком, хвост крючком. 
Кто это? 

(
свинья)
2. Я копытами стучу, очень быстро я скачу. 
Грива вьётся на ветру, удержаться не могу 

(
конь)
3. Голодна-мычит, сыта-жуёт. 
Малым ребятам молока даёт

(
корова)
4. Мордочка усатая, шубка полосатая. 
Часто умывается, а с водой не знается.

(кошка)
5. Борода да рожки бегут по дорожке
(
коза )

6. В будке спит, дом сторожит.

Кто к хозяину идёт, она знать даёт.

(собака)

7. У меня живёт подружка вся в весёлых завитушках.
Щиплет травку возле речки в шубке беленькой 

(овечка)

Затем воспитатель может предложить ответить на дополнительные вопросы. 
-Каким одним словом можно назвать, кто это? (домашние животные) 
-О ком  из животных была первая загадка?

-Кто как кричит?

-Кто что ест?

и т. д.

Дидактическая игра «Выбери правильно»
Цель: активизация словаря детей существительными и прилагательными; закрепление  знания цветов; развитие мелкой моторики.

Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать бусы из бусин с картинками определённого цвета.

Дидактическая игра  "Придумаем историю"

Цель: активизация словаря детей существительными, прилагательными и глаголами; совершенствование умения согласовывать слова в предложениях.

Ход игры: ребёнку предлагается с помощью наводящих вопросов придумать предложения или небольшой рассказ по картинкам, изображённым на бусинках.

Варианты дидактических игр с использованием пособия "Умные бусы"для старших дошкольников.

Цель игр: развитие фонематического слуха и мелкой моторики.

Дидактическая игра "Поймай звук"

Ход игры: ребёнок находит и нанизывает те бусинки, в названии картинок  которых есть определённый заданный звук в начале, в середине, или в конце слова. 

Дидактическая игра "Цепочки"

Ход игры: воспитатель предлагает нанизывать бусинки так, чтобы название картинки на новой бусинке начиналось  с последнего звука названия картинки предыдущей бусины. 

Дидактическая игра "Найди бусинку"

Ход игры: дети выбирают бусинки для нанизывания по заданию. Например:

имеющие в своем составе определенные звуки;

начинающиеся с определенного звука;

 начинающиеся с определенной группы звуков

и т. д.

Дидактическая игра "Какой звук есть на каждой бусинке"

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть бусинки на шнурке и определить, какой звук есть в названии каждой картинки на бусинках.

Дидактическая игра "Рассыпанное слово"

(на бусинках картинки меняются на слоги )

Цель: развитие и закрепление умения делить слова на слоги, составлять слова из слогов;  развитие слогового анализа и синтеза.

Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать бусинки со слогами так, чтобы получилось слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт дидактической игры " Бусы для мамочки "

Паспорт дидактической игры " Бусы для мамочки "...

Мастер-класс для воспитателей ДОО "Использование дидактического пособия "Бусы" как средство всестороннего развития дошкольников

Мастер-класс показывает возможности использования дидактического пособия «Бусы» в образовательной деятельности...

дидактическая игра "Бусы"

данная игра изготовлена из бросового материала, увлекательна и интеесна детям, способствует развитию мелкой моторики рук, развитию цветового восприятия и тактильным ощущениям....

Дидактическая игра «Бусы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук детей.Задачи: Развивать и укреплять и зрительно – моторную координацию. Развивать согласованность обеих рук.Развивать умение детей различать предметы п...

Технологическая карта проведения дидактической игры «Бусы для мамы»

Формировать представления о величине предметов....

Дидактическая игра «Бусы со звуками»

Посредством, нанизывания ребёнком «бусин» - слов на шнурки, тесёмки, ленты, способствуем  закреплению правильного произношения звука [ш] в игровой речевой деятельности ...

Мастер-класс "Использование дидактического пособия "Бусы" как средства всестороннего развития дошкольников"

Мастер-класс "Использование дидактического пособия "Бусы" как средства всестороннего развития дошкольников"...