«Бабушкин сундук»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Открытый показ образовательной деятельности
в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе в рамках комплексной проверки ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый показ образовательной деятельности
в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе №9 «Бабушкин сундук» в рамках комплексной проверки ДОУ.
Программное содержание:
1. Коррекционно-обучающие задачи:
- продолжать знакомить детей предметами народного прикладного искусства;
- формировать умение выражать в речи свои впечатления;
- пополнять словарь новыми словами старинного русского быта;
- учить строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать мышление, память, творческое воображение;
- развивать интонационную выразительность речи в процессе их выполнения
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, свободную, творческую толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения.
- воспитывать уважение людям других национальностей.
4. Речевые задачи:
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательные с существительными;
- активизировать слова в речи: кокошник, бисер, рушник.
Методы и приёмы обучения:
1. Словесные: объяснение, обсуждения, с\ролевая игра: «В гостях у бабушки», обыгрывание ситуаций, чтение потешек, пословиц, поговорок, скороговорок.
2. Наглядные: рассматривание иллюстрации, ткани, кружева.
3. Практические: ручной труд
4. Игровые: музыкальная пауза, песня «Гульназым», русская народная игра: «Золотые ворота».
Оборудование и материалы: поделки из природного материала. Вышивки, вязание, сундук, домик, заборчик, две куклы в национальном костюме. Национальный башкирский и русский костюмы. Лоскутки ткани, крючки для вязания, нитки и иголки. Аудиозапись: русская народная мелодия, песня «Мы едем, едем, едем».
План:
1. Краткая беседа об устном народном фольклоре.
2. Рассказы детей (потешки, пословицы, поговорки)
3. Игра «В гости к бабушке»
4. Зрительная гимнастика
5. Песня «Гульназым»
6. Рассказы о вышивке бабушек и прабабушек (2 детей)
7. Русская народная игра: «Золотые ворота
8. Возвращение из детского садика
9. Игра «В новые слова»
10.Зрительная гимнастика
Структура ОД
Воспитатель: Дети, с давних пор на Руси люди любили сказки. Они рассказывали их друг другу и конечно детям. Знали много пословиц, поговорок, загадок, потешек. Они из уст в уста не писали, а передавали в разговорной речи. Это и называется устным народным фольклором. А вы знаете потешек, загадок, пословиц (рассказы детей.) Молодцы ребята.
Игра «В гости к бабушке»
А сейчас мы с вами поедем в гости к бабушке. Сели в автобусы и поехали (звучит песня « Мы едем, едем, едем».)
(Воспитатель переодевается в башкирский костюм.)
Встречает детей. Здравствуйте дети, хаумыхыгыз. Заходите в избу.
Дети здороваются. Здравствуйте, хаумыхыгыз.
Бабушка: Проходите, садитесь. Ребята посмотрите, что это, (показывает на сундук) что в нем в старину хранился.
Дети: наверное, вещи.
Бабушка: Да, вещи, одежда (открывает сундук, достает сарафан)
В старину, ребята, женщины и девушки носили белые рубахи, которые назывались сорочками. Поверх сорочки надевали длинный красный сарафан. Они были широкие и приталенные. Как вы думаете, такой сарафан праздничный или для повседневной жизни?
Дети: Это праздничная одежда.
Бабушка: Почему думаете, что это праздничный костюм, а повседневная одежда какая?
Дети: Простая одежда, потемнее цветом. Повседневную одежду носили на работу.
Бабушка: Ребята, здесь еще хранится кукла. Она в какой одежде?
Дети: Национальной русской одежде.
Бабушка: Почему?
Дети: Потому что она старинная кукла.
Бабушка: Посмотрите, а ваша кукла, в какой одежде?
Дети: В современной одежде, одета она в шелковое платье.
Бабушка: Рассматриваем кокошник – это головной убор. Чем он украшен? (вышивкой, бисером).
Наши глазки устали отдохнем.
Зрительная гимнастика (с лазерной указкой.)
Бабушка: Как называется наша страна? (Россия)
Бабушка: В России живет много национальности. Людей, каких национальности вы знаете?
Дети: Татары, чуваши, русские, башкиры.
Бабушка: Все люди в нашей стране живут дружно, ходят, друг другу в гости, помогают. На мне какой костюм, какой национальности? (Башкирский костюм)
Бабушка: Чем украшали? (Монетками)
Бабушка: Люди, которые побогаче золотыми, бедные – медными, серебряными монетами украшали. Одевались попроще. А на ноги, когда ходили на работу одевали лапти (показывает на старинную обувь – лапти), по праздникам сапожки нарядные.
У меня для вас есть подарки. Девочкам - кашмау, а мальчикам - тюбетейка (надевает).
Песня «Гульназым» Гол бакчасына керэм
Чэчкэлэргэ су сибэм
Матур, матур чэчкэлэр
Хуш ислэрен чэчэлэр.
Бабка: Каждый национальный костюм отличались узорами, орнаментом. У башкир и татар преобладали растительные элементы, а у других народов преобладали геометрические узоры.
Ребята, наши дети тоже принесли бабушкины рукоделия. Давайте послушаем Элину.
Ребенок - Элина: это полотенце, бабушка моя вышивала гладью. Сделала бахрому, свадебное полотенце, яркие цветочки, два колечко. Бабушка долго трудилась, старалась.
Баба: Да, раньше полотенце называлось по-другому - рушник.
А, теперь Арина расскажи, что тебе передала твоя бабушка?
Ребёнок - Арина: а моя прабабушка крючком вязала салфетку, посередине салфетки два лебедя, крестиком зашивала узоры, видно, что она тоже трудилась, старалась.
Баба: Раньше люди не только работали, а по - вечерам пели хороводные песни и играли в народные игры. Поиграем все вместе в игру?
Игра «Золотые ворота».
Баба: Поиграли, ну, а теперь попрощаемся с бабушкой. Хау булыгыз, до свидания. Вам понравилось у меня? Желаю, чтобы вы тоже были рукодельницами. (Музыка включается, дети едут обратно в детский сад). Садятся за столы.
Воспитатель: Много новых слов мы узнали, давайте назовем - кокошник, рушник, бисер
Игра «В новые слова».
На каждый слог дети хлопают в ладоши и считают. Выделите ударный слог, скажите на каком слоге по счету стоит ударение. Сколько гласных и согласных звуков в слове «рушник».
На полотне дети выкладывают схему слов. Кружочками красного цвета-гласные звуки, синего цвета-согласные звуки. Один ребенок выполняет задание, все остальные контролируют.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Ну, а теперь наши глазки устали, отдохнём.
Зрительная гимнастика со свечой.
Итог: Ребята, бабушка передала вам национальное блюдо чак - чак, угощайтесь, пожалуйста. (Чаепитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте отображ...
фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"
фольклорное развлечение для детей старшего возраста....
Проект "Секреты бабушкиного сундука"
Разработан для детей младшего дошкольного возраста...
Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"
В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....