Речевые игры
картотека по коррекционной педагогике по теме

Кармаева Надежда Николаевна

картотека 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karoteka_rechevye_igry.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Запоминай-ка»

Цели:

-Актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам.

- Развитие навыков понятийного обобщения.

- Развитие слухо – речевой памяти.

- Закрепление слухо – произносительной дифференциации свистящих  звуков.

Оборудование: карточка с рядами слов (для логопеда)

Описание:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

«Путаница»

Цели:

- Развитие навыков словесно – логического мышления.

- Активизация  умений правильного согласования прилагательных с существительными  в Именительном   падеже.

Оборудование: карточки с 2-мя вариантами словосочетаний (правильных и ошибочных) для логопеда. При необходимости можно использовать картинки  из предложенных словосочетаний (цапля, блюдце, козленок, капелька и т.д.)

Описание:

Взрослый зачитывает правильный вариант словосочетаний, ребёнок их повторяет. Затем, зачитываются словосочетания, в которых сознательно допущена ошибка. Ребёнок находит ошибку и подбирает правильную  пару к каждому словосочетанию.

Правильный вариант: длинноногая цапля, желтый цыплёнок, хрустящая вафля,   круглый блинчик, весёлый козлёнок,  дождевая капля,  спелая слива,  стеклянное блюдце, сладкое суфле.

«Путаница»: длинноногая вафля, хрустящая цапля, жёлтый козлёнок, весёлый блинчик, круглый цыплёнок, дождевая слива, спелая капля, сладкое блюдце, стеклянное суфле.

                         

«Смысловые пары»

Цели:

-Развитие навыков словесно-логического мышление.

-Закрепление обобщающих функций слов.

Описание: Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие  - результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову -  стимулу (например: собака – будка, птица - …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из  первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?

Смысловые пары:

Самолёт – пилот, поезд - …, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок - …, ножки – сапожки, ручки - …, птица – пёрышки, кошка - …, зайка – морковка,  корова - …, кораблик – причал, автобус -  …, мышка – норка, белка - …, ножницы – бумага, молоток - …, цветы – ваза, суп - …, малыш – коляска, кенгурёнок - …,  кондитер – пирожные,  художник -…,  волосы – заколочка, пальчик - …

                                   

«Три медведя»


Цели:

-Развитие звуко – высотной  модуляции  голоса.

-Закрепление  умений вопросительного интонирования высказываний.



Описание:  Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку "Три медведя". Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) и Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в 3-х вариантах:
-Кто сидел на моем стуле?
-Кто ел из моей чашки?
-Кто спал на моей постели?
-Кто же был в нашем доме?

«Шумные коробочки»

Цели: 

- Развитие слухового  внимания и памяти.

- Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: одинаковые металлические баночки (из- под леденцов, крема и т.п.), наполненные сыпучими продуктами с частицами разной величины (манная и гречневая крупа, горох, фасоль и др.).

Описание: Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в металлической коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале трем, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.

«Узнай, что звенит (гремит)?»

Цели: 

- Развитие  слухового внимания и памяти.

-Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.

Описание: Взрослый  предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.

 Название каждого звучащего предмета проговаривается.

 Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.

 Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

«Угадай, кто позвал?»

Цели: 

- Развитие  слухового  внимания;

- Развитие  навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса.

Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».                       

«Близко-далеко»

Цели: 

- Закрепление представлений  о взаимосвязи громкости звука с отдаленностью/приближенностью объекта (источника звука)

- Развитие навыков силовой модуляции голоса.

- Активизация  глагольного словаря  по темам «Животные», «Птицы».

Описание:  Взрослый предлагает ребенку определить, далеко лили близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)

Кричат дети: АУ (громко)  АУ (тихо)

Лает собака АВ (громко)    АВ-АВ (тихо)

Мяучит кошка

Мычит корова

Поет петух

Кудахчет курица

Квакают лягушки

Каркает ворона

Блеет овечка.

«Рифмы»

Цели: 

- Развитие  слухо–речевой  памяти.

- Формирование  навыков  анализа ритмического рисунка слов (методом соотнесения).

Описание: Взрослый не торопясь, внятно, произносит три слова и просит ребенка повторить их. Затем взрослый называет ряд слов, среди которых надо найти слово/слова, рифмующееся (рифмующиеся) с третьим словом из запомненного ряда. 

Мак-дом-ветка

 (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

совок  -  вагон  - гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

калитка  -  дом  -  каток

(улитка, гном, платок, листок, ком)

при трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

«Четвертый лишний»

Цели:

 - Развитие  навыков  слуховой дифференциации длинных и коротких слов.

- Развитие   слухо – речевую память.

Описание:  Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак  -  бак  - так  - банан

Сом  -  ком  - индюк - дом

Лимон  -  вагон  -  кот - бутон

Мак  -  бак  -  веник - рак

Совок  -  гном  -  венок - каток

Пятка  -  ватка  -  лимон - кадка

Ветка  -  диван  - клетка - сетка

                                     

«Сочинитель»

Цели:

 - Развитие  навыков  рифмовки слов.

- Развитие слухового внимания и памяти.

Описание: Взрослый читает двустишие с пропущенным последним словом  и  просит ребенка подобрать слово в рифму.

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом)

                                             

Здесь красивое местечко,

Протекает  мимо… (речка)

                                              Шел по лесу шустрый мишка,

                                              На него свалилась…(шишка)

                                                 

Как-то вечером две мышки,

Унесли у Пети…(книжки)

                                                 Мама милой дочке Оле

                                                 Суп сварила из (фасоли)

Мы собирали васильки,

На головах у нас…(венки)

                                               Сшил себе котенок тапки,

                                               Чтоб зимой не мерзли (лапки)                                                    

Говорят, один чудак

В речке выловил башмак

Но, зато ему потом

На крючок попался…(сом)

«Озорные мышки» (Слоговой синтез)

Цели:

Формирование умений  анализа и синтеза звуко – слогового состава слов.

Оптимтизация слухо-речевой памяти.

Описание:

Игра предваряется чтением стихотворения (взрослым ребёнку).

         В грамоту мышки дружно играли:

        Картинки смотрели, все буквы назвали,

        Отгрызли кусочек от каждого слова.

        Слова – горько плачут.

        Составим их снова!

Задание/Инструкция: Мышки отгрызли и утащили слог «са» из всех слов. Сейчас я назову тебе  оставшиеся кусочки слов.   Добавь к каждому кусочку  слог «СОК»,  чтобы кусочки снова превратились в слова. Назови слово целиком.

Слова:  ПЕ (СОК), НО(СОК), ЛЕ(СОК), ПОЯ(СОК), ГОЛО(СОК),  КОЛО(СОК).

Вариант игры для синтеза слов со слогом «РА»

Слова: ИГ(РА), НО(РА), ГО(РА), ЖА(РА), ШКУ(РА), КАНУ(РА).

Вариант игры для синтеза слов со слогом «ЗА»

Слова: КО(ЗА), ВА(ЗА), РО(ЗА), СТРЕКО(ЗА), ГРО(ЗА), СЛЕ(ЗА), МИМО(ЗА)

                       

                         

Звуковой анализ слова (1)

Цели:

 -Развитие фонематического анализа (выделение звука из слов).

-Развитие  навыков  позиционного звукового анализа слова.

Описание:  Определить первый звук в словах. Выделить звук, голосом, «нажать» на него.

Малина,  монета, магнит,  маска, маки, море, музыка.

Определить есть звук М в слове, или нет (хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук):

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, март, цыпленок, коза.

Определить, где слышится звук М – в начале, середине или конце слова:

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк. мыло, крем, лом, лямка,. сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух (первом или втором)  слов слышится звук М:

Калина-малина, море-горе, мох-пух, мухи - сухо,

раки-маки, монета-ракета, мука-рука, магазин-бензин, мыло-шило.

Звуковой анализ слова (2)

Цели:

 - Развитие фонематический анализ (выделение звука из слов)

-  Развитие  навыки фонематического анализа на материале коротких текстов.

Описание: Взрослый называет слова и просит ребенка определить первый звук в каждом слове. В задании  2 взрослый читает рассказ, ребенок запоминает слова с заданным звуком.

1.Определить первый звук в словах:

Оля, иволга, аист,  утка,  ослик,  этаж, автобус, обруч, улитка, абрикос, индюк.

 

2. Прослушать рассказ и запомнить  слова со звуком Р:

Рома и Вова пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали пять карасей и двух раков. Скоро подул ветер, и сбежались тучи. Послышались раскаты грома. Мальчики поспешили к дому.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...