Статья:Развитие мелкой моторики и ее влияние на речь детей в дошкольном возрасте.
статья по развитию речи (старшая группа)
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_melkoy_motoriki_i_ee_vliyanie_na_rech_detey_rannego_vozrasta.docx | 13.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики и ее влияние на речь детей раннего возраста.
Ничто не удивляет, когда удивляет все: такова особенность ребенка.
Антуан Ривароль
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".
Развитие познавательных способностей тесно связанно с развитием движений рук, что особенно стоит отметить, в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин). С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.
Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».
Пальчиковые игры и упражнения - развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность рук, развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, совершенствуют двигательную память, развивают речемыслительную деятельность, мимическую мускулатуру, чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Игры с пуговицами, как форма занятия по развитию мелкой моторики способствуют развитию мелкой моторики, овладению счётом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. Речь важный элемент для успешной социализации ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...
Обобщение опыта работы на тему «Роль мелкой моторики в непосредственно образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мыш...
Обобщение опыта работы по теме "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Умелыми пальцы становятся не сразу. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью). Чем больше ма...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
В статье рассказывается о развитии мелкой моторики рук, как средстве развития речи детей младшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...