Виды НОД по развитию речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

Ганиева Лиана Ильясовна

О видах НОДа по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_nod_po_razvitiyu_rechi_detey.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»

Виды НОД по развитию речи детей дошкольного возраста

                                     

Выполнила: Ганиева Л.И

               

                                                                                                                       

                                 Когалым

Виды НОД по развитию речи у детей дошкольного возраста.

 В ДОУ по развитию речи детей проводится следующие виды НОД:

В младшем возрасте используется активизация словаря, например:

  1. Описание предмета или события из личного опыта по памяти:

Примеры:

  • рассказ о домашних животных,
  • рассказ о любимой игрушке, о дне рождения,
  • как мама наводит порядок, готовит обед,
  • что делали дома в выходные,
  • как я гулял с дедушкой по лесу,
  • что видели по дороге в детский сад.

Методические приемы — образец рассказа с планом, допускается подсказывающий вопрос.

  1. Описание предмета или события из коллективной жизни:

А в старшем возрасте увеличивается количество предметов:

Примеры:

  • поход в городской краеведческий музей, поездка в Ясную Поляну (или другое памятное, историческое место);
  • праздник в детском саду;
  • что мы видели на шоссе, в лесу;
  • как меняли воду в аквариуме;
  • как играли в прятки;
  • что мы видели в детской библиотеке;
  • что делали вчера на прогулке.

Методические приемы — только план, допускается подсказывающий вопрос.

  1. Пересказ сказок, рассказов (в подготовительной группе могут проводится 11-12, в старшей группе 9-10 занятий в год).

Методические приемы: До занятия воспитатель знакомится с текстом, готовит новые слова для объяснения детям. В начале занятия проводится вступительная беседа (1 мин). Не давая установки на запоминание, воспитатель читает рассказ, сказку, задает 3-4 вопроса по содержанию, 1-2 вопроса по идейному содержанию. Затем дается установка на запоминание, т. е. Сообщается детям, что они будут тоже рассказывать. После этого читается сказка второй раз. Для пересказа вызывается 6-7 раз.

В подготовительный группе еще и включают рассказыванию по вооброжению:

  1. Придумывание рассказа к картине — творческий рассказ.

Методические приемы — воспитатель выводит детей вопросом за картину («Новенькая» - А что расскажет девочка, когда придет домой?).

  1. Придумывание конца рассказа.

Методические приемы — образец не нужен, только план (вопросы).

Темы-примеры: «Как мальчик нашел щенка», «Приключения щенка в детском саду», «Как дети выручили из беды товарища», «Как Володя помогал девочке Лене» и другие. Всего 6-7 рассказов на занятии.

Придумывание рассказывания по игрушки (М-р: Собака)

  1. Придумывание рассказа на тему предложенную воспитателем. (В

подготовительной группе.)

Новый вид занятия это-

  1. Придумывание текста к неизвестному слайд-шоу. (В подготовительной группе.)
  1. Составление письма.

Например: Деду-Морозу, заболевшему товарищу, Лунтику, Незнайке (или другому известному детям персонажу).

  1. Описание картины (составление рассказа по картине)

Методические приемы — Картина разбивается на части. К каждой части дети составляют рассказ. В конце составляется один общий рассказ. К каждой части дается план, можно дать образец по одной части. Образец можно дать в начале или после детских рассказов.

  1. Описание игрушек.

Игрушки даются знакомые, но разнообразные. Для занятия готовится 5-6 пар похожих, но отличающихся друг от друга игрушек.

Методические приемы - дается план, допускается подсказывающий вопрос. Чередование видов рассказывания

Старшая группа

  1. Описание предмета.
  2. Пересказ.
  3. Описание картины.
  4. Рассказ по памяти.
  5. Дидактическая игра на описание наглядного материала.
  6. Пересказ.
  7. Описание картинок.
  8. Описательный рассказ по памяти (из личного опыта).

Подготовительная группа

  1. Описание реальных предметов.
  2. Пересказ.
  3. Придумывание детьми рассказа по картине (воспитатель выводит детей вопросом за картину).
  4. Рассказ по памяти из коллективной жизни.
  5. Дидактическая игра на описание без наглядного материала (типа загадок).
  6. Показ компьютерных презентаций или слайд-шоу с подбором текста детьми.
  7. Придумывание конца рассказа.
  8. Рассказ на тему предложенную воспитателем.
  9. Составление письма.

Художественная литература является одним из видов по развитию речи, но это проводиться в режимных моментах.

  1. Заучивание наизусть стихов 2 раза в месяц, а малыши разыгрывают стихотворение.

Методические приемы — Образец чтения стихотворения, вопросы к детям, повторное чтение воспитателем. Первыми вызвать 7-8 человек с хорошей памятью. Второй частью занятия использовать чтение худ. произведения, повторение знакомого стихотворения, настольный театр, диафильм.

  1. Рассказывание сказок.
  2. Чтение худ. произведения.
  3. Чтение знакомых произведений.
  4. Драматизация художественного произведения.
  5. Показ настольного театра.
  1. Показ кукольного театра детьми.
  2. Слушание аудиозаписей (CD-диск или другой электронный носитель) 1-2 раза в месяц..

Литература:

  1. А. М. Бородич «Методика развития речи детей» М., 1981 г.
  2. Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам», издательство: Владос, 2006 г
  3. Ушакова О. Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы, издательство: Вентана-Граф, 2013 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...

Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной.Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду состоит в значительном увеличении возможностей каждого ребён...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя высшей квалификационной категории "Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Воспитатель, прежде всего, друг для детей, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути. Поиск путей решения проблем должен быть присущ как...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии.  А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...

Консультация для педагогов «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов "Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста"...

Использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в ре...