Использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.
консультация
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Как научить ребенка говорить правильно? Этот вопрос волнует не только воспитателей, логопедов, но и также многих родителей. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Период раннего детства- это волшебная и незабываемая пора, в жизни каждого человека. Это беззаботное время игр и развлечений и мало кто из детей проявляет усидчивость в обучении. Вот именно при помощи игр можно формировать и развивать речь дошкольника. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя. Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.Так же очень важно постоянно расширять игровую среду в группе за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью игровой деятельности. Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом. Оборудование должно быть расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Дидактические игры – широко распространённый метод работы. С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Дидактические игры можно проводить с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. С помощью дидактических игр активизируется словарь детей. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. В процессе занятий с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков. Такие игры как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогают детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизируют речь.
Настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т.д. В таких играх идёт закрепление знаний детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах.
С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т.п., т.е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учим детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляем у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.
Составление разрезных картинок и кубиков учит детей логическому мышлению, развивает у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даём детям рассмотреть целую картинку.
В работе с детьми раннего возраста эффективно сочетать наглядность и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря используются дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
По развитию речи детей в театрализованной деятельности используются следующие методы и приёмы:
- игровые:
- использование элементов подвижной игры
- сюрпризные моменты
- имитационные движения с элементами звукоподражания
- обыгрывание текста
- словесные:
- повторение речевого материала
- вопросы
- использование текстов с повторяющимися элементами
- чтение произведений со звукоподражаниями
- договаривание слов, фраз
- похвала
- наглядные:
- использование иллюстраций к текстам
- использование игрушек, персонажей кукольного театра.
В театрализованных играх знакомим детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаю новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаюсь определённых требований:
- содержание и разнообразие тематики
- постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр
- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.
Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.
В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомим детей с названиями профессий, учим брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показала воспитатель, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаем детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.
Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать. Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия. При проведении подвижных игр с текстом используются соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр), побуждаем к повтору текста. Обязательно вовлекать в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом создаются правдивые игровые ситуации.
Для формирования правильного развития речи, соответствующего определённому возрасту дошкольников, необходимо системное проведение мероприятий. Занятия становятся более эффективными, если включать в них разнообразные игры. Так же необходимо включение игр в свободную деятельность детей.
Игровая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/23/picture-323355-1532331862.jpg)
Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».
В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...
Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста
Воспитателя МБДОУ д/с №56«Гусельки» г.ТамбовДудова Е.А. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детейдошкольного возрастаИзобразите...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828509-1476096757.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Использование различных видов игр для развития самостоятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему "Использование различных видов игр для развития самостоятельности детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/08/picture-1302749-1610084535.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-491561-1412929624.jpg)
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...