Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Теремок» с элементами драматизации
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда
с детьми старшего дошкольного возраста «Теремок»
с элементами драматизации
Цель: создание условий для развития познавательной, речевой, творческой инициативы дошкольников.
Задачи:
• закрепить правильное произношение звуков [Л] — [Р], автоматизировать и дифференцировать их в стихотворной и связной речи;
• закрепить умение составлять сложноподчиненные предложения, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительные с существительными;
• продолжать работать с деформированным предложением;
• совершенствовать интонационную выразительность речи, умение делать звуковой анализ слов;
• развивать память, внимание, мышление;
• воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, дружеские взаимоотношения, нравственно-волевые качества.
Предварительная работа:
- прослушать в записи и посмотреть русскую народную сказку «Теремок»;
- изготовить декорации и атрибуты к театрализованной деятельности;
- разучить с детьми стихи.
Оборудование: экран; проектор; компьютер; шапочки животных (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь); кубики синего и красного цветов — для звукового анализа; мягкие модули — для постройки теремка; макет теремка; 10 сосновых шишек, 10 муляжей съедобных грибов, 2 корзинки, карточки с картинками, в названии которых есть звуки [Л] — [Р], магниты, конверт с письмом и чертежом теремка.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
- практические: игра «Кто быстрее», подвижная игра «Медвежонок», дидактическая игра «Придумай слово», игра «Строители»;
- наглядные: видеофрагмент из сказки «Теремок»;
- словесные: отрывки из музыкальных произведений, сопровождающие движения животных, чтение коротких стихов от лица персонажей сказки.
Этапы НОД, продолжительность | Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Прогнозируемый результат | педагог | дети |
Организационный этап (3–5 мин) | Мотивационный настрой на занятие. Дети совместно с педагогом слушают звуки музыки, определяют ее характер | Педагог стимулирует детей к речевой активности, задает вопросы о характере музыкального отрывка | Дети слушают звуки музыки, отвечают на вопросы педагога, описывают характер музыкального отрывка | Дети вступают в контакт с педагогом, настраиваются на занятие | |
Актуализация знаний (3 мин) | Постановка проблемной ситуации. Решение задачи: как помочь персонажам сказки «Теремок» | Педагог загадывает загадку: «Что это за волшебная страна, где всюду происходят чудеса? Где каждый зверь и даже птица умеют разговаривать и веселиться?» После ответов детей включает окончание мультфильма «Теремок». Затем создает поисковую ситуацию через погружение в образовательную среду. Предлагает детям подумать, как помочь животным сохранить Теремок. Для путешествия в сказку дети надевают шапочки персонажей. Предлагает вспомнить, у какого животного какой голос, назвать героев сказки ласково. | Дети отгадывают загадку, после просмотра отрывка из мультфильма, определяют его название. Затем решают, как можно помочь персонажам мультфильма сохранить Теремок. Принимают поставленную задачу. Подбирают прилагательные к существительному. Игра «У кого какой голос?». Называют героев сказки ласково. | Дети отгадают загадку и назовут сказку, отрывок из которой они увидели. У детей возникнет чувство сопереживания и желание помочь персонажам. Внимание детей будет направлено на предстоящую деятельность. Дети совместно подберут слова в уменьшительно-ласкательной форме. Словарь детей пополнится словами в уменьшительно-ласкательной форме | |
Восприятие, усвоение и закрепление материала | Задание 1. Определить количество слогов в словах | Педагог сообщает детям, что помочь животным можно, если выполнить несколько заданий. Рассказывает сказку и озвучивает эти задания. Предлагает ребенку в шапочке мышки сосчитать слоги в словах. Остальные дети считают вместе с ним | Ребенок рассказывает четверостишие: «Я — маленькая мышка, по лесу я хожу. Ищу себе домишко, ищу, не нахожу». Затем считает слоги в словах «теремок», «мышонок» и забегает в Теремок | Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа и вместе с остальными детьми успешно сосчитает слоги в словах, назовет гласные звуки, вспомнит правило деления слова на слоги. | |
Задание 2. Закрепить порядковый счет, согласование числительных с существительными | Детям в шапочках лягушек (двум воспитанникам) педагог предлагает сосчитать шишки и грибы. Остальные дети считают вместе с ними. Проводится игра «Кто быстрее» | Дети в шапочках лягушек рассказывают четверостишие: «Речка, мошки и трава. Теплый дождичек, ква-ква. Мы лягушки, мы квакушки — дождя и сырости подружки». Дети считают сосновые шишки и съедобные грибы, складывают их в корзинки и забегают в Теремок | Дети расскажут четверостишие от лица персонажей, сосчитают шишки и грибы в пределах 10, используя порядковые числительные. Правильно согласуют существительные с числительными | ||
Задание 3. Выполнить звуковой анализ слова «дом» с помощью цветных кубиков | Ребенку в шапочке зайца педагог предлагает выполнить звуковой анализ слова «теремок» с помощью цветных кубиков | Ребенок рассказывает четверостишие: «А я зайка-побегайка, чуткие ушки, быстрые ножки. Пустите меня в теремок». Выполняет звуковой анализ слова «теремок». Остальные дети проверяют правильность выполнения задания | Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа, выполнит звуковой анализ слова «теремок», составит предложение со словом теремок, сосчитает количество слов в предложении, вспомнит правило написания предложений. Дети группы закрепят приемы звукового анализа слов | ||
Задание 4. Составить сложноподчиненные предложения | Ребенку в шапочке лисы педагог предлагает составить сложноподчиненное предложение типа: «Я хочу жить в Теремке, потому что…» | Ребенок читает четверостишие: «Хвост пушистый, мех золотистый. Я кумушка-лиса, всему лесу я краса. Тук-тук, кто в Теремочке живет?» Затем составляет сложноподчиненное предложение. Остальные дети составляют свои предложения | Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа. Дети составят сложноподчиненные предложения, закрепят грамматические формы слов | ||
Задание 5. Исправить деформированное предложение | Ребенку в шапочке волка педагог предлагает правильно расположить слова в предложении | Ребенок произносит слова: «А я серый волк, зубами щелк. Пустите меня в теремок». Затем выполняет задание: составляет предложение из слов (пословицы о сказках). | Ребенок произнесет слова от лица персонажа, правильно расположит слова в предложении. Дети закрепят правила работы с деформированным предложением | ||
Динамическая пауза (2 мин) | Физкультминутка | Педагог проводит физминутку. | Дети произносят слова и выполняют действия | Дети произнесут слова от лица персонажей, выполнят движения под музыку. У них улучшится координация движений, снимется напряжение, сформируются положительные эмоции | |
Закрепление (практическая деятельность) | Игры- соревнования по дифференциации звуков [Л] — [Р] | Педагог проводит игру- соревнование по дифференциации звуков [Л] — [Р] «Назови слово» | Ребенок в шапочке медведя произносит слова: «А я медведь косолапый. Пустите меня в Теремок». Дети делятся на две команды. Одна команда называет как можно больше слов со звуком [Л], а другая — со звуком [Р] | Дети выполнят задание на дифференциацию [Л] — [Р] звуков в словах. У них сформируются положительные эмоции, командный дух | |
Практическая деятельность детей | Конструирование из модулей | Педагог ставит перед детьми проблемную задачу: придумать, как можно помочь жителям Теремка, чтобы не обидеть медведя. | Дети предлагают свои варианты выхода из ситуации. Затем вместе строят из модулей домик для медведя по предложенному плану-чертежу под музыкальное сопровождение | Дети найдут решение проблемы. Прочитают полученное из Лесной строительной академии письмо. Совместными усилиями построят из модулей дом для медведя по предложенному чертежу. У них сформируются положительные эмоции | |
Рефлексия | Подведение итогов НОД | Педагог подводит итог занятия: — К сожалению, наше время истекло, мы должны вернуться в детский сад. Всем спасибо за работу, с которой каждый из вас справился очень хорошо! Молодцы! | Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, воплощения собственного замысла и своего эмоционального состояния | Дети почувствуют себя участниками познавательного творческого процесса | |
Итоговая деятельность | «Лесное» угощение — грибочки» | Педагог благодарит детей | Дети радуются достигнутому результату, тому, что решили поставленные задачи. Благодарят медведя за помощь | У детей сформируются положительные эмоции, чувство удовлетворения от достигнутых результатов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной физкультурной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов детской йоги.
Это типовое занятие с использованием основных видов движений на третью неделю февраля. Элементы детской йоги включены в О.Р.У. и взята йога-игра, в качестве третьей задачи. Также, в заключительн...
«Буратино идет в школу» Конспект-инсценировка непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста
открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД...
Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с элементами художественного ручного труда Тема: "Серебряный цветок"
Работа с нетрадиционным материалом всегда вызывает у детей живой неподдельный интерес. Особенно если это работа с фольгой. Развиваются познавательные и конструктивно-творческие способности детей....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»
Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Коммуникативная деятельность» с использованием личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых технологий «Поговорим о маме»
Формировать нравственные эмоции детей, развивать творческую активность....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.
Программное содержание:Познавательные задачи: Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов хатха-йоги
Занятие по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов хатха-йоги «Удивительные превращения» стимулирует физическое, ...