Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Теремок» с элементами драматизации
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Елена Александровна Тихомирова

Конспект для старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teremok_tihomirova_1_konspekt.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда
с детьми старшего дошкольного возраста «Теремок»
с элементами драматизации

Цель: создание условий для развития познавательной, речевой, творческой инициативы дошкольников.

Задачи:

•        закрепить правильное произношение звуков [Л] — [Р], автоматизировать и дифференцировать их в стихотворной и связной речи;

•        закрепить умение составлять сложноподчиненные предложения, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительные с существительными;

•        продолжать работать с деформированным предложением;

•        совершенствовать интонационную выразительность речи, умение делать звуковой анализ слов;

•        развивать память, внимание, мышление;

•        воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, дружеские взаимоотношения, нравственно-волевые качества.

Предварительная работа:

  • прослушать в записи и посмотреть русскую народную сказку «Теремок»;
  • изготовить декорации и атрибуты к театрализованной деятельности;
  • разучить с детьми стихи.

Оборудование: экран; проектор; компьютер; шапочки животных (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь); кубики синего и красного цветов — для звукового анализа; мягкие модули — для постройки теремка; макет теремка; 10 сосновых шишек, 10 муляжей съедобных грибов, 2 корзинки, карточки с картинками, в названии которых есть звуки [Л] — [Р], магниты, конверт с письмом и чертежом теремка.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:

  • практические: игра «Кто быстрее», подвижная игра «Медвежонок», дидактическая игра «Придумай слово», игра «Строители»;
  • наглядные: видеофрагмент из сказки «Теремок»;
  • словесные: отрывки из музыкальных произведений, сопровождающие движения животных, чтение коротких стихов от лица персонажей сказки.

Этапы НОД, продолжительность

Этап деятельности

Содержание совместной деятельности
на каждом этапе

Прогнозируемый результат

педагог

дети

Организационный этап (3–5 мин)

Мотивационный настрой на занятие. Дети совместно с педагогом слушают звуки музыки, определяют ее характер

Педагог стимулирует детей к речевой активности, задает вопросы о характере музыкального отрывка

Дети слушают звуки музыки, отвечают на вопросы педагога, описывают характер музыкального отрывка

Дети вступают в контакт с педагогом, настраиваются на занятие

Актуализация знаний (3 мин)

Постановка проблемной ситуации. Решение задачи: как помочь персонажам сказки «Теремок»

Педагог загадывает загадку: «Что это за волшебная страна, где всюду происходят чудеса? Где каждый зверь и даже птица умеют разговаривать и веселиться?» После ответов детей включает окончание мультфильма «Теремок». Затем создает поисковую ситуацию через погружение в образовательную среду. Предлагает детям подумать, как помочь животным сохранить Теремок. Для путешествия в сказку дети надевают шапочки персонажей. Предлагает вспомнить, у какого животного какой голос, назвать героев сказки ласково.

Дети отгадывают загадку, после просмотра отрывка из мультфильма, определяют его название. Затем решают, как можно помочь персонажам мультфильма сохранить Теремок. Принимают поставленную задачу. Подбирают прилагательные к существительному. Игра «У кого какой голос?». Называют героев сказки ласково.

Дети отгадают загадку и назовут сказку, отрывок из которой они увидели. У детей возникнет чувство сопереживания и желание помочь персонажам. Внимание детей будет направлено на предстоящую деятельность. Дети совместно подберут слова в уменьшительно-ласкательной форме. Словарь детей пополнится словами в уменьшительно-ласкательной форме

Восприятие, усвоение и закрепление материала
(6–8 мин)

Задание 1. Определить количество слогов в словах

Педагог сообщает детям, что помочь животным можно, если выполнить несколько заданий. Рассказывает сказку и озвучивает эти задания. Предлагает ребенку в шапочке мышки сосчитать слоги в словах. Остальные дети считают вместе с ним

Ребенок рассказывает четверостишие: «Я — маленькая мышка, по лесу я хожу. Ищу себе домишко, ищу, не нахожу». Затем считает слоги в словах «теремок», «мышонок» и забегает в Теремок

Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа и вместе с остальными детьми успешно сосчитает слоги в словах, назовет гласные звуки, вспомнит правило деления слова на слоги.

Задание 2. Закрепить порядковый счет, согласование числительных с существительными

Детям в шапочках лягушек (двум воспитанникам) педагог предлагает сосчитать шишки и грибы. Остальные дети считают вместе с ними. Проводится игра «Кто быстрее»

Дети в шапочках лягушек рассказывают четверостишие: «Речка, мошки и трава. Теплый дождичек, ква-ква. Мы лягушки, мы квакушки — дождя и сырости подружки». Дети считают сосновые шишки и съедобные грибы, складывают их в корзинки и забегают в Теремок

Дети расскажут четверостишие от лица персонажей, сосчитают шишки и грибы в пределах 10, используя порядковые числительные. Правильно согласуют существительные с числительными

Задание 3. Выполнить звуковой анализ слова «дом» с помощью цветных кубиков

Ребенку в шапочке зайца педагог предлагает выполнить звуковой анализ слова «теремок» с помощью цветных кубиков

Ребенок рассказывает четверостишие: «А я зайка-побегайка, чуткие ушки, быстрые ножки. Пустите меня в теремок». Выполняет звуковой анализ слова «теремок». Остальные дети проверяют правильность выполнения задания

Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа, выполнит звуковой анализ слова «теремок», составит предложение со словом теремок, сосчитает количество слов в предложении, вспомнит правило написания предложений. Дети группы закрепят приемы звукового анализа слов

Задание 4. Составить сложноподчиненные предложения

Ребенку в шапочке лисы педагог предлагает составить сложноподчиненное предложение типа: «Я хочу жить в Теремке, потому что…»

Ребенок читает четверостишие: «Хвост пушистый, мех золотистый. Я кумушка-лиса, всему лесу я краса. Тук-тук, кто в Теремочке живет?» Затем составляет сложноподчиненное предложение. Остальные дети составляют свои предложения

Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа. Дети составят сложноподчиненные предложения, закрепят грамматические формы слов

Задание 5. Исправить деформированное предложение

Ребенку в шапочке волка педагог предлагает правильно расположить слова в предложении

Ребенок произносит слова: «А я серый волк, зубами щелк. Пустите меня в теремок». Затем выполняет задание: составляет предложение из слов (пословицы о сказках).

Ребенок произнесет слова от лица персонажа, правильно расположит слова в предложении. Дети закрепят правила работы с деформированным предложением

Динамическая пауза (2 мин)

Физкультминутка

Педагог проводит физминутку.

Дети произносят слова и выполняют действия

Дети произнесут слова от лица персонажей, выполнят движения под музыку. У них улучшится координация движений, снимется напряжение, сформируются положительные эмоции

Закрепление (практическая деятельность)
(5–7 мин)

Игры- соревнования по дифференциации звуков [Л] — [Р]

Педагог проводит игру- соревнование по дифференциации звуков [Л] — [Р] «Назови слово»

Ребенок в шапочке медведя произносит слова: «А я медведь косолапый. Пустите меня в Теремок». Дети делятся на две команды. Одна команда называет как можно больше слов со звуком [Л], а другая — со звуком [Р]

Дети выполнят задание на дифференциацию [Л] — [Р] звуков в словах. У них сформируются положительные эмоции, командный дух

Практическая деятельность детей
(5–7 мин)

Конструирование из модулей

Педагог ставит перед детьми проблемную задачу: придумать, как можно помочь жителям Теремка, чтобы не обидеть медведя.

Дети предлагают свои варианты выхода из ситуации. Затем вместе строят из модулей домик для медведя по предложенному плану-чертежу под музыкальное сопровождение

Дети найдут решение проблемы. Прочитают полученное из Лесной строительной академии письмо. Совместными усилиями построят из модулей дом для медведя по предложенному чертежу. У них сформируются положительные эмоции

Рефлексия
(3 мин)

Подведение итогов НОД

Педагог подводит итог занятия: — К сожалению, наше время истекло, мы должны вернуться в детский сад. Всем спасибо за работу, с которой каждый из вас справился очень хорошо! Молодцы!

Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, воплощения собственного замысла и своего эмоционального состояния

Дети почувствуют себя участниками познавательного творческого процесса

Итоговая деятельность
(3 мин)

«Лесное» угощение — грибочки»

Педагог благодарит детей

Дети радуются достигнутому результату, тому, что решили поставленные задачи. Благодарят медведя за помощь

У детей сформируются положительные эмоции, чувство удовлетворения от достигнутых результатов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной физкультурной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов детской йоги.

Это типовое занятие с использованием основных видов движений на третью неделю февраля. Элементы детской йоги включены в О.Р.У. и  взята йога-игра, в качестве третьей задачи. Также, в заключительн...

Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с элементами художественного ручного труда Тема: "Серебряный цветок"

Работа с нетрадиционным материалом всегда вызывает у детей живой неподдельный интерес. Особенно если это работа с фольгой. Развиваются познавательные и конструктивно-творческие способности детей....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.

Программное содержание:Познавательные задачи:  Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов хатха-йоги

Занятие по физической культуре  с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов хатха-йоги  «Удивительные превращения» стимулирует физическое, ...