"Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Моя семья»
ЦЕЛЬ: расширять активный словарь детей, формировать коммуникативные навыки.
ЗАДАЧИ:
-развивать речь детей, учить отвечать на вопросы полными предложениями;
- формировать дифференцированные представления о близких родственниках как представителях определенного возраста и пола;
- развивать внимание и память;
- закрепить знания о профессиях;
- закреплять в речи относительные прилагательные, правильно называть имена и отчества своих близких;
- воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, умение работать в группе, оказывать друг другу помощь.
- воспитывать любовь к близким;
Наглядный и демонстрационный материал: картинки с изображением мужчин, женщин, девочек, мальчиков. «Дерево без листочков» для создания «Дерева нашей группы» листья, вырезанные из плотной цветной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей группы; музыка (тихая и спокойная),мяч, небольшие зеркала по количеству детей, указка, экран, проектор, корзинка с сюрпризом(леденец «Петушок»).
Формы и методы:
-беседа;
-игра;
-чтение художественной литературы;
-ИКТ.
Интеграция образовательных областей:
-«Социально-коммуникативное»
-«Речевое развитие»
-«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь, пожалуйста. Каждый из присутствующих гостей сегодня совершил небольшое путешествие, добираясь до нашего садика.
Воспитатель: А вы любите путешествовать? (ответы детей) Я приглашаю вас в путешествие, мы побываем в прошлом, настоящем, и в будущем времени.
-Сначала попробуем разобраться: то, что прошло - это какое время? (прошлое, а то, что только ещё будет? - это (будущее, а то, что есть - это (настоящее). Чтобы отправиться в наше путешествие, мы должны выполнить задание, а точнее поиграть в игру «Что сначала, что потом» и если мы выполним все правильно, то окажемся в другом времени.
-На столе лежат картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим их по порядку, как растет человек. Девочки будут выкладывать ряд «как растёт девочка» ,а мальчики-«как растёт мальчик»(подходим к 2 соединенным столам)
Игра «Что сначала, что потом»
Дети расставляют картинки: «От девочки до бабушки (старушки)», «От мальчика до дедушки (старичка)».
Воспитатель: Кто здесь самый маленький? Кто молодой? Какая девочка? Какой мальчик? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Мы правильно выполнили задание и можем отправляться в доброе прошлое, тихонечко проходим на стульчики, шепотом говорим волшебные слова: «Раз, два, три глазки сомкни, в прошлое попади!»(звучит тихая и таинственная музыка).
Слайд «Младенчество»
Воспитатель:
-Вот мы и попали в прошлое, это как раз то время, когда вы только родились. Может, кто узнал себя в этих малышах. (дети показывают себя на экране)
Да, это вы! Как же радовались ваши родители, когда вы появились на свет. Но перед ними встала важная задача, знаете какая?- дать вам имя. Ведь имя есть у всех и без имени нельзя. А вспомнить, как вас ласково называли, поможет нам вот этот подарок из прошлого, что это?
Дети: - Погремушка!
Воспитатель: Становитесь в круг, у кого в руках погремушка, тот и говорит.
Сейчас погремушка у меня. Значит, говорю я!
Игра «Скажи ласково»
Воспитатель: Меня в детстве называли ласково Танюша (передаю погремушку по кругу).А тебя?
(ответы детей.)
Воспитатель: Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много
нового. Пришло время отправиться дальше, скажем вместе, тихонько,
волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись».
Воспитатель: -Садитесь на стульчики. (дети садятся на стульчики, беру зеркала и раздаю детям.)
Игровое упражнение «У зеркала»
Воспитатель: У настоящего тоже есть подарок, Что у вас в руках? Откройте и посмотрите, кого вы там увидели?
Дети: – Себя!
Воспитатель: – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные, улыбнитесь себе! А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся, бываем задумчивыми (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния). Молодцы!
А сейчас отгадайте загадку:
Кто стирает, гладит, шьёт.
Колыбельные поёт?
Кто нас лечит от простуды?
Кто начальник всей посуды?
Чашек, ложек и кастрюль,
Щёток, тряпок и пилюль.
Кто нас будит утром рано?
Ну, конечно, это …
Мама
Воспитатель: Правильно. Хоть мы и разные, но у каждого есть самый близкий, дорогой человек, который вас любит, оберегает, это – мама!
Скажите, как зовут вашу маму? Какая ваша мама? (ответы детей-добиваюсь полного ответа). (собираем зеркала)
Воспитатель:
-Продолжаем наше путешествие, и мы отправляемся в будущее.
Давайте сядем поудобнее. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три, улыбнись будущее появись!» (звучит музыка).
Слайд «Родители на рабочем месте»
Воспитатель: -Посмотрите, а вот это может быть вашим будущим. Это профессии ваших родителей. Вспомните, кем работают ваши родители (полные ответы детей с показом фото на экране).
Воспитатель:
И вы вырастите, выберете себе профессию, кто-то станет полицейским как у Кирилла папа, кто-то водителем как папа у Ромы, кто-то слесарем как папа у Паши. А девочки - учителем как мама у Ромы, Паши и Даниила или воспитателем как мама у Алены, продавцом как мама у Вари. А пока мы должны расти и учиться. А самое главное быть здоровыми, а чтобы здоровье было в порядке, надо делать зарядку.
Слайд «Музыкальная зарядка «Потанцуй-ка»
Воспитатель:
С помощью волшебных слов вернемся в настоящее «Раз, два, три повернись в настоящее вернись!»(присаживаемся на стульчики)
(на экране буква Я).
Слайд «Буква Я»
Воспитатель: Внимание, на экран. Нам нужно отгадать слово, которое здесь зашифровано.
- Какая буква изображена? Ответы детей: (буква Я)
Воспитатель: Сосчитаем, сколько здесь букв Я?
Дети: (считают)
Я Я Я Я Я Я Я –СЕМЬ-Я. (7-Я).
- Может кто-то догадался, что это за слово?
Загадка.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья) (ответ детей)
Воспитатель:
-Кто знает, что такое семья?
Ответы детей: (это близкие люди, которые живут вместе).
Воспитатель:
-Кто же эти близкие люди? (ответы детей– мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.)
Воспитатель: А вот и посмотрим вместе на ваши семьи.
Слайд «Семейное фото»
Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии ваших семей.
Кого вы там видите? (ответы детей, называют имя, отчество родителей, называют членов семьи)
Воспитатель: На семейных фотографиях, вы видите мужчин, женщин, девочек, мальчиков.
Игра «Кто я»
Дети становятся в кружок, воспитатель в центре. Бросаю мяч и задаю вопрос, например, Я мама, а ты мне кто? (ребёнок, бросая мяч обратно воспитателю, отвечает: сын (дочь)
Аналогично – папа, дедушка, бабушка, внук, брат, сестра, внучка.
Воспитатель:
Вы каждый день ходите в детский сад, в нашу группу. Вам нравится здесь?(ответы)
Воспитатель: Мы все находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы тоже похожи на семью. (обращаю внимание на дерево.)
В нашей группе выросло необычное дерево. Это «Дерево нашей группы» Назовите части дерева. У дерева есть ствол, ветки, но чего-не хватает. Вы не знаете, чего? (ответы детей). Правильно, листочков. На подносах лежат листочки с фотографиями наших детей. (На подносах листочки, на которые наклеены фотографии детей группы.) Приклеивайте листочки на веточки. При этом говорите, как зовут детей, называйте их имена и фамилию. (дети приклеивают листочки на дерево и называют имена и фамилии детей группы).
Воспитатель: Вот какое замечательное дерево у нас получилось. Молодцы! А наше путешествие во времени подошло к концу.
Итог:
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? А в какое время мы путешествовали?
Мне тоже понравилось путешествие. Вы правильно отвечали на вопросы, рассказывали о своей семье. Я сделала для себя вывод, что вы любите свою семью. И у меня тоже есть семья. Посмотрите на экран.
Слайд «Фото моей семьи Лапиных»
Кого вы узнали на этой фотографии? (ответы детей)
- Кто мне Саша? А я для Саши? А кто мне Лиза? А для Лизы я кто?
Сюрпризный момент
Воспитатель: Когда я была маленькой, бабушка мне сама делала конфету-леденец. Мы называли её «Петушок». А теперь я сама делаю такие конфеты для своей семьи.
Я хочу поделиться с вами конфетой моего детства и угостить вас, «Петушком» (детям раздаётся леденец «Петушок»)
Воспитатель: И в заключении нашего занятия хочу прочитать вам стихотворение. (читаю стихотворение)
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....