Конспект ООД с элементами театрализации и развития речи в подготовительной группе "Гостеприимный хозяин"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шенеман Татьяна Анатольевна

Знакомство с традициями  и  творчеством алтайского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostepriimnyy_hozyain.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  организованной образовательной деятельности  с элементами театрализации  и развития речи в подготовительной группе «Гостеприимный хозяин».

Автор конспекта ООД: Шенеман Татьяна Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории филиала №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак

Интеграция образовательных областей:    речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель:  Знакомство с традициями  и  творчеством алтайского народа.

Задачи приоритетной ОО:

 «Речевое развитие» (Связная речь, Формирование словаря, Приобщение к художественной литературе):

Обучающие:

- продолжать развивать интерес к художественной литературе;

- продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей в драматизациях;

- продолжать работу по обогащению словаря детей.

Развивающие:

- развивать умение поддерживать беседу;

- отрабатывать интонационную выразительность речи;

- способствовать формированию интереса к сказкам и обычаям алтайского народа.

Воспитательные:

-воспитывать чуткость к художественному слову, интерес к чтению.

«Социально-коммуникативное развитие» (Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения. Игровая деятельность. Ребенок  в семье и сообществе): 

Обучающие:

- продолжить знакомить с правилами поведения на природе; 

- способствовать формированию личности ребенка;

- формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, сверстников).

Развивающие:

- развивать навыки общения со взрослым и сверстниками;

-развивать творческое воображение, способствовать совместно, развертывать игру.

Воспитательные:

- воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру;

- продолжить воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям.

Задачи ОО в интеграции:

«Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы, социальным миром.  Ориентировка в пространстве.)

Обучающие:

- формирование первичных представлений о социокультурных ценностях алтайского народа;

- формировать элементарные экологические представления;

- закреплять умение передавать свое отношение к природе в речи детей.

Развивающие:

-развивать умение анализировать схематические рисунки;

- развивать восприятие, внимание, способность анализировать, выделять существенные признаки в процессе ознакомления с природой;

-развивать воображение и творческую активность, схематическое мышление;

Воспитательные:

-воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе.  

«Физическое развитие» (Физическая культура)

Развивающие:

-повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей.  

Способы организации детей:  сидя  на стульчиках; передвигаясь по группе.

Оборудование для педагога: аудиозапись алтайской музыки; три пиалы, атласная лента, лошадка, овечка(игрушка); маски лисы и муравья, макет муравейника; схематические рисунки «Правила поведения в лесу», угощение для детей.

Оборудование для детей: стульчики – на каждого ребенка.

Предварительная работа:   познакомить детей с переводом слова «эзен» с алтайского языка на русский, объяснить значение слова тепши, кур; разучивание ролей для инсценирования.

Вводная часть (мотивационная, подготовительный этап)

Содержание ООД

Образовательная область

(Вид деятельности)

Формы работы. Методы и приемы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры

- Ребята, мы часто слышим о гостеприимстве русского народа и о гостеприимстве других народностей. Но мы с вами живем  в Республике Алтай, и поэтому должны узнать больше и о гостеприимстве алтайского народа.

(Воспитатель держит в руках три пиалы, чтобы заинтересовать детей. Ставит их на стол.)

«Социально-коммуникативное развитие» (Ребенок в семье и обществе)

Вступительная беседа

Продолжить воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям.

Ребенок проявляет интерес.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ООД

Образовательная область

(Вид деятельности)

Формы работы. Методы и приемы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры

(Звучит алтайская музыка, на коне выезжает Сунер. Он едет в гости к родственникам Мечину и Эмиле).

Воспитатель: Как-то раз Сунер приехал в гости к родственникам.

Сунер: Эзен, Мечин и Эмиля!

Мечин и Эмиля: Эзен, Сунер!

Сунер: Как вы живёте? Как ваше здоровье?

Мечин и Эмиля: Всё хорошо, Сунер. Все здоровы… Сунер, после долгой дороги тебе нужно отдохнуть. Садись за стол, выпей чаю.

Воспитатель: По алтайскому обычаю зашедшего в гости сначала угощали чашкой чегеня или кумыса. Затем происходил обмен трубками. При зажигании трубки гостем огонь должен был подать хозяин. Первым раскуривал трубку гость. А в честь дорогого гостя закалывали овцу и угощали его особым блюдом – тепши: на деревянное блюдо клали – грудинку. Гостя одаривали каким-нибудь животным, а также расписной деревянной пиалой, отрезом красивой ткани, шёлковыми нитками, чаем. В условиях прошлого эти подарки представляли определённую ценность. В наши дни в обычае гостеприимства появились большие изменения. Гость и теперь нередко приезжает с подарками, однако изменился характер подарков. Это уже не продукты из собственного хозяйства, а вещи, купленные в магазине. Но всё же в этом обычае и в наши дни сохранились традиционные элементы.

(Мечин и Эмиля принимают гостя, усаживают его на почетное место, повязывают кур (цветную атласную ленточку) в знак уважения, угощают чаем из пиалы, украшенной  алтайским национальным орнаментом, после этого хозяин дарит овечку.)

Эмиля: Прими эти подарки от нас, Сунер.

Сунер: До свидания, гостеприимные хозяева!

(Слышится громкий плач, вбегает лиса прячется).

Воспитатель: Что это за плач? Что случилось?

Лиса: Меня укусили! Меня укусили!

Воспитатель: Кто же тебя укусил?

Лиса: Такой маленький, такие маленькие, они живут в большой куче, их там очень-очень много.

Воспитатель: Ребята, кто знает, кто это?

Лиса: Пойдемте, я покажу вам дорогу.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся в лес. Когда мы находимся в лесу, мы тоже гости и должны правильно себя вести. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

(По схематическим рисункам дети вспоминают правила поведения в лесу. Подходят к домику муравья. Лиса, увидев муравья, кричит.)

Лиса: Это он! Это он!

Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?

Муравей: (радостно) Вы ко мне в гости пришли? Как хорошо, как я рад!

Воспитатель: Если ты, муравей, приглашаешь нас, мы будем твоими гостями, но прежде скажи, за что ты укусил лису?

Муравей: Мне показалось, что лиса хотела сломать наш дом.

Воспитатель: (обращаясь к детям) Скажите, ребята, а можно ли кусать кого-либо? Что можно было сказать лисе?

(варианты ответов детей)

(Муравей сидит, опустив голову, ему стыдно, он просит прощения у лисы).

Муравей: Извини меня, лиса, за мой поступок. Я больше так не буду. А чтобы лиса и ребята на меня не сердились, давайте выполним упражнения, которые мы делаем со своими друзьями, когда устаём.

Физминутка

(движения в соответствии с текстом)

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И на стульчики уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

Воспитатель: Дети, я думаю, что лиса простит муравья, потому что на самом деле муравьи добрые и гостеприимные. Об этом нам рассказывает алтайская народная сказка «Лягушка и муравьи».

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

- Как лягушка попала к муравьям в гости?

- Как приняли муравьи лягушку?

- Куда посадили гостью муравьи?

- Как называется это место?

- Почему лягушка поступила так с муравьями, как вы думаете?

- Могла ли она поступить по - другому, чтобы не обидеть муравьёв, которые были так гостеприимны к ней?

Воспитатель: Кто желает пересказать сказку?

(предлагает 2-3 детям пересказать сказку)

«Художественно-эстетическое развитие»

(Музыка)

«Речевое развитие»

(Связная речь)

«Познавательное развитие» (Ознакомление с социальным миром)

«Социально-коммуникативное развитие»

(Развитие игровой деятельности)

«Речевое развитие» (Формирование словаря)

«Познавательное развитие»

(Ориентировка в пространстве)

Игровая деятельность.

«Физическое развитие» (Становление ценностей ЗОЖ)

«Речевое развитие» (Приобщение к художественной литературе)

«Речевое развитие» (Связная речь)

Прослушивание музыки

Инсценирование

Рассказ воспитателя

Инсценирование

Вопрос

Вопрос

Работа по схемам

Вопрос

Упражнение

Чтение сказки

Беседа по содержанию

Пересказ сказки

Развитие музыкального слуха.

Продолжать содержательно и выразительно драматизировать текст.

Раскрытие творческого потенциала детей.

Познакомить детей с окружающим социальным миром (обычаем алтайского народа).

Воспитание уважения к традиционным семейным ценностям.

Раскрытие творческого потенциала детей.

продолжать работу по обогащению словаря детей.

Развивать умение анализировать рисунки-схемы.

Формировать элементарные экологические представления.

Расширять представления о важности для здоровья движений

Способствовать формированию интереса к сказкам алтайского народа.

Побуждать детей к рассказыванию  литературного текста.

Ребенок может внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

Ребенок старается передать образ средствами театральной выразительности.

Ребенок проявляет интерес.

Ребенок уважает взрослых, проявляет заботу о своих близких.

Ребенок старается передать образ средствами театральной выразительности.

Ребенок правильно ведет себя в природе, любуется красотой природы, не нанося ей вред.

У ребенка развита крупная моторика, может контролировать  свои движения и управлять ими.

Ребенок слушает внимательно.

Ребенок слышит и понимает вопрос, понятно отвечает на него.

Ребенок может содержательно пересказать  литературный текст.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ООД

Образовательная область

(Вид деятельности)

Формы работы.

Методы и приемы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечали на вопросы, пересказывали сказку.

А теперь скажите, пожалуйста, с гостеприимством, какого народа можно сравнить гостеприимство муравьёв из сказки?

Воспитатель: Ребята, муравей не может вас отпустить без угощения. Он хочет угостить вас алтайским национальным блюдом. Это «боорсок»

Муравей: Угощайтесь, гости дорогие!

«Социально-коммуникативное развитие»

 

Похвала

Вопрос

Свободное общение.

Актуализация знаний

Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания.

Ребенок благодарит за проявленную заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Интегрированное занятие по ручному труду с элементами рисования и развития речи в подготовительной к школе группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7953108","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"850","width":"1169"}}]]Создание  объёмной игрушки из различных материалов....

Интегрированное занятие по ручному труду с элементами рисования и развития речи в подготовительной к школе группе.

Учить детей делать игрушку из воздушного шарика, рисовать лицо человека, придавая ему весёлое выражение....

Конспект НОД с элементами аппликации и развития речи "В гости к бабушке Наташе"

Данное занятие способствует проявлению творческих индивидуальностей  ребенка младшего дошкольного возраста....

Познавательная деятельность с элементами экспериментирования и развития речи в подготовительной группе «В мире открытий»

Познавательная деятельность с элементами экспериментирования и развития речи в подготовительной группе «В мире открытий»...

Познавательная деятельность с элементами экспериментирования и развития речи в подготовительной группе. «Что такое звук?»

Познакомить детей с таким физическим явлением, как звук, а также с причинами возникновения звука, его ролью в жизни человека....