Перспективное планирование по «Речевому развитию» в средней группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) по теме

Савельева Елена Владимировна

Перспективное планирование по «Речевому развитию» в средней группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018g._perspektivnyy_plan_po_rechevomu_razvitiyu.docx51.25 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по «Речевому развитию» в средней группе

Сентябрь

Тема недели

Оргагизованная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

1 неделя

«Здравствуй, детский сад»

Беседа о детском саде

Задачи: Формировать умение детей отвечать на вопросы, задавать вопросы; узнавать и называть людей отдельных профессий: врач, медсестра, повар, прачка, воспитатель, помощник воспитателя. Развивать связную речь. Учить узнавать, определять и называтьатрибуты определенных профессий. Формировать интерес к различным профессиям .Приобщать к труду взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых. Расширять активный и пассивный запас слов.

Методы и приемы: Чтение стихотворений о детском саде; вопросы на уточнение знаний детей, рассматривание окружающих предметов, физ. Пауза»Буратино», дидактическая игра «Что мы видим», «Кому что нужно для работы»,;экскурсия по детскому саду.

- Чтение литературных произведений о детском саде

- . Рассматривание фотографий выпускников.

- Рассматривание предметов в группе.

-Чтение стихотворения Е.Серова Солнце в доме», Г. Ладющенков «Про себя и про ребят».

- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Професии».

II неделя

«Щедрые дары осени»

Составление рассказа по картине «Сбор урожая»

Задачи: Обучать навыкам составления рассказа по картинке (при педагогической поддержке и без нее) на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по содержанию картины), развивать умение соотносить названия овощей и место их произрастания; подбор однокоренных слов к слову огород - расширение активизации словаря: употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголы).

Дать понятия звук, звучит, слово; отработать правильное произношение звуков: [у], [а], [г], [к], [в], [с], [с']

- Чтение и обсуждение русской народной сказки «Пых»;

- Раскрашивание овощей в книжках-раскрасках.

- Разрезные картинки.

- Рассматривание иллюстраций в книгах.

Составление описательного рассказа-загадки.

- Словообразование: употребление уменьшительно- ласкательных суффиксов (огурец – огурчик и т. д.)

-« Скажи наоборот» - подбор антонимов.

III неделя

«Животные»

  1. Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Задачи: Учить детей понимать и оценивать характер героев; передавать интонацией голоса и характеры персонажей. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи «Скажи весело, а затем грустно».

- «Интервью»- придумай и задай вопрос каждому герою из русской народной сказки «Зимовье».

- Составление описательного рассказа о домашнем животном с опорой на модель.

- Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Зимовье» в разных изданиях.

- Лото «Мои любимые сказки» - закрепление знаний об изученных сказках.

- Д.и. «Ералаш» - закрепить знаний о строении и животных.

- Д.и. «Семья» - закрепить знаний

о домашних животных и птицах.

- Составление описательного рассказа о домашнем животном с опорой на модель.

IVнеделя

«Осень в гости просим»

Тема: «Осень-Хозяйка». Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

Задачи: Закрепить и конкретизировать знакомые знания об осенних изменениях в природе. Расширить представление детей о характерных признаках осени. Уточнить знания об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить наблюдать погоду, явления природы. Познакомить с понятием «времена года». Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться своей красотой. Тренировать в использовании слова в правильной грамматической форме.

Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые потешки

- Рассматривание иллюстраций на осеннюю тему.

- Обводка по трафаретам и раскрашивание осенних листьев.

- Д.и. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков.

- Словообразование: из существительных прилагательные в ед. и мн. числе (дуб -дубовый - дубовые и т. д.).

- Упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на листочки

Октябрь

Тема недели

Совместная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

1 неделя

Одежда

Чтение и обсуждение произведения

С. Маршака «Вот какой рассеянный»

Задачи: Учить детей слушать литературные произведения.

Продолжать формировать зрительные представления об осенней одежде. Развивать самостоятельность, чувство взаимопомощи. Воспитывать аккуратность в одежде. Формировать уважительное отношение к труду взрослых. Продолжать учить подбирать соответствующие определения к предметам. Учить согласованию в речи прилагательного и существительного. Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в словах); учить произносить звук твердо и мягко; различать слова со звуком З и ЗЬ.

- «Обведи по точкам, узнай героя сказки, раскрась его».

- «Чей силуэт?» - развитие навыков воображения и творческого мышления.

- «Бусы для куклы» - нанизывание.

- «Модельер» - выкладывание одежда из деталей.

- «Расскажи о своём платье (брюках, юбке, свитере и т.д.)»- составление описательного рассказа.

- Д.И. «Бюро находок» - использование в речи в речи притяж. местоимений.

- «Назови детали одежды» - обогащение и активизация словаря

IIнеделя

То снегом свысока, то дождь прольет над нивами

Тема: Чтение стихотворений об осени.

Составление рассказов описаний игрушек.

Задачи: Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Закрепить и конкретизировать знакомые знания об осенних изменениях в природе.

Формирование понятий «игрушки». Учить детей составлять рассказ об игрушке с опорой на предмет. Активизировать речь детей в описании своих любимых игрушек. Пополнить активный и пассивный словарь.

Упражнение на развитие навыков согласования числительных с существительными.

-Развивать навыки повторения загадки-описания об игрушках из 2-3 предложений

-«Разрезные картинки» -выкладывание целого из частей.

-«Найди пару»

-«Выкладывание из палочек по образцу»

IIIнеделя

Народные промыслы

Тема: Знакомство с дымковской игрушкой.

Задачи: Знакомить детей с произведениями национального искусства. Учить определять вид народной игрушки. Формировать представления о свойствах материалов. Учить сравнивать и группировать сходные предметы по форме, цвету, материалу. Тренировать в умении выделять и называть существенные признаки народной игрушки. Воспитывать интерес и уважение к обычаям родного народа. Воспитывать эстетические чувства.

Упражнять в детей в произношении звука Ц изолированного и в словах. Учить различать слова, начинающие со звука Ц.

- Рассматривание дымковских игрушек;

- Настольное лото «Дымковские игрушки»;

- Продуктивная деятельность «Раскрась барышню»;

- Речевое упражнение «расскажи про узо».

IVнеделя

Игрушки

Тема: Мои любимые игрушки.

Задачи: Учить подбирать и группировать предметы по выделенному признаку (цвет, форма). Учить убирать каждую игрушку на свое место.

Развитие навыков отгадывания загадок, построенных на описании и сравнении.

Закрепить умение детей слушать небольшие стихи А..Барто и рассказывать их с помощью взрослого – развитие навыков восприятия стихотворного произведения.

Активизировать употребление в речи прилагательных.

-«Разрезные картинки»-выкладывание целого из частей.

-«Найди пару»

-«Выкладывание из палочек по образцу»

Составление описательных рассказов о любимой игрушке с опорой на предмет.

-Д/и. «Волшебный мешочек»

Ноябрь

Тема недели

Совместная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

1 неделя

« Мы вместе»

Тема: Мой город

Задачи: Учить поддерживать беседу с взрослым. Учить связно, отвечать на вопросы взрослого. Расширять словарный запас детей. Расширять представления детей об окружающем мире. Закрепить понятия: «дом, двор, улица, соседи». Познакомить с понятием «город». Учить поддерживать беседу с взрослым. Учить связно, отвечать на вопросы взрослого. Расширять словарный запас детей. Воспитывать любовь к своему городу.

Методы и приемы: Рассказ воспитателя о родном городе по иллюстрациям, художественное слово, пальчиковая игра, гимнастика для глаз, физминутка, д/и « Придумай слово», словесная игра «Какой наш город».

-Рассматривание фото «Я гуляю по родному городу» (принесли дети), обмен мнениями и впечатлениями, развитие фразовой речи.

- Чтение стихов-перевёртышей – учить понимать смысл юмористических стихов.

- Наблюдение за людьми, их поведением на улице.

- Рассматривание иллюстраций к прочитанным стихам-перевёртышам.

- Лото «Мои любимые сказки».

- «Дорисуй узор моста».

IIнеделя

Юный экспериментатор

Тема: Свойства воды и песка

Задачи: Познакомить со свойствами объектов неживой природы: песок, вода, камни.

Познакомить со свойствами воды, песка. Закрепить знания о том, что вода бывает разных качеств. Активизировать речь детей: «морская», «речная», «ключевая». Закрепить свойства песка: сыпучий, мокрый.

Упражнять в произношении звука Ш. Произносить звук ( Ш изолированно и в словах)

Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, загадывание, опыты-с водой, песком, пальчиковая гимнастика.

-Экспериментальная работа по уточнению свойств воды (агрегатные состояния);

-Загадывание загадок о воде;

- Проведение опыта «Вода растворитель»;

- Словесная игра «Где живет вода».

IIIнеделя

Мы такие разные Мальчика и девочки)

Тема: Мальчики и девочки нашей группы

Задачи: Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.

Развивать классификационные умения на примере предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины в семье

Методы и приемы: беседа, символическая игра, дидактическая игра, специально организованная проблемная ситуация, подвижная игра.

- Рассматривание мужской и женской одежды: предметы труда, игрушка-сердечко, - Рассматривание кукол: кукла - мальчик, кукла-девочка.

- Дидактическая игра «Кто работает в …»

IVнеделя

Мама- главное слово на свете

Тема: Мама – главное слово на свете.

Задачи: Дать представление детям о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Формировать знания о маме, как о самом близком человеке. Воспитывать чувство любви к родным людям.

Методы и приемы: Игровой момент (внесение фотографий мам детей), чтение стихотворений о маме, пальчиковая игра «Моя семья», нарисуй подарок маме, физминутка «К маме в гости»

- рисунки детей «Моя мама»;

изготавливают дома семейные «островки» (фотографии, их композиции) для большого альбома;

- сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери».

- Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка».

-Чтение –А. Яковлев «Мама»,

- Л. Воронкова «Что сказала бы мама».

Декабрь

Тема недели

Совместная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

1 неделя

Мой город

Тема: Город, в котором я родился.

Задачи: Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить детей с главными его достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Воспитать любовь к родному городу, чувство гордости за него. Развивать речь детей, умение составлять рассказ из предложений. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными. Методы и приемы: Просмотр фильма «Старый Братск», рассматривание книг, прогулка в мини – музей.

- Изготовление с родителями и детьми плакатов « Мой Братск»;

- рассматривание макета «Дома на наших улицах;

- выставка открыток о Братске;

-рассматривание иллюстраций зимний Братск;

-мой адрес.

IIнеделя

Труд взрослых в родном городе

Тема: «Экскурсия в медицинский кабине детского сада»

Задачи: Продолжать знакомство детей с трудом сотрудников детского сада. Уточнить работу повара, рассказать детям о не легкой профессии повара, старается приготовить для детей вкусную еду. Воспитывать у детей чувство уважения к труду сотрудников детского сада, которые заботятся о них. Закрепить умение детей вступать в диалог, умение задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.

Активизировать речь детей.

Методы и приемы: художественное слово, вопросы к детям, рассказ повара о работе, загадки, пальчиковая гимнастика.

-дидактическая игра «Ассоциации»;

- настольная игра «Кому, что нужно для работы»;

- чтение художественной литературы;

- беседа «Кем работают родители»;

- альбом-выставка «Все работы хороши».

- Чтение сказки «Три поросенка» - помочь понять смысл сказки и выделить слова, передающие страх поросят.

IIIнеделя

Зима и зимние забавы

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»

Задачи: Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закрепить умение придумывать название картины. Развивать умение использовать в речи простые предложения.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Включать детей в подготовку к зимним развлечениям и забавам

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука Ж (изолированного, в звукоподражательных словах, в слогах, различать слова со звуком Ж.

Упражнять детей в образовании существительных от слова снег – снеговик, снежный.

Методы и приемы: Загадывание загадки, игровой момент, вопросы по картине, образец рассказа, физминутка «Зима», использование скороговорок.

- Стихи о зиме;

- драматизировать сказки;

- использование в речи пословицы и поговорки;

- рассматривание зимних пейзажей;

- выставка детских книг о зиме;
загадки о зиме.

- чтение и заучивание стихотворений о зиме.

IVнеделя

Любимый праздник

Тема: Занятие-диспут по произведению Б.Заходера «Хрюша на ёлке», заучивание стихотворения о зиме.

Познакомить с новогодними атрибутами. Закрепить знания о традициях празднования Нового Года в России

Учить замечать, понимать и употреблять в речи образные слова и выражения.

Овладение приёмами речевого сравнения. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Устное сочинение на тему «Новогодняя ёлка» расширение и активизация словаря.

Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук А» с разной громкостью

- Рассматривание новогодних иллюстраций и фото, обмен мнениями.

- Рисование новогодних игрушек цветными карандашами.

- Новогодние бусы» - нанизывание.

-«Звонок Деду Морозу»- развитие диалоговой речи.

- Составление предложений с предлогами за, перед, около, над, на (ёлке).

- Подборка и выставка детских книг О Новом годе

Январь

Тема недели

Совместная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

IIнеделя

Зимние традиции

Тема: Составление рассказа по картине «Девочка зимой»

Задачи: Учить детей связно передавать содержание картины, опираясь образцом речи воспитателя. Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, делать простейшее умозаключения, воспитывать усидчивость.

Методы и приемы: д/и «Что лишнее»; рассматривание картины; беседа по содержанию картины; физминутка «Что растет на елке?»; рассказы детей по картине.

- «Назови снег по- другому» - подбор однокоренных слов, активизация словаря.

--Д.И. «Времена года» - накопление опыта использования речи-доказательства

- Рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.

- «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник» - развитие внимательности.

- Д.И. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков

Составление описательного рассказа «Зима», развитие навыков.

- «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

- «Семья слов» - подбор однокоренных слов к слову зима.

- Чтение стихов о зиме – накопление опыта использования образности в речи.

IIIнеделя

Волшебные слова

Тема: Что означает слово «Здравствуйте»

Задачи: учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова; развивать диалогическую речь; воспитывать умение понимать оттенки значения слов. Упражнять детей в употреблении вежливых слов.

Методы и приемы: вступительная беседа; вопросы к детям, имитация «Как поздороваться без слов», дидактическая игра «Вежливые слова; физминутка «Как живешь?»; чтение пословиц, поговорок.

- Подбор художественной литературы о вежливости;

- Игры – драматизации «Теремок», Колобок»;

- «Где живет вежливые слова» словесная игра;

- Этические беседы: «Кого можно назвать вежливым?»

IVнеделя

Транспорт

Тема:

Задачи: Формировать представления о грузовом – легковом, общественном и специализированном транспорте. Учить различать виды городского транспорта по назначению. Учить выделять существенные признаки различных видов городского транспорта. Формировать интерес к различным профессиям. Воспитывать бережное отношение к городскому транспорту. Пополнить активный словарь детей названиями различного вида транспорта, профессий, связанных с ним. Активизировать самостоятельную речь детей.

Методы и приемы: Игровой момент: машина привезла картинки, игра с машинами, дидактическая игра «Какой транспорт?», загадывание загадок, физминутка, гимнастика для глаз, рассматривание иллюстраций.

- «Ковёр-самолёт» - рисование карандашами;

- «Чей силуэт?»- развитие творческого воображения.

- Дидактическая игра «профессии».

- Обводка транспорта по трафаретам и его дорисовывание;

-«Ковёр-самолёт» - составление описательного рассказа с опорой на свой рисунок.

- Накопление опыта использования в речи условного наклонения: «Если бы…, то…».

- Беседа «По пути в детский сад» - развитие диалоговой речи

Февраль

Тема недели

Совместная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Iнеделя

Добрые дела.

Тема: «Лесные друзья, помоги птицам зимой»

Задачи: Дать понятие об экологических системах: поле, лес, река, болото. Познакомить с основными обитателями на примере птиц. Учить устанавливать простые связи между местом обитания и внешним видом птиц. Расширить представление детей о птицах. Учить дифференцировать виды птиц, находить признаки сходства и различия. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Активизировать любознательность, наблюдательность. Учить выражать в речи грамматически правильно признаки сходства и различия предметов. Формировать монологическую речь. Закрепить умение детей отвечать предложениями.

Методы и приемы: сюрпризный момент (появление старичка - лесовика); загадывание загадок, физминутка «деревце», дидактическая игра «Назови ласково», работа на фланелеграфе «Лесные домишки», вопросы о птицах.

- Иллюстрации птиц на кормушках,

- Словесные игры о птицах «Скажи правильно»;

- Заучивание загадок о птицах;

- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»;

- Дидактическая игра «Что любят птицы».

2 неделя

Рукотворный и природный мир.

Тема: Знакомство со свойствами предметов. Рассматривание разных видов ткани

Задачи обучения: учить детей с помощью разнообразных действий определять особенности х/б ткани, обогатить и уточнить их словарь;

развивать представление о ближайшем окружении; воспитывать познавательный интерес. Закрепить умение задавать вопросы, на вопросы воспитателя отвечать простыми предложениями. Активизировать речь детей:

ситец, фланель, шелк.

Методы и приемы: рассматривание коробочки хлопка, одежды детей; рассказ педагога; показ образцов ткани (обследовательские действия); физкультминутка «Портные»; д/и «Подбери одежду по сезону», рассматривание соломы.

- иллюстрации с одеждой;

- коробочка хлопка,

- альбом с тканями;

- карточки к дидактической игре «Портной»;

- чтение потешки «Мастера»

3 неделя

Наша Армия Родная

Тема: Чтение и обсуждение сказки Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Составление описательного рассказа по картине «Три богатыря»

Задачи: Закрепить умение детей слушать произведения, определять его жанр, уметь выделять главного героя, характеризовать его.

Познакомить детей с понятиями: богатырь, доспехи кольчуга, латы

Методы и приемы: Рассматривание обложки сказки; чтение произведения, вопросы по содержанию, физминутка «Мы солдаты», дидактическая игра «Скажи правильно», гимнастика дыхательная.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам Х.К. Андерсена в книгах разного издания.

- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его;

- Развитие ясной шёпотной речи на проговаривании отработанных потешек.

- «Скажи наоборот»- придумывание антонимов (сильный – слабый и т.д.)

IVнеделя

Масленица

Тема: Масленица

Задачи: Познакомить детей с русской народной традицией проводов зимы - Масленицей. Развивать желание проявлять творческие способности. Воспитывать интерес к фольклорному творчеству.

Познакомить с основными атрибутами праздника. Пополнить словарь: масленица, заклички.

Методы и приемы: Слушание русской народной музыки; Рассказ воспитателя о традиции проводов зимы народным гулянием, сжиганием чучела Масленицы. Психоэтюд «Веселый – грустный», дидактическая игра «Назови правильно».

- Изготовление плакатов о масленице;

- Рассматривание иллюстраций чучела;

- прослушивание аудисаписи русской народной песни;

- большие расписные платки;

-Блины.

- -разучивание песен, потешек, закличек и русских народных игр.

Март

Тема недели

Совместная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Iнеделя

Восьмое марта

Тема: Мамин праздник «Разучивание стиха Е.Благининой «Мамин день»

Задачи: Обогащение и активизация словаря в игре «Кто больше скажет ласковых слов о маме», развитие интонационной выразительности речи и речевого дыхания; - развитие навыков использования притяж. местоимений (чей? чья? чьё?) в дидактической игре «Бюро находок», развивать речетворчество детей через игру «Если бы у меня была волшебная палочка…»

Методы и приемы: - «Волшебная палочка» - рисование цветными карандашами, развитие художественного воображения.

- «Букет для мамы» - выкладывание цветов на ковролине из швейной мишуры.

- Лото «Профессии».

-«Если бы у меня была волшебная палочка…» - игра на развитие детского речетворчества.

- «Семейка слов» - подбор однокоренных слов к словам: мама, праздник.

- Изготовление подарков для мам и бабушек;

- Беседа на тему «Кем работают наши мамы».

2 неделя

Весна пришла - здоровье принесла

Тема: «В окно повеяло весною»

Задачи: Формировать представления о весенних явлениях. Учить наблюдать за изменениями живой и неживой природы весной. Расширять представления детей о характерных признаках весны. Формировать знания об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Воспитывать любознательность. Учить любоваться красотой природы родного края, бережно относиться к ней. Формировать монологическую речь. Учить выражать в самостоятельной речи результаты наблюдений, выводы.

Методы и приемы: Чтение стихов о весне – развитие образности речи.

- Устное сочинение на тему «Весна» - активизация словаря через подбор эпитетов.

- Д.И. «Времена года» - развитие речи-доказательства, загадывание загадок о весне.

- Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна» - работа над чёткостью дикции;

- Д.И. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков.

- Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

- Разрезные картинки «Сложи правильно»

3 неделя

Природная лаборатория

Тема: Опыты с водой

Задачи: Приобщать детей к исследовательской деятельности; учить детей делать простые выводы. Развивать наблюдательность. Воспитывать экологически осознанное отношение к природе.

Формировать наблюдательность. Сравнить воду и снег, воду и лед.

Познакомить с новым свойством воды - пар. Закрепить образовывать от существительных прилагательные – водный, водяной.

Методы и приемы: рассказ воспитателя о разных состояниях воды, с использованием иллюстраций, опыты с водой, психогимнастика «золотые капельки»,

Чтение стихотворений о воде, дидактическая игра «Узнай характер воды».

- Эксперименты «таяние снега и льда»;

- Кипячение воды;

Чтение произведения К. Кулиева «Сказка воды»;

- прослушивание грамзаписи «Звуки окружающей природы».

IVнеделя

Летят перелетные птицы

Тема: Перелетные птицы «Составление описательного рассказа с опорой на модели»

Задачи: Развитие навыков использования в речи приставочных глаголов улетел, прилетел, вылетел, перелетел. Закрепить опыт отгадывания загадок, построенных на описании и сравнении; закрепление представлений о строении птиц. Развивать интонационную выразительность и чёткость дикции.

Методы и приемы: Обведи по точкам птицу, узнай её и раскрась соответственно.

-Дидактическая игра «Что перепутал художник» - закрепление представлений о строении птиц.

- Разрезные картинки.

- Обведи по точкам птицу, узнай её и раскрась соответственно.

– Д.И. «Ералаш» - закрепление представлений о строении птиц.

- Разрезные картинки.

- «Птица что сделала?» - использование в речи приставочных глаголов (улетела, прилетела и т.д.).

- «Грачиха говорит грачу…» - упр. на развитие интонационной выразительности и чёткости дикции.

Апрель

Тема недели

Совместная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Iнеделя

Потеха – делу не помеха

Тема: Мини викторина по сказкам Корнея Чуковского.

Задачи: Помочь детям вспомнить название и содержание сказок К.Чуковского содержания; закрепить знания о героях этих сказок; создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать их грамматический строй речи и интонационную выразительность речи;

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций к знакомым произведениям; дидактическая игра «Доскажи словечко»; физминутка «Зайка»; инсценировка сказки (по выбору)

- иллюстрации к литературным произведениям К. Чуковского,

Е. Чарушина, С.Маршака;

- выставка литературных произведений К. Чуковского;

- игры – драматизации по сказкам.

2 неделя

Покорение космоса

Тема: Беседа о космосе.

Задачи: Сформировать у детей представления о воздушном транспорте, почему так называется, для чего нужен, кто им управляет, виды самолетов, закрепить название основных частей, учить сравнивать самолет с вертолетом.

Учить сравнивать самолет с вертолетом; вспомнить название других видов

транспорта; Развивать активный и пассивный словарный запас детей;

воспитывать любознательность. Закрепить умения детей согласование слов в предложении в роде и падеже, развивать навык использования притяжательных (местоимений (чей? чья? чьё?).

Методы и приемы: загадки о воздушном транспорте; рассматривание иллюстраций и игрушек; вопросы на уточнение знаний детей; физминутка «Самолеты»; дидактическая игра «Что лишнее».

-Чтение и обсуждение глав произведения Н.Носова «Незнайка на луне».

- иллюстрации и игрушки с изображением воздушного транспорта;

- карточки для дидактической игры с изображением различных видов транспорта;

- рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Транспорт»;

- чтение произведений о воздушном транспорте.

3 неделя

Безопасность

(основы безопасности жизнедеятельности)

Тема: Составление описательного рассказа «На пешеходном переходе»

Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Расширять знания о знаках, встречающихся в городе. Воспитывать правила культурного поведения на улицах города. Формировать основы безопасности жизни в условиях городских улиц. Учить составлять описательные рассказы о проделанном пути и рассказы – планы о задуманном пути. Развивать навыки использования в речи приставок: у-, пере-, за-, вы-, при-. Развивать фразовую речь, мышление.

Методы и приемы: Игровой момент: Приход Незнайки «Подскажи словечко» - развитие навыков использования сущ. в ед. и мн. числе (иду – идут, еду – едут и т.д.). «Скажи с разной интонацией» - развитие интонационной выразительности и речевого дыхания.

- дидактическая игра «Площадь сказок» - развитие фразовой речи, аналитического мышления;

- Чтение и обсуждение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа»- развитие навыков восприятия стихотворных произведений; познакомить детей с понятием рифма.

- Выставка детских книг по теме правила дорожного движения»;

- Игра «Научи зайку переходить улицу»

-Диафильм «Смешарики изучают правила дорожного движения»

IVнеделя

Профессии

Тема: «Профессии разные нужны» - Беседа о профессии летчика

Задачи: расширять представление детей о людях разных профессий;

рассказать о важности и значимости их труда; развивать интерес к окружающему; воспитывать уважительное отношение к результатам труда

взрослых.

Методы и приемы: Дидактическая игра «Назови профессию»; рассматривание иллюстраций по теме; рассказ педагога о профессии

летчика; вопросы на уточнение знаний детей; физминутка «Самолет»;

чтение стихотворения.

-картинки с изображением людей разных

профессий (шофер, продавец, воспитатель, врач, летчик);

-рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Профессии»;

- чтение стихотворений Б.Заходера

«Строители».

Май

Тема недели

Совместная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Iнеделя

Победный май

Тема: «Салют Весне»

Задачи: Формирование знаний о праздновании Дня Победы. Формировать представление о различных видах вооруженных сил. Формировать представления детей о праздниках России. Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии. Формировать уважительное отношение к воинам - ветеранам. Обогащать словарь детей новыми словами. Учить грамматически правильно передавать впечатления об увиденных событиях.

Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций о ВОВ; портретов воинов.

«Скажи иначе» - подбор синонимов к слову герой. «Праздничный салют» - составление описательного рассказа с опорой на картинку и личные впечатления.

- « Праздничный салют» - рисование цветными карандашами поздравительных открыток ветеранам ВОВ.

- «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: весёлыйсмелый, сильный.

- подготовка тематической выставки литературы и иллюстраций.

2 неделя

Семья

Тема: Чтение произведения К.Ушинского «Петушок с семьёй», обсуждение.

Задачи обучения: Развивать диалоговую речь и построения фраз из 2-4 слов. Развитие навыков подбора слов, отвечающих на вопрос Что делает? (мама, папа, брат и т.д.). Знакомство с многозначностью слова иголка, расширять и активизировать словарь детей. Подбор антонимов к словам: весёлыйсмелый, сильный. Развивать навыки использования притяжательных местоимений (мамин, бабушкин и т.д.).

Методы обучения: Художественное слово, вопросы педагога по содержанию прочитанного, рассматривание иллюстраций, беседа о семьях ребенка, пальчиковая гимнастика, физминутка «Моя семья»

- Сюжетно – ролевая игра «Семья» - развивать навык распределения ролей;

- «Какие бывают иголки?»;

- «Скажи наоборот»;

-«Иголка» - рисование многозначности этого слова.

- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его.

- нарисуй на тему «Моя семья»

3 неделя

Мониторинг

IVнеделя

Народные традиции,

Зеленые дни.

Тема: Рассматривание картины А.Саврасова «Грачи прилетели»

Задачи: учить детей художественному видению пейзажной картины, построенных на сравнении и описании.

Составлять рассказ-описание с опорой на картинку, стимулировать желание внимательно рассматривать ее, обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами; развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; воспитывать эстетический вкус.

Употребление в речи слов в родительном падеже.

Методы и приемы: Чтение стихотворения А. Плещеева «Чиста небесная

лазурь»; рассматривание картины; вопросы по содержанию; физминутка «Ветер дует нам в лицо»; дидактическая игра «Подбери словечко»

- Разрезные картинки»- выкладывание целого из частей.

- Лото «Растения».

- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его.

- «Считалка» - работа над ясной шёпотной речью.

- «Чего не хватает на картинке?» - употребление в речи слов в родительном падеже.

- Проговаривание потешек - упражнение на развитие чёткой дикции.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М, Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников». Москва 1998.
  2. Анищенкова Е.С. «Логопедическая ритмика». Москва 2006 г.
  3. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. - 3-е издание, исправленное, дополненное – М.. МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2016. -368 с.
  4. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в средней группе 4-5 лет М: ВЛАДОС, 2002 г.
  5. ЖуроваЛ.Е., Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте». М. РАО.1994. «Школа-Пресс».1998г.
  6. . Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика». Москва 2001 г
  7. «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий». Под редакцией О.С. Ушаковой. М. «Сфера». 2002.
  8. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.
  9. Ушакова О.С., Струнина Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М: ВЛАДОС, 2004 г.
  10. Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. М: ТЦ Сфера, 2009 г.
  11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи/ Под ред. В.В. Гербовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе

Данный материал используется для облегчения работы с детьми в старшей группе...

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)

Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)...

Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5 лет)

Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5 лет)...

перспективное планирование по речевому развитию в подготовительной группе

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе по лексическим темам....

Перспективное планирование по речевому развитию в подготовительной группе.

Перспективное планирование по развитию речи (подготовительная группа)...

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе.

Материал для глубокой поэтапной проработки развития речи для детей старшей группы детского сада....