Перспективное планирование по «Речевому развитию» в средней группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) по теме
Перспективное планирование по «Речевому развитию» в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018g._perspektivnyy_plan_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по «Речевому развитию» в средней группе
Сентябрь | |||||||||||
Тема недели | Оргагизованная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
1 неделя | «Здравствуй, детский сад» | Беседа о детском саде Задачи: Формировать умение детей отвечать на вопросы, задавать вопросы; узнавать и называть людей отдельных профессий: врач, медсестра, повар, прачка, воспитатель, помощник воспитателя. Развивать связную речь. Учить узнавать, определять и называтьатрибуты определенных профессий. Формировать интерес к различным профессиям .Приобщать к труду взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых. Расширять активный и пассивный запас слов. Методы и приемы: Чтение стихотворений о детском саде; вопросы на уточнение знаний детей, рассматривание окружающих предметов, физ. Пауза»Буратино», дидактическая игра «Что мы видим», «Кому что нужно для работы»,;экскурсия по детскому саду. | - Чтение литературных произведений о детском саде - . Рассматривание фотографий выпускников. - Рассматривание предметов в группе. -Чтение стихотворения Е.Серова Солнце в доме», Г. Ладющенков «Про себя и про ребят». - Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Професии». | ||||||||
II неделя | «Щедрые дары осени» | Составление рассказа по картине «Сбор урожая» Задачи: Обучать навыкам составления рассказа по картинке (при педагогической поддержке и без нее) на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по содержанию картины), развивать умение соотносить названия овощей и место их произрастания; подбор однокоренных слов к слову огород - расширение активизации словаря: употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголы). Дать понятия звук, звучит, слово; отработать правильное произношение звуков: [у], [а], [г], [к], [в], [с], [с'] | - Чтение и обсуждение русской народной сказки «Пых»; - Раскрашивание овощей в книжках-раскрасках. - Разрезные картинки. - Рассматривание иллюстраций в книгах. Составление описательного рассказа-загадки. - Словообразование: употребление уменьшительно- ласкательных суффиксов (огурец – огурчик и т. д.) -« Скажи наоборот» - подбор антонимов. | ||||||||
III неделя | «Животные» |
Задачи: Учить детей понимать и оценивать характер героев; передавать интонацией голоса и характеры персонажей. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи «Скажи весело, а затем грустно». - «Интервью»- придумай и задай вопрос каждому герою из русской народной сказки «Зимовье». - Составление описательного рассказа о домашнем животном с опорой на модель. | - Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Зимовье» в разных изданиях. - Лото «Мои любимые сказки» - закрепление знаний об изученных сказках. - Д.и. «Ералаш» - закрепить знаний о строении и животных. - Д.и. «Семья» - закрепить знаний о домашних животных и птицах. - Составление описательного рассказа о домашнем животном с опорой на модель. | ||||||||
IVнеделя | «Осень в гости просим» | Тема: «Осень-Хозяйка». Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» Задачи: Закрепить и конкретизировать знакомые знания об осенних изменениях в природе. Расширить представление детей о характерных признаках осени. Уточнить знания об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить наблюдать погоду, явления природы. Познакомить с понятием «времена года». Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться своей красотой. Тренировать в использовании слова в правильной грамматической форме. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые потешки | - Рассматривание иллюстраций на осеннюю тему. - Обводка по трафаретам и раскрашивание осенних листьев. - Д.и. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков. - Словообразование: из существительных прилагательные в ед. и мн. числе (дуб -дубовый - дубовые и т. д.). - Упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на листочки | ||||||||
Октябрь | |||||||||||
Тема недели | Совместная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
1 неделя | Одежда | Чтение и обсуждение произведения С. Маршака «Вот какой рассеянный» Задачи: Учить детей слушать литературные произведения. Продолжать формировать зрительные представления об осенней одежде. Развивать самостоятельность, чувство взаимопомощи. Воспитывать аккуратность в одежде. Формировать уважительное отношение к труду взрослых. Продолжать учить подбирать соответствующие определения к предметам. Учить согласованию в речи прилагательного и существительного. Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в словах); учить произносить звук твердо и мягко; различать слова со звуком З и ЗЬ. | - «Обведи по точкам, узнай героя сказки, раскрась его». - «Чей силуэт?» - развитие навыков воображения и творческого мышления. - «Бусы для куклы» - нанизывание. - «Модельер» - выкладывание одежда из деталей. - «Расскажи о своём платье (брюках, юбке, свитере и т.д.)»- составление описательного рассказа. - Д.И. «Бюро находок» - использование в речи в речи притяж. местоимений. - «Назови детали одежды» - обогащение и активизация словаря | ||||||||
IIнеделя | То снегом свысока, то дождь прольет над нивами | Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов описаний игрушек. Задачи: Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Закрепить и конкретизировать знакомые знания об осенних изменениях в природе. Формирование понятий «игрушки». Учить детей составлять рассказ об игрушке с опорой на предмет. Активизировать речь детей в описании своих любимых игрушек. Пополнить активный и пассивный словарь. Упражнение на развитие навыков согласования числительных с существительными. -Развивать навыки повторения загадки-описания об игрушках из 2-3 предложений | -«Разрезные картинки» -выкладывание целого из частей. -«Найди пару» -«Выкладывание из палочек по образцу» | ||||||||
IIIнеделя | Народные промыслы | Тема: Знакомство с дымковской игрушкой. Задачи: Знакомить детей с произведениями национального искусства. Учить определять вид народной игрушки. Формировать представления о свойствах материалов. Учить сравнивать и группировать сходные предметы по форме, цвету, материалу. Тренировать в умении выделять и называть существенные признаки народной игрушки. Воспитывать интерес и уважение к обычаям родного народа. Воспитывать эстетические чувства. Упражнять в детей в произношении звука Ц изолированного и в словах. Учить различать слова, начинающие со звука Ц. | - Рассматривание дымковских игрушек; - Настольное лото «Дымковские игрушки»; - Продуктивная деятельность «Раскрась барышню»; - Речевое упражнение «расскажи про узо». | ||||||||
IVнеделя | Игрушки | Тема: Мои любимые игрушки. Задачи: Учить подбирать и группировать предметы по выделенному признаку (цвет, форма). Учить убирать каждую игрушку на свое место. Развитие навыков отгадывания загадок, построенных на описании и сравнении. Закрепить умение детей слушать небольшие стихи А..Барто и рассказывать их с помощью взрослого – развитие навыков восприятия стихотворного произведения. Активизировать употребление в речи прилагательных. | -«Разрезные картинки»-выкладывание целого из частей. -«Найди пару» -«Выкладывание из палочек по образцу» Составление описательных рассказов о любимой игрушке с опорой на предмет. -Д/и. «Волшебный мешочек» | ||||||||
Ноябрь | |||||||||||
Тема недели | Совместная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
1 неделя | « Мы вместе» | Тема: Мой город Задачи: Учить поддерживать беседу с взрослым. Учить связно, отвечать на вопросы взрослого. Расширять словарный запас детей. Расширять представления детей об окружающем мире. Закрепить понятия: «дом, двор, улица, соседи». Познакомить с понятием «город». Учить поддерживать беседу с взрослым. Учить связно, отвечать на вопросы взрослого. Расширять словарный запас детей. Воспитывать любовь к своему городу. Методы и приемы: Рассказ воспитателя о родном городе по иллюстрациям, художественное слово, пальчиковая игра, гимнастика для глаз, физминутка, д/и « Придумай слово», словесная игра «Какой наш город». | -Рассматривание фото «Я гуляю по родному городу» (принесли дети), обмен мнениями и впечатлениями, развитие фразовой речи. - Чтение стихов-перевёртышей – учить понимать смысл юмористических стихов. - Наблюдение за людьми, их поведением на улице. - Рассматривание иллюстраций к прочитанным стихам-перевёртышам. - Лото «Мои любимые сказки». - «Дорисуй узор моста». | ||||||||
IIнеделя | Юный экспериментатор | Тема: Свойства воды и песка Задачи: Познакомить со свойствами объектов неживой природы: песок, вода, камни. Познакомить со свойствами воды, песка. Закрепить знания о том, что вода бывает разных качеств. Активизировать речь детей: «морская», «речная», «ключевая». Закрепить свойства песка: сыпучий, мокрый. Упражнять в произношении звука Ш. Произносить звук ( Ш изолированно и в словах) Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, загадывание, опыты-с водой, песком, пальчиковая гимнастика. | -Экспериментальная работа по уточнению свойств воды (агрегатные состояния); -Загадывание загадок о воде; - Проведение опыта «Вода растворитель»; - Словесная игра «Где живет вода». | ||||||||
IIIнеделя | Мы такие разные Мальчика и девочки) | Тема: Мальчики и девочки нашей группы Задачи: Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками. Развивать классификационные умения на примере предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины в семье Методы и приемы: беседа, символическая игра, дидактическая игра, специально организованная проблемная ситуация, подвижная игра. | - Рассматривание мужской и женской одежды: предметы труда, игрушка-сердечко, - Рассматривание кукол: кукла - мальчик, кукла-девочка. - Дидактическая игра «Кто работает в …» | ||||||||
IVнеделя | Мама- главное слово на свете | Тема: Мама – главное слово на свете. Задачи: Дать представление детям о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Формировать знания о маме, как о самом близком человеке. Воспитывать чувство любви к родным людям. Методы и приемы: Игровой момент (внесение фотографий мам детей), чтение стихотворений о маме, пальчиковая игра «Моя семья», нарисуй подарок маме, физминутка «К маме в гости» | - рисунки детей «Моя мама»; изготавливают дома семейные «островки» (фотографии, их композиции) для большого альбома; - сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери». - Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка». -Чтение –А. Яковлев «Мама», - Л. Воронкова «Что сказала бы мама». | ||||||||
Декабрь | |||||||||||
Тема недели | Совместная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
1 неделя | Мой город | Тема: Город, в котором я родился. Задачи: Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить детей с главными его достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Воспитать любовь к родному городу, чувство гордости за него. Развивать речь детей, умение составлять рассказ из предложений. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными. Методы и приемы: Просмотр фильма «Старый Братск», рассматривание книг, прогулка в мини – музей. | - Изготовление с родителями и детьми плакатов « Мой Братск»; - рассматривание макета «Дома на наших улицах; - выставка открыток о Братске; -рассматривание иллюстраций зимний Братск; -мой адрес. | ||||||||
IIнеделя | Труд взрослых в родном городе | Тема: «Экскурсия в медицинский кабине детского сада» Задачи: Продолжать знакомство детей с трудом сотрудников детского сада. Уточнить работу повара, рассказать детям о не легкой профессии повара, старается приготовить для детей вкусную еду. Воспитывать у детей чувство уважения к труду сотрудников детского сада, которые заботятся о них. Закрепить умение детей вступать в диалог, умение задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы. Активизировать речь детей. Методы и приемы: художественное слово, вопросы к детям, рассказ повара о работе, загадки, пальчиковая гимнастика. | -дидактическая игра «Ассоциации»; - настольная игра «Кому, что нужно для работы»; - чтение художественной литературы; - беседа «Кем работают родители»; - альбом-выставка «Все работы хороши». - Чтение сказки «Три поросенка» - помочь понять смысл сказки и выделить слова, передающие страх поросят. | ||||||||
IIIнеделя | Зима и зимние забавы | Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик» Задачи: Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закрепить умение придумывать название картины. Развивать умение использовать в речи простые предложения. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Включать детей в подготовку к зимним развлечениям и забавам Упражнять детей в правильном и четком произношении звука Ж (изолированного, в звукоподражательных словах, в слогах, различать слова со звуком Ж. Упражнять детей в образовании существительных от слова снег – снеговик, снежный. Методы и приемы: Загадывание загадки, игровой момент, вопросы по картине, образец рассказа, физминутка «Зима», использование скороговорок. | - Стихи о зиме; - драматизировать сказки; - использование в речи пословицы и поговорки; - рассматривание зимних пейзажей; - выставка детских книг о зиме; - чтение и заучивание стихотворений о зиме. | ||||||||
IVнеделя | Любимый праздник | Тема: Занятие-диспут по произведению Б.Заходера «Хрюша на ёлке», заучивание стихотворения о зиме. Познакомить с новогодними атрибутами. Закрепить знания о традициях празднования Нового Года в России Учить замечать, понимать и употреблять в речи образные слова и выражения. Овладение приёмами речевого сравнения. Воспитывать интерес к художественной литературе. Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. Устное сочинение на тему «Новогодняя ёлка» расширение и активизация словаря. Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук А» с разной громкостью | - Рассматривание новогодних иллюстраций и фото, обмен мнениями. - Рисование новогодних игрушек цветными карандашами. - Новогодние бусы» - нанизывание. -«Звонок Деду Морозу»- развитие диалоговой речи. - Составление предложений с предлогами за, перед, около, над, на (ёлке). - Подборка и выставка детских книг О Новом годе | ||||||||
Январь | |||||||||||
Тема недели | Совместная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
IIнеделя | Зимние традиции | Тема: Составление рассказа по картине «Девочка зимой» Задачи: Учить детей связно передавать содержание картины, опираясь образцом речи воспитателя. Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, делать простейшее умозаключения, воспитывать усидчивость. Методы и приемы: д/и «Что лишнее»; рассматривание картины; беседа по содержанию картины; физминутка «Что растет на елке?»; рассказы детей по картине. - «Назови снег по- другому» - подбор однокоренных слов, активизация словаря. --Д.И. «Времена года» - накопление опыта использования речи-доказательства | - Рассматривание иллюстраций на зимнюю тему. - «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник» - развитие внимательности. - Д.И. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков Составление описательного рассказа «Зима», развитие навыков. - «Скажи наоборот» - подбор антонимов. - «Семья слов» - подбор однокоренных слов к слову зима. - Чтение стихов о зиме – накопление опыта использования образности в речи. | ||||||||
IIIнеделя | Волшебные слова | Тема: Что означает слово «Здравствуйте» Задачи: учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова; развивать диалогическую речь; воспитывать умение понимать оттенки значения слов. Упражнять детей в употреблении вежливых слов. Методы и приемы: вступительная беседа; вопросы к детям, имитация «Как поздороваться без слов», дидактическая игра «Вежливые слова; физминутка «Как живешь?»; чтение пословиц, поговорок. | - Подбор художественной литературы о вежливости; - Игры – драматизации «Теремок», Колобок»; - «Где живет вежливые слова» словесная игра; - Этические беседы: «Кого можно назвать вежливым?» | ||||||||
IVнеделя | Транспорт | Тема: Задачи: Формировать представления о грузовом – легковом, общественном и специализированном транспорте. Учить различать виды городского транспорта по назначению. Учить выделять существенные признаки различных видов городского транспорта. Формировать интерес к различным профессиям. Воспитывать бережное отношение к городскому транспорту. Пополнить активный словарь детей названиями различного вида транспорта, профессий, связанных с ним. Активизировать самостоятельную речь детей. Методы и приемы: Игровой момент: машина привезла картинки, игра с машинами, дидактическая игра «Какой транспорт?», загадывание загадок, физминутка, гимнастика для глаз, рассматривание иллюстраций. | - «Ковёр-самолёт» - рисование карандашами; - «Чей силуэт?»- развитие творческого воображения. - Дидактическая игра «профессии». - Обводка транспорта по трафаретам и его дорисовывание; -«Ковёр-самолёт» - составление описательного рассказа с опорой на свой рисунок. - Накопление опыта использования в речи условного наклонения: «Если бы…, то…». - Беседа «По пути в детский сад» - развитие диалоговой речи | ||||||||
Февраль | |||||||||||
Тема недели | Совместная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
Iнеделя | Добрые дела. | Тема: «Лесные друзья, помоги птицам зимой» Задачи: Дать понятие об экологических системах: поле, лес, река, болото. Познакомить с основными обитателями на примере птиц. Учить устанавливать простые связи между местом обитания и внешним видом птиц. Расширить представление детей о птицах. Учить дифференцировать виды птиц, находить признаки сходства и различия. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Активизировать любознательность, наблюдательность. Учить выражать в речи грамматически правильно признаки сходства и различия предметов. Формировать монологическую речь. Закрепить умение детей отвечать предложениями. Методы и приемы: сюрпризный момент (появление старичка - лесовика); загадывание загадок, физминутка «деревце», дидактическая игра «Назови ласково», работа на фланелеграфе «Лесные домишки», вопросы о птицах. | - Иллюстрации птиц на кормушках, - Словесные игры о птицах «Скажи правильно»; - Заучивание загадок о птицах; - Пальчиковая гимнастика «Кормушка»; - Дидактическая игра «Что любят птицы». | ||||||||
2 неделя | Рукотворный и природный мир. | Тема: Знакомство со свойствами предметов. Рассматривание разных видов ткани Задачи обучения: учить детей с помощью разнообразных действий определять особенности х/б ткани, обогатить и уточнить их словарь; развивать представление о ближайшем окружении; воспитывать познавательный интерес. Закрепить умение задавать вопросы, на вопросы воспитателя отвечать простыми предложениями. Активизировать речь детей: ситец, фланель, шелк. Методы и приемы: рассматривание коробочки хлопка, одежды детей; рассказ педагога; показ образцов ткани (обследовательские действия); физкультминутка «Портные»; д/и «Подбери одежду по сезону», рассматривание соломы. | - иллюстрации с одеждой; - коробочка хлопка, - альбом с тканями; - карточки к дидактической игре «Портной»; - чтение потешки «Мастера» | ||||||||
3 неделя | Наша Армия Родная | Тема: Чтение и обсуждение сказки Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Составление описательного рассказа по картине «Три богатыря» Задачи: Закрепить умение детей слушать произведения, определять его жанр, уметь выделять главного героя, характеризовать его. Познакомить детей с понятиями: богатырь, доспехи кольчуга, латы Методы и приемы: Рассматривание обложки сказки; чтение произведения, вопросы по содержанию, физминутка «Мы солдаты», дидактическая игра «Скажи правильно», гимнастика дыхательная. | - Рассматривание иллюстраций к сказкам Х.К. Андерсена в книгах разного издания. - Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его; - Развитие ясной шёпотной речи на проговаривании отработанных потешек. - «Скажи наоборот»- придумывание антонимов (сильный – слабый и т.д.) | ||||||||
IVнеделя | Масленица | Тема: Масленица Задачи: Познакомить детей с русской народной традицией проводов зимы - Масленицей. Развивать желание проявлять творческие способности. Воспитывать интерес к фольклорному творчеству. Познакомить с основными атрибутами праздника. Пополнить словарь: масленица, заклички. Методы и приемы: Слушание русской народной музыки; Рассказ воспитателя о традиции проводов зимы народным гулянием, сжиганием чучела Масленицы. Психоэтюд «Веселый – грустный», дидактическая игра «Назови правильно». | - Изготовление плакатов о масленице; - Рассматривание иллюстраций чучела; - прослушивание аудисаписи русской народной песни; - большие расписные платки; -Блины. - -разучивание песен, потешек, закличек и русских народных игр. | ||||||||
Март | |||||||||||
Тема недели | Совместная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
Iнеделя | Восьмое марта | Тема: Мамин праздник «Разучивание стиха Е.Благининой «Мамин день» Задачи: Обогащение и активизация словаря в игре «Кто больше скажет ласковых слов о маме», развитие интонационной выразительности речи и речевого дыхания; - развитие навыков использования притяж. местоимений (чей? чья? чьё?) в дидактической игре «Бюро находок», развивать речетворчество детей через игру «Если бы у меня была волшебная палочка…» Методы и приемы: - «Волшебная палочка» - рисование цветными карандашами, развитие художественного воображения. - «Букет для мамы» - выкладывание цветов на ковролине из швейной мишуры. - Лото «Профессии». | -«Если бы у меня была волшебная палочка…» - игра на развитие детского речетворчества. - «Семейка слов» - подбор однокоренных слов к словам: мама, праздник. - Изготовление подарков для мам и бабушек; - Беседа на тему «Кем работают наши мамы». | ||||||||
2 неделя | Весна пришла - здоровье принесла | Тема: «В окно повеяло весною» Задачи: Формировать представления о весенних явлениях. Учить наблюдать за изменениями живой и неживой природы весной. Расширять представления детей о характерных признаках весны. Формировать знания об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Воспитывать любознательность. Учить любоваться красотой природы родного края, бережно относиться к ней. Формировать монологическую речь. Учить выражать в самостоятельной речи результаты наблюдений, выводы. Методы и приемы: Чтение стихов о весне – развитие образности речи. - Устное сочинение на тему «Весна» - активизация словаря через подбор эпитетов. - Д.И. «Времена года» - развитие речи-доказательства, загадывание загадок о весне. | - Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна» - работа над чёткостью дикции; - Д.И. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков. - Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»; - Разрезные картинки «Сложи правильно» | ||||||||
3 неделя | Природная лаборатория | Тема: Опыты с водой Задачи: Приобщать детей к исследовательской деятельности; учить детей делать простые выводы. Развивать наблюдательность. Воспитывать экологически осознанное отношение к природе. Формировать наблюдательность. Сравнить воду и снег, воду и лед. Познакомить с новым свойством воды - пар. Закрепить образовывать от существительных прилагательные – водный, водяной. Методы и приемы: рассказ воспитателя о разных состояниях воды, с использованием иллюстраций, опыты с водой, психогимнастика «золотые капельки», Чтение стихотворений о воде, дидактическая игра «Узнай характер воды». | - Эксперименты «таяние снега и льда»; - Кипячение воды; Чтение произведения К. Кулиева «Сказка воды»; - прослушивание грамзаписи «Звуки окружающей природы». | ||||||||
IVнеделя | Летят перелетные птицы | Тема: Перелетные птицы «Составление описательного рассказа с опорой на модели» Задачи: Развитие навыков использования в речи приставочных глаголов улетел, прилетел, вылетел, перелетел. Закрепить опыт отгадывания загадок, построенных на описании и сравнении; закрепление представлений о строении птиц. Развивать интонационную выразительность и чёткость дикции. Методы и приемы: Обведи по точкам птицу, узнай её и раскрась соответственно. -Дидактическая игра «Что перепутал художник» - закрепление представлений о строении птиц. - Разрезные картинки. | - Обведи по точкам птицу, узнай её и раскрась соответственно. – Д.И. «Ералаш» - закрепление представлений о строении птиц. - Разрезные картинки. - «Птица что сделала?» - использование в речи приставочных глаголов (улетела, прилетела и т.д.). - «Грачиха говорит грачу…» - упр. на развитие интонационной выразительности и чёткости дикции. | ||||||||
Апрель | |||||||||||
Тема недели | Совместная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
Iнеделя | Потеха – делу не помеха | Тема: Мини викторина по сказкам Корнея Чуковского. Задачи: Помочь детям вспомнить название и содержание сказок К.Чуковского содержания; закрепить знания о героях этих сказок; создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать их грамматический строй речи и интонационную выразительность речи; Методы и приемы: рассматривание иллюстраций к знакомым произведениям; дидактическая игра «Доскажи словечко»; физминутка «Зайка»; инсценировка сказки (по выбору) | - иллюстрации к литературным произведениям К. Чуковского, Е. Чарушина, С.Маршака; - выставка литературных произведений К. Чуковского; - игры – драматизации по сказкам. | ||||||||
2 неделя | Покорение космоса | Тема: Беседа о космосе. Задачи: Сформировать у детей представления о воздушном транспорте, почему так называется, для чего нужен, кто им управляет, виды самолетов, закрепить название основных частей, учить сравнивать самолет с вертолетом. Учить сравнивать самолет с вертолетом; вспомнить название других видов транспорта; Развивать активный и пассивный словарный запас детей; воспитывать любознательность. Закрепить умения детей согласование слов в предложении в роде и падеже, развивать навык использования притяжательных (местоимений (чей? чья? чьё?). Методы и приемы: загадки о воздушном транспорте; рассматривание иллюстраций и игрушек; вопросы на уточнение знаний детей; физминутка «Самолеты»; дидактическая игра «Что лишнее». | -Чтение и обсуждение глав произведения Н.Носова «Незнайка на луне». - иллюстрации и игрушки с изображением воздушного транспорта; - карточки для дидактической игры с изображением различных видов транспорта; - рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Транспорт»; - чтение произведений о воздушном транспорте. | ||||||||
3 неделя | Безопасность (основы безопасности жизнедеятельности) | Тема: Составление описательного рассказа «На пешеходном переходе» Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Расширять знания о знаках, встречающихся в городе. Воспитывать правила культурного поведения на улицах города. Формировать основы безопасности жизни в условиях городских улиц. Учить составлять описательные рассказы о проделанном пути и рассказы – планы о задуманном пути. Развивать навыки использования в речи приставок: у-, пере-, за-, вы-, при-. Развивать фразовую речь, мышление. Методы и приемы: Игровой момент: Приход Незнайки «Подскажи словечко» - развитие навыков использования сущ. в ед. и мн. числе (иду – идут, еду – едут и т.д.). «Скажи с разной интонацией» - развитие интонационной выразительности и речевого дыхания. | - дидактическая игра «Площадь сказок» - развитие фразовой речи, аналитического мышления; - Чтение и обсуждение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа»- развитие навыков восприятия стихотворных произведений; познакомить детей с понятием рифма. - Выставка детских книг по теме правила дорожного движения»; - Игра «Научи зайку переходить улицу» -Диафильм «Смешарики изучают правила дорожного движения» | ||||||||
IVнеделя | Профессии | Тема: «Профессии разные нужны» - Беседа о профессии летчика Задачи: расширять представление детей о людях разных профессий; рассказать о важности и значимости их труда; развивать интерес к окружающему; воспитывать уважительное отношение к результатам труда взрослых. Методы и приемы: Дидактическая игра «Назови профессию»; рассматривание иллюстраций по теме; рассказ педагога о профессии летчика; вопросы на уточнение знаний детей; физминутка «Самолет»; чтение стихотворения. | -картинки с изображением людей разных профессий (шофер, продавец, воспитатель, врач, летчик); -рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Профессии»; - чтение стихотворений Б.Заходера «Строители». | ||||||||
Май | |||||||||||
Тема недели | Совместная образовательная деятельность | Индивидуальная работа с детьми | |||||||||
Iнеделя | Победный май | Тема: «Салют Весне» Задачи: Формирование знаний о праздновании Дня Победы. Формировать представление о различных видах вооруженных сил. Формировать представления детей о праздниках России. Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии. Формировать уважительное отношение к воинам - ветеранам. Обогащать словарь детей новыми словами. Учить грамматически правильно передавать впечатления об увиденных событиях. Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций о ВОВ; портретов воинов. «Скажи иначе» - подбор синонимов к слову герой. «Праздничный салют» - составление описательного рассказа с опорой на картинку и личные впечатления. | - « Праздничный салют» - рисование цветными карандашами поздравительных открыток ветеранам ВОВ. - «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: весёлый, смелый, сильный. - подготовка тематической выставки литературы и иллюстраций. | ||||||||
2 неделя | Семья | Тема: Чтение произведения К.Ушинского «Петушок с семьёй», обсуждение. Задачи обучения: Развивать диалоговую речь и построения фраз из 2-4 слов. Развитие навыков подбора слов, отвечающих на вопрос Что делает? (мама, папа, брат и т.д.). Знакомство с многозначностью слова иголка, расширять и активизировать словарь детей. Подбор антонимов к словам: весёлый, смелый, сильный. Развивать навыки использования притяжательных местоимений (мамин, бабушкин и т.д.). Методы обучения: Художественное слово, вопросы педагога по содержанию прочитанного, рассматривание иллюстраций, беседа о семьях ребенка, пальчиковая гимнастика, физминутка «Моя семья» | - Сюжетно – ролевая игра «Семья» - развивать навык распределения ролей; - «Какие бывают иголки?»; - «Скажи наоборот»; -«Иголка» - рисование многозначности этого слова. - Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его. - нарисуй на тему «Моя семья» | ||||||||
3 неделя | Мониторинг | ||||||||||
IVнеделя | Народные традиции, Зеленые дни. | Тема: Рассматривание картины А.Саврасова «Грачи прилетели» Задачи: учить детей художественному видению пейзажной картины, построенных на сравнении и описании. Составлять рассказ-описание с опорой на картинку, стимулировать желание внимательно рассматривать ее, обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами; развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; воспитывать эстетический вкус. Употребление в речи слов в родительном падеже. Методы и приемы: Чтение стихотворения А. Плещеева «Чиста небесная лазурь»; рассматривание картины; вопросы по содержанию; физминутка «Ветер дует нам в лицо»; дидактическая игра «Подбери словечко» | - Разрезные картинки»- выкладывание целого из частей. - Лото «Растения». - Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его. - «Считалка» - работа над ясной шёпотной речью. - «Чего не хватает на картинке?» - употребление в речи слов в родительном падеже. - Проговаривание потешек - упражнение на развитие чёткой дикции. |
Список использованной литературы:
- Алексеева М.М, Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников». Москва 1998.
- Анищенкова Е.С. «Логопедическая ритмика». Москва 2006 г.
- Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. - 3-е издание, исправленное, дополненное – М.. МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2016. -368 с.
- Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в средней группе 4-5 лет М: ВЛАДОС, 2002 г.
- ЖуроваЛ.Е., Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте». М. РАО.1994. «Школа-Пресс».1998г.
- . Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика». Москва 2001 г
- «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий». Под редакцией О.С. Ушаковой. М. «Сфера». 2002.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М: ВЛАДОС, 2004 г.
- Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. М: ТЦ Сфера, 2009 г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи/ Под ред. В.В. Гербовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе
Данный материал используется для облегчения работы с детьми в старшей группе...
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...
Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)
Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)...
Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5 лет)
Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5 лет)...
перспективное планирование по речевому развитию в подготовительной группе
Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе по лексическим темам....
Перспективное планирование по речевому развитию в подготовительной группе.
Перспективное планирование по развитию речи (подготовительная группа)...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе.
Материал для глубокой поэтапной проработки развития речи для детей старшей группы детского сада....