конспект занятия "Осень к нам пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Осень к нам пришла».
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осенью» с помощью разнообразных методов заучивания.
Задачи: закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворение; развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: экскурсии на природу, наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы.
Оборудование: птичка, 2 разрезные картинки о осени, тарелочки с фишками на каждого ребенка, мяч, картинки-схемы для заучивания стихотворения, фонограмма: Бетховен «К Элизе», П.Чуковский «Октябрь» из цикла «Времена года», трель птицы, трель птенцов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: когда это бывает?
1. День стал короче, ночь длиннее?
2. Листья пожелтели?
3. Птицы улетели в теплые края?
4. Солнце уже греет не так?
5. Деревья готовятся к зиме?
6. Моросит холодный дождик?
7. Стало холоднее?
8. Люди одеваются теплее?
9. Темнеет быстрее?
10. Дует холодный ветер?
Воспитатель: Молодцы. Какое это время года? (ответ детей осень)
Воспитатель: А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?
(ответ детей листопад)
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.
(забегаем в группу под музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе»)
Воспитатель:Закружились.
( кружимся на ковре, я рассыпаю фрагменты картинок)
Воспитатель: Ветер затих, листочки опали. Ребята осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.
(дети берут по одному фрагменту и идут за столы, составлять картинки)
Воспитатель:Что получилось? (осень)
Воспитатель:Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?
( печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная…)
Воспитатель:Молодцы.
(звучит фонограмма трели птицы)
Воспитатель: Ой, кто это?
(Ищу, откуда идет трель, нахожу птичку)
Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная, что случилось?
(наклоняюсь к ней)
Воспитатель:Да? Ребята, птичка просит помочь ей: осенний ветер унес ее птенцов. Он ей их вернет, если она выучит вот это стихотворение. Она не знает, как его учить. Давайте ей поможем.
(беру у птички стихотворение)
Воспитатель: Стихотворение называется «Осенью». Написал его Алексей Плещеев. Послушайте, я его прочитаю.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на поля
Воспитатель: О чем это стихотворение? (об осени)
Воспитатель: А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его читала?
(грустно, печально)
Воспитатель: А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки
(открываю картинки)
Воспитатель: Ребята, птичка не понимает, что означает «и глядят уныло голые кусты». Помогите ей.
( деревья печальные, потому что опали листья)
Воспитатель: А что такое «озимь»?
(поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей)
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Теперь повторим стихотворение. У вас на столах стоят тарелочки с фишками. С каждым предложением, картинкой берете по одной фишке и кладете ее на стол. Покажем птичке, сколько предложений в этом стихотворении.
(проговариваем)
Воспитатель: Все убираем. Птичка, что ты говоришь? Ты неправа, дети выучат стихотворение. Правда?
Воспитатель: Встаем, сделаем зарядку.
(делаем соответствующие движения под это стихотворение, под музыку Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»)
Воспитатель: Садимся на свои места.
Воспитатель:А теперь еще поиграем с этим стихотворением. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.
( повторяем это стихотворение)
Воспитатель: Умнички. Похлопайте себе.
Воспитатель:Вот видишь птичка, как много способов есть запомнить стихотворение.
Воспитатель: Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что сами сможете.
Воспитатель: Машенька. Ты будешь воспитателем. Показывай картинки, а девочки встанут и будут рассказывать.
(девочки рассказывают)
Воспитатель: А теперь воспитателем будет Паша, а мальчики будут рассказывать.
(мальчики рассказывают)
Воспитатель:Ну что, птичка, видишь, какие дети молодцы, они все выучили. А ты?
Воспитатель: Да. Птичка говорит нам спасибо.
(звучит фонограмма трели птенцов)
Воспитатель: Ой, слушайте, что это? Ребята, мы помогли птичке: освободили птенцов. Ей пора домой к своим деткам.
( подхожу к окну и выпускаю птичку)
Воспитатель: До свидания, птичка.
Воспитатель:Ребята, понравилось стихотворение?
Воспитатель: Как оно называется?
Воспитатель: Кто его написал?
Воспитатель: Давайте еще раз его повторим.
Воспитатель: Вы сегодня великолепно занимались. Похлопайте себе. Спасибо! Наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологического праздника "Весна пришла! (5-7 лет)
Сценарий праздника в дошкольной группе...
Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)
Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...
Конспект развлечения на тему "Пришла коляда "
Развлечение детей старшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пришла Красавица - весна"
Беседа с опорой на картинку "Весна", физминутка "Хорошо гулять по лесу", рассматривание листьев мать-и-мачехи, составление панно"Весна", дидактическая игра "Какой, какая, какое", стихотворение о мае....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пришла зима"
Педагогом разработана непосредственно образовательная деятельность по теме "Зима" для детей средней группы...