конспект занятия "Осень к нам пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

конспект занятия "Осень к нам пришла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpechenkova.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осень к нам пришла».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осенью» с помощью разнообразных методов заучивания.

 

Задачи: закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворение; развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Предварительная работа: экскурсии на природу, наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы.

 

Оборудование: птичка, 2 разрезные картинки о осени, тарелочки с фишками на каждого ребенка, мяч, картинки-схемы для заучивания стихотворения, фонограмма: Бетховен «К Элизе», П.Чуковский «Октябрь» из цикла «Времена года», трель птицы, трель птенцов.

 

Ход занятия.

 

Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: когда это бывает?

        1. День стал короче, ночь длиннее?

                                                     2. Листья пожелтели?

                                                     3. Птицы улетели в теплые края?

                                                     4. Солнце уже греет не так?

                                                     5. Деревья готовятся к зиме?

                                                     6. Моросит холодный дождик?

                                                     7. Стало холоднее?

                                                     8. Люди одеваются теплее?

                                                     9. Темнеет быстрее?

                                                    10. Дует холодный ветер?

Воспитатель: Молодцы. Какое это время года?                                   (ответ детей осень)

Воспитатель: А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?

                                                                                              (ответ детей листопад)

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.

     (забегаем в группу под  музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе»)

Воспитатель:Закружились.

                ( кружимся на ковре, я рассыпаю фрагменты картинок)

Воспитатель: Ветер затих, листочки опали. Ребята осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.

(дети берут по одному фрагменту и идут за столы, составлять картинки)

Воспитатель:Что получилось?                                                             (осень)

Воспитатель:Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?

    ( печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная…)

Воспитатель:Молодцы.

(звучит фонограмма трели птицы)

Воспитатель: Ой, кто это?

(Ищу, откуда идет трель, нахожу птичку)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая  грустная, что случилось?

                       (наклоняюсь к ней)

Воспитатель:Да? Ребята, птичка просит помочь ей: осенний ветер унес ее птенцов. Он ей их вернет, если она выучит вот это стихотворение. Она не знает, как его учить. Давайте ей поможем.

(беру у птички стихотворение)

Воспитатель: Стихотворение называется «Осенью». Написал его Алексей Плещеев. Послушайте, я его прочитаю.

                                                    Осень наступила,

                                                    Высохли цветы.

                                                    И глядят уныло

                                                    Голые кусты.

                                                    Вянет и желтеет

                                                    Травка на лугах

                                                    Только зеленеет

                                                    Озимь на поля

Воспитатель: О чем это стихотворение?                (об осени)

Воспитатель: А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его читала?

                                          (грустно, печально) 

Воспитатель: А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки

(открываю картинки)

Воспитатель: Ребята, птичка не понимает, что означает «и глядят уныло голые кусты». Помогите ей.

(  деревья печальные, потому что опали листья)

Воспитатель: А что такое «озимь»?

(поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей)

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Теперь повторим стихотворение. У вас на столах стоят тарелочки с фишками. С каждым предложением, картинкой берете по одной фишке и кладете ее на стол. Покажем птичке, сколько предложений в этом стихотворении.

(проговариваем)

Воспитатель: Все убираем. Птичка, что ты говоришь? Ты неправа, дети выучат стихотворение. Правда?

Воспитатель: Встаем, сделаем зарядку.

  (делаем соответствующие движения под это стихотворение, под музыку Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»)

Воспитатель: Садимся на свои места.

Воспитатель:А теперь еще поиграем с этим стихотворением. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.                                                              

( повторяем это стихотворение)

Воспитатель: Умнички. Похлопайте себе.

Воспитатель:Вот видишь птичка, как много способов есть запомнить стихотворение.

Воспитатель: Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что сами сможете.

Воспитатель: Машенька. Ты будешь воспитателем. Показывай картинки, а девочки встанут и будут рассказывать.

(девочки рассказывают)

Воспитатель: А теперь воспитателем будет Паша, а мальчики будут рассказывать.

(мальчики рассказывают)

Воспитатель:Ну что, птичка, видишь, какие дети молодцы, они все выучили. А ты?

Воспитатель: Да. Птичка говорит нам спасибо.

(звучит фонограмма трели птенцов)

Воспитатель: Ой, слушайте, что это? Ребята, мы помогли птичке: освободили птенцов. Ей пора домой к своим деткам.

               ( подхожу к окну и выпускаю птичку)

Воспитатель: До свидания, птичка.

Воспитатель:Ребята, понравилось стихотворение?

Воспитатель: Как оно называется?

Воспитатель: Кто его написал?

Воспитатель: Давайте еще раз его повторим.

Воспитатель: Вы сегодня великолепно занимались. Похлопайте себе. Спасибо! Наше занятие закончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического праздника "Весна пришла! (5-7 лет)

Сценарий праздника в дошкольной группе...

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект развлечения на тему "Пришла коляда "

Развлечение детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пришла Красавица - весна"

Беседа с опорой на картинку "Весна", физминутка "Хорошо гулять по лесу", рассматривание листьев мать-и-мачехи, составление панно"Весна", дидактическая игра "Какой, какая, какое", стихотворение о мае....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пришла зима"

Педагогом разработана непосредственно образовательная деятельность по теме "Зима" для детей средней группы...