"Использование современных образовательных технологий для речевого развития дошкольников"
методическая разработка по развитию речи на тему

Назырова Гузяль Анвяровна

Автором представлен материал по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 «Использование современных образовательных технологий для речевого развития дошкольников»

                                                                                  Старший воспитатель Назырова Гузяль Анвяровна                

                                                                                 

                                                                         

п.г.т. Стройкерамика

2018 г.

 «Использование современных образовательных технологий для речевого развития дошкольников»

Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов. В соответствии с принятием ФГОС дошкольного образования раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

В речевом развитии дошкольников решаются такие основные задачи, как:

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- обучить детей самостоятельному составлению рассказов, сочинению сказок, стихов;

- развивать потребность в выражении мыслей сложными предложениями, законченными речевыми конструкциями.

В нашем детском саду, для развития речи дошкольников, используются следующие образовательные технологии:

- мнемотехника;

- карты Проппа;

- технология активизирующего общения.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Мнемотехника используется для обучения оставлению рассказов, при пересказах, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.  

Работа с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

- формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

- карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, активизируют устную связную речь.

Выделено 20 основных функций, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Необходимо нарисовать и изготовить эти функции в виде карт.

Этапы работы с картами Проппа:

1 этап – знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой и готовим с детьми карты;

2 этап – играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты («Волшебные имена», «Хороший-плохой» и т.д.);

3 этап – читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт;

4 этап – предлагается детям пересказать сказку с помощью карт;

5 этап – дети сами сочиняют сказку, используя карты Проппа.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью.

Технология активизирующего общения предполагает развитие речевой активности дошкольника. Для этого необходимо формирование диалогического общения. В качестве основных форм организации диалога А.Г. Арушанова предлагает сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – все виды детской деятельности, в которых речь несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Таким образом, используя современные образовательные технологии для речевого развития дошкольников, педагоги решают задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Применяя эти технологии в своей работе, педагоги способствуют правильному формированию связной речи детей дошкольного возраста и готовят их к обучению в школе.

Использованные источники

  1. https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_sovremennye_podhody_k_razvitiyu_rechi_detey_v_usloviyah_realizacii-366024.htm
  2. https://moluch.ru/archive/170/45545/
  3. http://detstvogid.ru/metodika-rabotyi-s-kartami-v-ya-proppa/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников

Описание опыта работы МАДОУ МО г.Нягань "Детский сад №1 "Солнышко" по использованиию современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Использование современных образовательных технологий в речевом развитие детей

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).Инновационность данного метода – создание ус...

Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Тема: «Использование современных образовательных технологий впознавательном развитии дошкольников.БлокиДьенеша» Год разработки программы: 2019 проблема:По результатам мониторинга...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»

многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...