Художественное слово в жизни ребенка
статья по развитию речи на тему
Статья для воспитателей ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_slovo_v_zhizni_rebenka.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное слово в жизни ребенка.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги и психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и другие).
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, так как она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событий до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи определили характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности.
Поэтому, только на определенной ступени и лишь в результате целенаправленного воспитания воможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.
Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.
Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Еще необходимо создание условий для творческих проявлений детей.
Культура речи. Главный её результат – умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. «Хорошая речь» - это богатство, точность и выразительность.
Развитие образной речи необходимо рассматривать как работу над овладением детьми всеми сторонами речи(фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Усваивая содержание, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.
Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.
В средней группе воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (эпитеты, сравнения, образные слова и выражения).
После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, на простые вопросы по художественной форме.
Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
Анализ произведения должен быть таким, чтобы дети смогли почувствовать и понять его идейное содержание и художественные достоинства.
Вопросы должны выделять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи.
Дети учатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.
Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов.
Моделирование эпизодов сказки облегчает усвоение её образного содержания. Выполнение творческих заданий играет особую роль для развития образной речи детей.
Ежедневное знакомство детей с литературными произведениями может проходить в различной форме: на занятиях, в свободном общении воспитателя с детьми вне занятий (рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах, рассказывание «руками»). Главная цель общения педагога и ребенка – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление для родителей--Агрессия и неприличные слова в жизни ребенка
Статья о том,как родителям справляться с детской агрессивностью,застенчивостью;что делать если ребенок кусается или произносит нецензурные слова...
«Художественное слово в жизни ребенка»
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...
Художественное слово в жизни ребенка.
Материал для самообразования педагогов ДОУ....
Художественное слово в жизни ребенка
В помощь воспитателю, для оформления родительского уголка...
Методическая разработка. "Использование художественного слова в жизни детей"
Уважаемые родители! Ваш ребенок подрос. Ему уже больше двух лет.Бесспорно, Вы родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и а...
"Художественное слово в жизни младшего дошкольника"
Приёмы разучивания стихотворений....
"Художественное слово в жизни ребёнка"
Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества, должно начинаться с первых лет его жизни,...