"Художественное слово в жизни младшего дошкольника"
статья по художественной литературе (младшая, средняя группа) на тему

Переверзева Татьяна Николаевна

Приёмы разучивания стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

                               статья

ТЕМА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО В ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

                                                                                                Воспитателя  ГБДОУ № 78

                                                                                                Переверзевой Татьяны Николаевны

       Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы,

мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

        С младшей группы мы начинаем знакомить дошкольников с художественными произведениями разных жанров. При этом развиваем у детей способность слушать различные литературные произведения; эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета; вырабатываем отношение к книге как к произведению эстетической культуры.

         В средней группе углубляется знакомство детей с художественной литературой. Фиксируется внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения), на особенности различных жанров. Побуждать детей эмоционально и выразительно передавать содержание небольших произведений, читать наизусть стихотворения, частично участвовать в  инсценировках известных литературных произведений.

         Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. Она не может  быть продолжена младшими дошкольниками самостоятельно в силу того, что они в большинстве своём не умеют читать, и зависят от партнёра взрослого.

           Помимо занятий по ознакомлению с художественной литературой очень важно уделять этой деятельности время вне занятий.

          Все занятия начинаются в игровой форме, с проблемной ситуации или с сюрпризного момента. Это даёт возможность повысить интерес к обучению, обеспечить благоприятную атмосферу.

          При ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, замечено, что труднее всего детям даётся стихотворение и его запоминание.

          Нелегко запомнить то, что не связано с опытом ребёнка, его личными переживаниями, интересами, потребностями. Когда нет мотивации для запоминания, тогда нет и результативной деятельности.

           Разучивая с детьми стихи, мы часто убеждены, что «повторение – мать учения».

Однако, от многократного повторения, ребёнок может даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Можно призвать на помощь и другие виды памяти, например, зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Но самая сильная память – эмоциональная.

           Значит, разучивание должно быть делом весёлым, эмоциональным, при этом содержание стихотворения – осязаемым, видимым, представляемым. Существуют различные приёмы быстрого запоминания стихотворений.

           Некоторые, я использую в своей работе:

1. «Разучивание стихотворения по картинкам». Предложить детям представить лестницу и на каждой её ступеньке разложить весь текст стихотворения (с  помощью картинок), а потом мысленно шагать по ступенькам и читать. Например, стихотворения: Ю. Тувима «Овощи», И. Токмаковой «Медведь», произведения К. Чуковского, З. Александровой «Ёлочка», А. Плещеева «Сельская песня», «Осень наступила», С. Михалкова «Андрюшка», Г. Лагздынь «Репка». Песенки, потешки: «Тили - бом! Тили – бом!», «Жили у бабуси», «Чики – чики – чикалочки», «Дед хотел уху сварить» и др.

2.  «Разучивание в процессе подвижной игры». Например: «Огуречик, огуречик», «Мыши водят хоровод», «Идёт коза рогатая», «Зайка серенький», А. Барто «Мишка косолапый».

3. «Речь с движением (жестами)». Воспитатель читает стихотворение, одновременно показывая, какие действия там происходят. Дети должны повторять слова и движения.

«Показывая» стихотворение первый раз, педагог даёт указания по выполнению тех или иных движений, затем ограничивается показом и выразительным чтением. Например, стихотворение: К. Чуковского «Закаляка», колыбельная М.Ю. Лермонтова «Спи младенец мой прекрасный», А. Барто «Лошадка», потешки «Как у нашего кота» и др.

4. «Разучивание стихотворения с диалогами, по ролям». Быстро запомнить текст с диалогами и действиями помогают различные виды театров с атрибутами. Например:  В. Орлов «С базара», «Почему медведь зимой спит», «Разговор лягушек» перевод с чешского С. Маршака, «Гуси, вы гуси», «Ножки, ножки, где вы были?», «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушка», «Телефон» К. Чуковского.

5. «Доскажи словечко». Знакомя детей со стихотворным творчеством, учим их подбирать рифму (складные слова), развиваем умение слышать «складное – нескладное». Например:

К. Чуковского «Ёлка»  Были бы у ёлочки ножки

                                        Побежала бы она по …(дорожке)

Е. Благинина «Ёлка»    На дворе снежок идёт,

                                        Скоро праздник …(Новый год)

6. «Песочная сказкотерапия». Игры руками в песке стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка, развивают тактильно – кинетическую чувствительность, помогают в работе над речью ребёнка (словарным запасом, грамматическим строем, связной речью), быстрому запоминанию текстов. Например, обыгрывая стихотворения и потешки: «Зайчишка – трусишка», Л. Завальнюк «По грибы, по ягоды», А. Барто «Кораблик».

           При разучивании некоторых произведений можно использовать несколько приёмов. У детей дольше сохраняется интерес к занятию и это способствует быстрому запоминанию стихотворения. Например: «Закаляка» К. Чуковского – «по картинкам», «по ролям», «речь и жест». «Кисонька – мурысонька» - «по картинкам», «по ролям» и т. д.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественное слово в жизни ребенка»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...

Художественное слово в жизни ребенка.

Материал для самообразования педагогов ДОУ....

Художественное слово в жизни ребенка

В помощь воспитателю, для оформления родительского уголка...

Методическая разработка. "Использование художественного слова в жизни детей"

Уважаемые родители! Ваш ребенок подрос. Ему уже больше двух лет.Бесспорно, Вы родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и а...

"Художественное слово в жизни ребёнка"

Знакомство детей с произведениями искусства,  с сокровищницей русской и мировой литературы,  с лучшими образцами устного народного творчества, должно начинаться с первых  лет его жизни,...

Художественное слово в жизни ребенка

Статья для воспитателей ДОО....

Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании младшего дошкольника»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Художественная литература рассказывает о труде и жизни людей, об их делах и подвигах, о событиях из детской жизни...