Несколько шагов к развитию речи ребенка. Мнемотаблицы
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Материал консультации содержит в себе сведения об использовании мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц для развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsy_vosstanovlen.docx | 320.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Несколько шагов к развитию речи ребенка /Мнемотаблицы/
Учите ребенка каким-нибудь
неизвестным пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету.
К.Д. Ушинский
Родители и педагоги очень часто сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить короткое стихотворение и тот же самый ребенок с легкостью воспроизводит сюжет мультфильма. Почему? А когда во время занятия дети слушают вроде бы внимательно, но одни помнят, о чем шла речь, а другие забыли. В такой ситуации на помощь приходят картинки. Для того, чтобы помочь малышам усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире, логопеды и педагоги применяют специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии речи детей.
Что представляет собой мнемотехника?
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания», технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Название данной методики происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности Мнемозины.
Мнемотехника – это популярная методика, суть которой состоит в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с последующим ее воспроизведением при помощи изображений.
Идея технологии состоит в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и, таким образом, весь текст изображается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или знаки-символы.
Схемы служат зрительным планом, который помогает ребенку воссоздать услышанное. Мнемотаблицы успешно используют логопеды. Мнемотехнику использовали в своей практике еще Аристотель и Гиппократ.
Преимущество мнемотаблиц перед другими технологиями состоит в том, что они значительно облегчают процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи. Благодаря красочным зрительным схемам малыши учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями. Таким образом, мнемотаблицы позволяют эффективно решать следующие задачи:
- развитие связной речи;
- пополнение словарного запаса;
- развитие памяти, внимания и образного мышления;
- развитие мелкой моторики;
- преобразование образов в символы;
- сокращают время обучения.
Мнемотехнику можно использовать во всех областях образовательной деятельности, так как мнемотехника многофункциональна. Применение мнемотаблиц в процессе обучения способствует успешному освоению детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Главное при составлении мнемотаблиц – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
При использовании мнемотаблиц можно выделить несколько этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
- Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (запоминание).
- Графическая зарисовка мнемотаблицы.
- Воспроизведение детьми каждой таблицы при показе ему.
В качестве примера предлагаем использование мнемотаблицы для заучивания стихотворения «Веселый снеговик»:
Веселый снеговик
Ирина Гурина
По сугробам, напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!
Аналогичная схема представлена для заучивания стихотворения
«Дед Мороз проспал в постели»
Дед Мороз проспал в постели
Т. Мельникова
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня,
Где вы вьюги, где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре!
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Рекомендуется начинать работу с детьми с простейших мнемоквадратов, потом перейти к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемотаблицы эффективны в обучении составлению описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, явлениях природы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
За основу в работе с детьми можно брать готовые схемы Т.А. Ткаченко и сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой. Можно использовать данные схемы в готовом виде, можно внести свои изменения, а так же очень просто изготовить их самим.
Мнемотаблицы для детей должны быть обязательно яркими, красочными, иметь упрощенное графическое изображение, абстрактные символы должны быть преобразованы в образы. При выполнении этих правил использование мнемотаблиц упрощает процесс запоминания, способствует возникновению у детей устойчивого интереса к различным образовательным областям, способствует развитию связной речи, положительно влияет на умственные способности детей и готовность к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"
Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...
Мастер класс " Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:1. Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку ...
Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны.
ull;Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». •Сравнительно недавно педагоги стали использовать синквейн как метод развития речи....
Консультация для педагогов "Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать в...
«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...