«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».
учебно-методический материал по развитию речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных организациях (группах раннего возраста в детских садах, организациях дополнительного образования).
Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями Программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И. Лисиной.
Программа «Первые шаги» построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребёнка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При её разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.
Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Программа «Первые шаги» может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobushki.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА » Г. НАДЫМА)
«Организация деятельности по развитию речи ребенка
раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».
Учитель-логопед:
Федченко Л.Р.
г. Надым
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных организациях (группах раннего возраста в детских садах, организациях дополнительного образования).
Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями Программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И. Лисиной.
Программа «Первые шаги» построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребёнка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При её разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.
Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Программа «Первые шаги» может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Цель Программы «Первые шаги» — развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Исходными теоретическими позициями Программы являются концепция генезиса общения ребёнка М.И. Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.
В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребёнка раннего возраста выступает общение ребёнка со взрослым и ведущая предметная деятельность.
Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества — познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и др.
В Программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка.
Содержательный раздел Программы «Первые шаги» построен с учётом возрастных особенностей детей и направлен на формирование и полноценное становление ведущей для дошкольников игровой деятельности, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста. Этот раздел охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО:
• Познавательное развитие, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей.
• Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым.
• Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения.
• Художественно-эстетическое развитие, направленное на при общение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.
• Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Одним из центральных направлений педагогической работы с детьми раннего возраста является развитие речи. Известно, что этот период является решающим этапом становления и развития речи. В этой сфере выделяется несколько конкретных образовательных задач:
• развитие понимания речи (пассивной речи);
• развитие активной речи;
• формирование фонематического слуха;
• развитие речи как средства управления своим поведением (т.е. планирующей и регулятивной функций речи).
Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием.
Для развития активной речи необходимо побуждать детей к подражанию речи взрослого, стимулировать и поддерживать инициативные обращения детей к педагогам и сверстникам, создавать условия для расширения словарного запаса и усложнения грамматического строя речи.
Развитие понимания и активной речи тесно связано с развитием фонематического слуха. Фонематический слух формируется как при восприятии слышимой речи, так и при проговаривании ребёнком слов вслед за взрослым. Поэтому необходимо пробуждать и поддерживать внимание и интерес детей к слышимой речи, побуждать повторять речевые образцы, предлагаемые взрослым.
Развитие речи как средства управления своим поведением предполагает побуждение детей к выполнению простых словесных инструкций взрослого с опорой и без опоры на наглядные образцы, а также к выполнению собственных словесных «инструкций», связанных с действиями.
Несмотря на различие этих задач, все аспекты речевого развития осуществляются в неразрывном единстве и предполагают общие психолого-педагогические условия.
Известно, что речь прежде всего необходима для общения между людьми. На этапе возникновения речи чрезвычайно важно качество общения взрослых с ребёнком. Малыши охотнее всего вступают в речевое взаимодействие с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, ласку, играют с детьми. Такого взрослого дети охотно слушают, именно ему ребёнку хочется что-то «сказать», предложить какое-то действие, задать вопрос, подражать его словам. Поэтому необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребёнком эмоциональных контактов, организация совместных игр с предметами, т.е. вовлечение детей в ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение. Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную тёплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние напряжённости, тревоги, вызванное излишней требовательностью, строгостью воспитателя, подавляет речевую инициативу детей. Чтобы пользоваться речью, ребёнку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают, понимают и принимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все речевые и иные обращения ребёнка, поощряли и поддерживали их. Любое обращение ребёнка
к взрослому следует использовать для того, чтобы завязать беседу с ним, а не просто удовлетворить его просьбу. Речь педагога должна не только адресоваться группе детей, но и лично каждому ребёнку. Этим обеспечивается привлечение внимания ребёнка к речи и готовность ответить на неё.
На этапе становления речи большое значение имеет слышимая ребёнком речь окружающих взрослых. Поэтому к ней предъявляются особые требования. Речь взрослых должна быть правильной, отчётливой, неспешной, эмоционально выраженное определённым тоном, помогает маленькому ребёнку лучше понять смысл слов. Для обогащения словарного запаса, усложнения грамматического строя речи детей важно, чтобы речь взрослого была более сложной, чем речь ребёнка, и по структуре, форме фраз, лексической новизне. Она должна давать ребёнку более сложные образцы, чем те, которыми ребёнок уже владеет. Вместе с тем взрослые должны стремиться к тому, чтобы их речь была понятна ребёнку, касалась интересных и важных для него тем. Всё это способствует вовлечению в речевой контакт со взрослым.
Речь взрослого, обращённая к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, купание и т.п. В процессе совместного решения разнообразных жизненных задач у малыша возникает естественная потребность в слове.
Все гигиенические процедуры нужно обязательно сопровождать ласковым разговором, включать в беседу соответствующие моменту стихотворения, присказки, песенки. Укладывание детей спать следует сопровождать колыбельными. Одевая малышей на прогулку, взрослый называет все предметы одежды и действия, побуждает малыша к общению и участию в процессе одевания, приговаривая: «Надели ботиночки. Теперь что будем надевать? Курточку? Где твоя курточка, Люся? Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Молодец!»
Однако речевое взаимодействие взрослых с детьми не должно ограничиваться бытовыми ситуациями. Взрослые в течение дня рассказывают детям обо всём, что происходит вокруг, о том, что видят и что делают дети.
Возрастные характеристики развития речи детей 1,5-3 лет
Словарь | Грамматический строй речи | Подготовительный к связной речи | Звуковая культура речи |
Различают и называют за воспитателем предметы ближайшего окружения, называют свое имя, имена родителей, ближайших родственников. | Морфология и словообразование: учатся согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) Синтаксис: употребляют некоторые вопросительные слова (кто?, что?, где?) и несложные фразы, состоящие из 3-4 слов (Кисонька- мурысонька, куда пошла?) | Дети односложно отвечают на вопросы взрослого, повторяют за взрослым одно-двусловное предложение, участвуют в играх с предметами, понимают речь взрослого, выполняют простейшие указания. | Развивается речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Развивается слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса. Правильно произносят некоторые звуки раннего онтогенеза. Осознанно подражают произнесению целого слова |
Методы и приемы развития речи
Наглядные | Словесные | Практические, игровые |
|
|
|
Перспективный план НОД по развитию речи в ранней группе (1,5 – 3 лет)
(2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год)
Литература: Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста
«ПЕРВЫЕ ШАГИ», часть 1 и 2.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь |
Цель: Формировать умение детей слушать друг друга. Развивать слуховое внимание. Закреплять коммуникативные навыки. Воспитывать дружеские отношения. Материал: игрушка (кукла Маша) Стр. 26. №1. 2ч.
Цель: Формировать умение детей подражать друг другу. Развивать слуховое внимание, артикуляционный аппарат. Закреплять умение слушать внимательно воспитателя. Воспитывать дружеские отношения друг к другу. Материал: игрушка (мишка). Стр. 30.№ 13. 2ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение выполнять простые движения и действия в связи с текстом. Развивать словарный запас детей. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к художественной литературе. Материал: детские стульчики, зонтик. Стр. 52.№ 48. 2ч.
Цель: Формировать умение соотносить движения рук (пальчиков) с текстом; Развивать моторику рук. Закреплять коммуникативные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: игрушка (зайчик) Стр. 36.№ 23. 2ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей называть животных и их детенышей. Развивать словарный запас детей. Закреплять знания и умения навыков детей о первичных представлениях о животных. Воспитывать интерес и любовь к диким и домашним животным. Материал: картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Стр. 113. № 42. 1ч.
Цель: Формировать умение детей жестами изображать ответы. Развивать артикуляционный аппарат. Закреплять коммуникативные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Стр. 121. № 49. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей внимательно слушать взрослого. Развивать артикуляционный аппарат. Закреплять коммуникативные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: мяч. Стр. 86. № 2. 1ч.
Цель: Формировать умение детей использовать не только игрушки, но и картинки с изображением предметов. Развивать артикуляционный аппарат. Закреплять знания о семейных традициях. Воспитывать любовь к близким. Материал: кукла, картинки с изображением различных предметов, игрушки, грибочек, юла, цветочек и т. д., коробочка, мешочки. Стр. 107. № 33. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
октябрь |
Цель: Формировать умения и навыки детей к КГН. Развивать речь детей. Закреплять знания об одежде. Воспитывать интерес к художественной литературе. Материал: одежда детей, книга со стихотворениями Е. Благининой «Научу обувать-ся», Н. Саконской «Где мой пальчик?», «Маша варежку надела». Стр. 81. №4.. 1ч.
купания». Цель: Формировать умение детей выполнять движения в связи с текстом. Развивать речь детей. Закреплять знания КГН. Воспитывать интерес к художественной литературе. Стр. 81. №5. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей выполнять движения в связи с текстом. Развивать речь детей. Закреплять моторные навыки. Воспитывать интерес к художественной литературе. Материал: игрушка коза Стр. 92. №14. 1ч.
Цель: Формировать умение детей подражать взрослому. Развивать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: игрушка (мишка). Стр. 94. №20. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умения детей внимательно слушать взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение вести диалог с персонажем. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: мишка (игрушка). Стр. 85. № 1. 1ч.
Цель: Формировать умения детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: кукла (игрушка). Стр. 86. № 4. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умения детей доставлять друг другу удовольствие от этой игры. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать воспитателя. Воспитывать Материал: мишка, зайка, птичка, козочка, собач-ка (игрушки). Стр. 106. № 32. 1ч.
Цель: Формировать умения соотносить движения рук (пальчиков) с текстом. Развивать моторику рук, речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать любовь и дружеские взаимоотношения. Материал: картинки с изображением гусей. Стр. 120. № 47. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
ноябрь |
Цель: Формировать умения детей совместную игру взрослого с ребенком, сопровождать подходящими стихами. Развивать речь детей. Закреплять умение вести диалог. Воспитывать любовь и интерес к игрушкам. Материал: кукла (игрушка). Стр. 77. № 1. 1ч.
Цель: Формировать умения детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: воротца, машинка, шарик, мячик, кубики (игрушки) Стр. 86. № 3. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умения детей обращаться к взрослым и сверстникам с просьбами. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать интерес и любовь к игрушкам. Материал: кукла, собачка, ля-гушка, корова (игрушки). Стр. 107. № 34. 1ч.
Цель: Формировать умения детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать интерес и любовь к игрушкам. Материал: куклы (игрушки). Стр. 110. №38, ч 1. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умения детей слушать внимательно воспитателя. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать художественную литературу. Воспитывать любовь друг к другу. Материал: (игрушка). Стр. 80. № 3. 1ч.
Цель: Формировать умения детей внимательно слушать воспитателя. Развивать речь детей. Закреплять КГН. Воспитывать любовь друг к другу. Материал: иллюстрации. Стр. 82. № 6. 1ч ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умения детей выполнять движения в связи с текстом. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: игрушки Стр. 92. № 15. 1ч.
Цель: Формировать умения детей выполнять движения в связи с текстом. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: игрушки Стр. 93. № 19. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
декабрь |
Цель: Формировать умения детей обращать внимание на явления природы. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать художественную литературу. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: иллюстрации. Стр. 77. № 2. 1ч.
Цель: Формировать умения детей рассматривать картинки и называть, что на ней изображено. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: развивающая игра «Домино» (картинки на разную тематику). Стр. 113. № 41. 1ч ЗКР как часть на содержании основной темы |
похлопали». Цель: Формировать умения детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать воспитателя. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: кукла, собачка, лягушка, корова (игрушки). Стр. 87. № 5. 1ч.
Цель: Формировать умения детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать воспитателя. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: куклы, игрушки. Стр. 87. № 6. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умения детей умения детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать воспитателя. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: иллюстрации. Стр. 49. № 42. 2ч.
Цель: Формировать умения детей выполнять движения в связи с текстом. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Материал: иллюстрации. Стр. 49. № 43. 2ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умения детей узнавать животных по имитации взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать любовь и интерес к животным. Материал: игрушки (лошадка, козочка, коровка, собачка и др.) Стр. 103. № 27. 1ч.
Цель: Формировать умения детей узнавать животных. Развивать речь детей. Закреплять умению правильному произношению. Воспитывать любовь и интерес к животным. Материал: ширма, игрушки (кошка, собачка, птичка, лягушка, петушок). Стр. 103. № 26. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
январь |
Цель: Формировать умение соотносить движения рук (пальчиков) с текстом; Развивать речь детей. Закреплять коммуникативные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: картинки. Стр. 122. № 52. 1ч.
Цель: Формировать умение соотносить движения рук (пальчиков) с текстом; Развивать речь детей. Закреплять коммуникативные навыки. Воспитывать интерес и любовь к цветам. Материал: иллюстрации. Литература: Стр. 122. № 53. 1ч ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: игрушки, музыкальные произведения. Стр. 88. № 7. 1ч.
Цель: Формировать умение выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: музыкальные произведения. Стр. 88. № 8. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей наблюдать за действиями взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умению помогать друг другу. Воспитывать любовь и интерес к взрослым. Материал: иллюстрации. Стр. 83.№ 8. 1ч.
Цель: Формировать умение детей понимать смысл потешек и песенок. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: иллюстрации. Стр. 83. № 7. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы | |
февраль |
Цель: Формировать умение детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: иллюстрации. Стр. 94. № 21. 1ч.
Цель: Формировать умение детей называть предметы. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру. Материал: мешочек, игрушки (кубик, шарик, расческа, чашечка, машинка и др.). Стр. 105. № 31. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей прослушивать короткие стишки без опоры на наглядность. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: иллюстрации. Стр. 95. № 23. 1ч.
Цель: Формировать умение детей выполнять движения в связи с текстом. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: игрушки, музыка. Литература: Стр. 92. № 17. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей выполнять движения в связи с текстом. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: иллюстрации. Стр. 119. № 46. 1ч.
Цель: Формировать умение детей соотносить движения рук (пальчиков) с текстом; Развивать речь детей. Закреплять моторные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: иллюстрации. Стр. 121. № 50. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей участвовать в импровизации сказок с использованием игрушек. Развивать речь детей. Закреплять умение детей слушать сказки. Воспитывать интерес к художественной литературе. Материал: персонажи кукольного театра. Стр. 89. № 10. 1ч.
Цель: Формировать умение детей сопровождать показ рассказом, останавливаясь на той картинке, которая особенно понравилась детям. Развивать речь детей. Закреплять умения детей называть сказки уже им известные. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Материал: видеофильмы. Стр. 89. № 9. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
март |
Цель: Формировать умению детей соотносить движения рук (пальчиков) с текстом; Развивать речь детей. Закреплять моторные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: иллюстрации. Стр. 92. № 16. 1ч.
Цель: Формировать умению побуждать детей прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с объектами, издающими эти звуки, и стимулировать звукоподражание. Развивать речь детей. Закреплять умение детей слушать и дифференцировать слова, четко различающиеся по звуковому составу, в последующем все более близкие по звучанию. Воспитывать интерес к художественной литературе. Материал: иллюстрации. Стр. 98. № 2. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умению детей выполнять движения вместе с воспитателем. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: иллюстрации, цветы. Стр. 33. № 19. 2ч.
Цель: Формировать умению детей изображать фигуру человека на весь лист. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: листы картона, фломастеры, цветные мелки. Стр. 66. № 69. 2ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умению детей заботиться о птичке. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать интерес и любовь к игрушкам. Материал: игрушки (птичка, тарелочка, кукольный сервиз, зернышки). Стр. 109. № 37. 1ч.
Цель: Формировать умению детей узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать интерес к окружающему миру. Материал: иллюстрации. Стр. 115. № 45. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей строить вместе, сообща. Развивать речь детей. Закреплять умение заботиться о кукле. Воспитывать интерес и любовь к игрушкам. Материал: игрушки (кубики, кукла). Стр. 63. № 64. 2ч.
Цель: Формировать умение детей помогать друг другу. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать интерес и любовь к игрушкам. Материал: разноцветные бусы крупного размера, веревочка, большая кукла. Стр. 64. № 65. 2ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
апрель |
Цель: Формировать умению детей способствующие выработке у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы. Закреплять знания о детских произведениях. Воспитывать интерес к художественной литературе. Материал: иллюстрации. Стр. 89. № 11. 1ч.
Цель: Формировать умению детей продолжать некоторые слова или строки вместе со взрослым. Развивать речь детей. Закреплять умение детей в заучивании полюбившимся ими стихов. Воспитывать интерес к художественной литературе. Материал: иллюстрации. Стр. 96. № 24. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
автомобиль» Цель: Формировать умению детей выполнять движения вместе с воспитателем. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Материал: руль или машинка (игрушки). Стр. 54.№ 50. 2ч.
Цель: Формировать умению детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Материал: детские стульчики. Стр. 39. № 30. 2ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умению детей соотносить движения рук (пальчиков) с текстом; Развивать речь детей. Закреплять моторные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Стр. 91. № 13. 1ч.
Цель: Формировать умению детей соотносить движения рук (пальчиков) с текстом. Развивать речь детей. Закреплять моторные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Стр. 90. № 12. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умению детей сопровождать свои действия словами. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать интерес и заботу к игрушкам. Материал: игрушки (конструктор детский, кукла.) Стр. 110. № 39. 1ч.
Цель: Формировать умению детей соотносить движения рук (пальчиков) с текстом. Развивать речь детей. Закреплять моторные навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Стр. 123. № 54. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
май |
здороваются» Цель: формировать умение соотносить движения рук (пальчиков) с текстом; Развивать речь детей. Закреплять моторные навыки Воспитывать дружеские отношения. Стр. 122. № 51. 1ч.
Цель: Формировать умение детей помогать друг другу. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские отношения. Материал: игрушки (кукла, кукольная мебель, посуда, расческа, одежда для куклы). Стр. 109. № 36. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение детей с помощью движений и жестов изображать предмет. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские отношения. Материал: игрушки. Стр. 59. № 59. 2ч.
Цель: Формировать умению детей выполнять движения вместе с воспитателем. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские отношения. Материал: дудочка. Стр. 54. № 51. 2ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умению детей выполнять движения по показу взрослого. Развивать речь детей. Закреплять знания о музыкальных инструментах. Воспитывать дружеские отношения. Материал: колокольчик. Стр. 108. № 35. 1ч.
Цель: Формировать умению детей фонематического слуха способствующим играм с использованием слов, близких по звучанию. Развивать речь детей. Закреплять умению правильному произношению. Воспитывать дружеские отношения. Материал: картинки с изображением предметов, названия которых имеют близкий звуковой состав. Стр. 104. № 28. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Цель: Формировать умение различать на слух и произносить слова как близкие, так и различные по звучанию. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские отношения. Материал: игрушки (домик, мышка, мишка, матрешка, мартышка, петрушка, неваляшка) Стр. 104. № 29. 1ч.
Цель: Формировать умению детей выполнять движения вместе с воспитателем. Развивать речь детей. Закреплять умение слушать. Воспитывать дружеские отношения. Материал: кукла Стр. 95. № 22. 1ч. ЗКР как часть на содержании основной темы |
Звуковая культура речи
Планирование работы по ЗКР | Требования к содержанию и методам воспитания по ЗКР | Структура занятия по ЗКР | |
Работа по ЗКР требует особого подхода, специальных приемов, ее проведение должно быть выделено в отдельное занятие. Занятия проводятся не от случая к случаю, а систематически. В раннем возрасте ежедневно организуются игры-занятия, которые проводят как в индивидуальном порядке, так и с небольшими группами, длительность до 10 минут. В возрасте от 3 -4 года проводятся по подгруппам как часть занятия по развитию речи (не реже одного раза в неделю до 5 мин) и как самостоятельные занятия (не менее 1 раза в месяц) С детьми, которые не усвоили или плохо усвоили материал по ЗКР – проводится индивидуальная работа. Работа вне занятий – на гимнастике, прогулке, в часы игр, во время утреннего приема и перед уходом детей домой. |
| Постановка звука. Вводная часть.
Основная часть.
Уточнение артикуляции изучаемого звука: - изолированного (с изменением силы голоса, темпа, ритма) -в слогах и звукоподражаниях; -в словах. 3. Упражнения на развитие речевого слуха. Заключительная часть.
| Дифференциация звуков Вводная часть.
направленной воздушной струи. Основная часть.
- изолированных -в слогах -в словах. 3. Автоматизация изучаемых звуков: А) воспроизведение слоговых дорожек Б) работа со словом (работа со словами паронимами, деление карточек на 2 группы, произношение слов сложной звуко-слоговой структуры). Заключительная часть.
|
Структура занятия по звуковой культуре речи в раннем дошкольном возрасте
Звук «А»
- Упражнения направленные на выработку подвижности артикуляционного аппарата и обеспечивающие четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.
- При знакомстве с новым звуком или звукоподражанием необходимо многократное повторение их взрослым и ребенком. Если это возможно связать звук или звукоподражание с конкретным образом (ф – песенка ежика, пи –пи – пищит мышонок и т.д.)
- Побуждая ребенка произносить звук (звукоподражания) необходимо помнить, что заданий игрового характера должно быть не менее 3-4. например, вначале дети поют песенку Аленушке, а потом показывают горло доктору Айболиту и т.д.
- Детям предлагают 3-4 звукоподражания, в которых имеется отрабатываемый звук ( фу, фью, уфф, бам, бим-бом, баю-баю) Звукоподражание необходимо включить в рассказ взрослого( или инсценировку), сопровождаемый показом наглядного материала. Здесь возможны такие задания: на различение звукоподражаний; на воспроизведение заданного взрослым темпа речи, высоты и силы голоса.
Дети упражняются в произношении звука в словах и фразовой речи. Используются такие варианты: рассказ воспитателя (без показа или с показом отдельных действий) ; инсценировка ; договаривание слов в знакомых детям стихах, дидактические и подвижные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию и закреплению первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста. Тема: «В гости к Зимушке-зиме…»
Цель: развитие и закрепление первичных представлений об объектах окружающего мира; Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: формировать умения детей устанав...
Консультация по программе воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» авторов Смирнова Е.О., ГалигузоваЛ.Н., Мещерякова С.Ю.
Раннее детство – уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Недаром говорят, что до пяти лет закладываются основы личности....
Картотека к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»
Картотека игр занятий (речь) к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые Шаги"....
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»
Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей...
Реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» в МБДОУ д/с № 22
Реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» в МБДОУ д/с № 22...
Оснащение РППС в рамках краевой апробационной площадки ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Апробация комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» на базе МБДОУ д/с № 22
Оснащение РППС в рамках краевой апробационной площадки ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Апробация комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» ...