Кружок по речевому развитию "Веселый язычок" для детей 3-4 лет.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Предлагаемую разработку кружка можно использовать в работе по речевому развитию детей воспитателю доу, как общеразвивающего вида, так и в группе коррекционной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_yazychok.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
работы кружка
«Веселый язычок»
возраст детей 3-4 года
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме кружка. Кружковая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1.1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
1.2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
1.3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Цели и задачи программы
Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и мелкой моторики рук, а также создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
2.Ожидаемый результат:
• В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нѐба, щѐк);
• Выработка точных и четких движений кистей и пальцев рук;
• Сформированность правильного физиологического и речевого дыхания;
• Сформированность фонематических процессов.
3.Организация деятельности кружка
- Требования к обучающимся: дети дошкольного возраста.
- Срок реализации программы: 4 года.
- Форма обучения: очная.
- Календарный учебный график: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
- Режим обучения:
Младший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 15 минут;
Старший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 30 минут.
4. Перспективно-тематическое планирование
Месяц/ неделя | Тема/Цель: | Методы и приёмы: | |
Октябрь | 1 | Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата». Цель: Формировать элементарное представление детей об органах артикуляции: рот, зубы, губы, язык и нёбо. Знакомство с основными движениями языка | 1. «Сказка о весёлом язычке» 2. Упр. на мелкую моторику «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки». 3. Развитие дыхания: «Согрей ладошки». 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук». |
2 | Тема: «Выработка длительного выдоха». Цель: Добиваться длительного, непрерывного выдоха | 1. Артик. упр. для губ и языка с картинками («Улыбка», «Дудочка», «Заборчик») 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания игра: «Подуй на листик» 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Послушаем звуки вокруг нас». | |
3 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (А)» Цель: «Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд» | 1. Артикуляционное упражнение «Окошко». Игра «Кормление птенцов». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки - индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, все красивы, хороши. 3. Развитие дыхания: «Малыш плачет». Вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (А) 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (А) Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука» 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит?» голоса домашних птиц | |
4 | Тема: «Воспитание чёткого произношения звука (А) в словах». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (А) в словах | 1. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье», «Оближем губки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Вот стоит чудесный сад: сливы, вишни, виноград, яблоки и груши. Для нашего Ванюши». 3. Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу» (А-А-А) 4. Автоматизация звука (А) в словах и предложениях. Физкультминутка: «Выросли деревья в поле». 5. Развитие фонематического слуха: «Громко-тихо» (Кукла плачет) | |
Ноябрь | 1 | Тема: «Звукоподражание. Кто как кричит» Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей. | 1. Артикуляционное упражнение «Лошадка» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: Упр. «Котенок» (вдох носом, на выдохе ртом пропеваем - мяу), упр. «Сдуй карандаш». 4. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит» (домашние животные). |
2 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (У)» Цель: Добиваться умения вытягивать губы вперёд трубочкой. | 1. Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Хоботок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания. Вдох носом, на выдохе губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (У) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Высоко – низко». (У-у-у) -поёт медведь и (у-у-у) поёт птичка. | |
3 | Тема: «Закрепление произношения звука (У). Цель: Добиваться длительного произнесения звука (У) | 1. Артикуляционное упражнение «Поезд». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания. Упражнение «Ладошки греем», дуем на ладошки губы вытянуты. 4. Автоматизация звука (У) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук» | |
4 | 1. Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (И)». 2. Цель: Воспитывать у детей умение растягивать губы в улыбке, показывая верхние и нижние передние зубы. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран. 3. Развитие дыхания. Упражнение «Сдуй салфетку со стола». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (И) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». | |
Декабрь | 1 | Тема: «Закрепление произношения звука (И). Цель: Добиваться длительного произнесения звука (И) | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка – заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек). 4. Автоматизация звука (И) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Кто как кричит» (домашние животные) с усложнением (мама и детёныш). |
2 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (О)». Цель: Формировать умение детей выдвигать губы вперёд, округляя их. | 1. Артикуляционное упражнение «Окошечко», «Бублик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (О) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». | |
3 | Тема: «Закрепление произношения звука (О). Цель: Добиваться чёткого произношения звука (О) | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка-трубочка», «Заборчик – окошечко». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика). Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота». 4. Автоматизация звука (О) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: различение неречевых звуков. | |
4 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (М)». Цель: Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка- заборчик», «Сомкнем губки» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёлочка». Перед нами ёлочка, шишечки иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и свечки зайки, человечки. 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (М) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Различение звучания музыкальных инструментов. | |
1 | Тема: «Закрепление произношения звука (М). Цель: Добиваться чёткого произношения звука (М) | 1. Артикуляционные упражнения «Качели», «Часики». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Прогулка». 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять, бабу снежную лепили птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись, все в снегу дамой пришли, съели суп и спать легли. 3. Развитие дыхания: «Фокус». 4. Автоматизация звука (М) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд» | |
2 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (П)». Цель: Научить детей без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Качели», «Часики». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежок через трубочку». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (П) Физкультминутка «Снеговик». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». | |
3 | Тема: «Закрепление произношения звука (П). Цель: Учить детей чётко произносить слова со звуком (П). | 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Задуем свечи на торте». 4. Автоматизация звука (П) в словах и предложениях. Физкультминутка «На горке». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». | |
Февраль | 1 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Б)». Цель: Учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Дракончик» 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Б) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». |
2 | Тема: «Закрепление произношения звука (Б). Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Б) в словах. | 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков (Би). 4. Автоматизация звука (Б) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу». «Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай». | |
3 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Ф)». Цель: Учить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слога ФА. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Ф) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А)» | |
4 | Тема: «Закрепление произношения звука (Ф)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Ф) в словах , названиях игрушек. | 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слогов (фа-фо - фу-фы). 4. Автоматизация звука (Ф) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». | |
Март | 1 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (В)». Цель: Учить детей приподнимать верхнюю губу, показывая передние зубы | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Киска сердится» 2. Массаж ладошек шестигранным карандашом. «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик». 3. Развитие дыхания: «Задуем свечу» 4. Отработка звука (В) изолированно, в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (О) |
2 | Тема: «Закрепление произношения звука (В)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (В) в словах и предложениях. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Киска сердится» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Дождик» 3. Развитие дыхания: Упр. «Теплый ветерок» Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай. 4. Отработка звука (В) в словах и предложениях (У нашего Ванечки маленькие валенки). 5. Развитие фонематического слуха: «Угадай, кто идёт» (вук барабана - медведь-, металлафона - мышка). | |
3 | Тема: «Дифференциация звуков В-Ф в словах и предложениях». Цель: Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков (В-Ф) в речи. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания: «Громко-тихо». Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают. 4. Отработка различения звуков (В-Ф) в словах и предложениях. Пересказ рассказа «Ёж». Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (У)». | |
4 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Т)». Цель: научить детей поднимать широкий передний край языка наверх. | 1. Артикуляционные упражения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания: «Шарик». Вдох — надуваем животик, выдох сдуваем животик. 4. Отработка изолированного произношения звука (Т), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори за мной» дети отстукивают ритмический рисунок. | |
Апрель | 1 | Тема: «Закрепление произношения звука (Т)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Т) в словах и предложениях. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Сдуй цветок с ладони». 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Охотник». «Хлопни, когда услышишь звук (Т)» (среди других звуков, слогов). |
2 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Д)». Цель: Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Чей кораблик уплывёт дальше». 4. Отработка изолированного произношения звука (Д), в слогах, словах («Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д-д-д») Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: определение неречевых звуков. | |
3 | Тема: «Закрепление произношения звука (Д)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Д) в словах и предложениях. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Играем на дудочке» (ротовой выдох «ду-ду-ду»). 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди других звуков». | |
4 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (К)». Цель: Добиваться от каждого ребёнка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Колобок». 4. Отработка изолированного произношения звука (К), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (И)». | |
Май | 1 | Тема: «Закрепление произношения звука (К)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (К) в словах и предложениях. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Вдохни аромат цветов (вдох носом, на выдохе – А-а-а-х). 4. Отработка произношения звука (К) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: повторить слоговой ряд. |
2 | Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Г)». Цель: Добиваться от каждого ребёнка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Надуй шарик». 4. Отработка изолированного произношения звука (Г), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». | |
3 | Тема: «Закрепление произношения звука (К)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (К) в словах и предложениях. | 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота». 4. Отработка произношения звука (Г) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (определение звука (Г) в слогах и словах). | |
4 | Итоговая диагностика детей. Анализ результатов диагностики. |
5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
1-я подгруппа
п/п | Ф.И. ребёнка | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Состояние артикуляционной моторики | Фонематические восприятие | Звукопроизношение (звуки раннего онтогенеза) | Состояние активного словаря | Связная речь | Уровень развития |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
2-я подгруппа
п/п | Ф.И. ребёнка | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Состояние артикуляционной моторики | Фонематические восприятие | Звукопроизношение (звуки раннего онтогенеза) | Состояние активного словаря | Связная речь | Уровень развития |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
Условные обозначения диагностических параметров:
3 – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно;
2 – незначительные отклонения от нормы (не грубое нарушение), ребёнок выполняет задание с помощью взрослого;
1 – значительное отклонение от нормы (грубое нарушение), ребёнок не может выполнить задание.
Результаты диагностики уровня развития детей
Уровень | Начало года | Конец года | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Норма | ||||
Незначительные отклонения от нормы | ||||
Значительное отклонение от нормы |
Анализ, комментарии:
6. Формы подведения итогов
Диагностика проделанной работы
7. Список литературы
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Книголюб, 2004. – 56с. (Логопедические технологии).
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. Москва, 2014г.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова – Волгоград.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва 2005
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. -32 ч.: ил.
- Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях. Москва, 2014г.
- Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. Москва.2013г.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми - М,1994 г.
- Т.Л. Чернова 500 оригинальных пальчиковых игр/Т.Л. Чернова; худож. Е. Кравцова. – Харьков: Книж. Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный Клуб» Клуб семейного досуга», 2012.- 256с.: ил.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Просвещение, 1981.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2007. – 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУЖОК ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "светофорчик"
кружок познавательно-речевого развития...
Кружок по речевому развитию " Словотворчество" старший дошкольный возраст
Рабочая программа кружка созданная на основе парциальной программы О.С. Ушаковой "Развитие речи детей 6-7 лет"...
Кружок познавательно-речевой направленности "Всезнайки"
Цель кружка: воспитать интеллектуально развитую личность, развивать аналитическое восприятие и мышление.Задачи кружка:Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.Развивать простран...
Отчёт о проделанной работе. Кружок по речевому развитию "Говорушки"
Из опыта работы "Кружок Говорушки"...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно"(речевое направление )для детей 4-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Кружок по речевому развитию "Говорунишка". Средняя группа
кружок по речевому развитию говорунишка в средней группе...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...