Кружок познавательно-речевой направленности "Всезнайки"
материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Цель кружка: воспитать интеллектуально развитую личность, развивать аналитическое восприятие и мышление.
Задачи кружка:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vseznayki_gruppa_skazka_kachmasheva_m.g.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Выполнила: воспитатель
семейной группы «Сказка»
Качмашева М.Г.
Шаранга
2015г
Кружок «Всезнайки» познавательно-речевой направленности
для детей второй младшей группы
Пояснительная записка
Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой — Игра.
Ребёнку исполнилось три года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
- Можно ли учить трёхлетнего ребёнка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим?
К трём годам у ребёнка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определённое русло.
Трёхлетний ребёнок может учиться, и научить его можно очень многому. Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Наша задача – не научить ребёнка чему-то необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно умело вводя интеллектуальные игры.
Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным. Что же такое «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию. А это в жизни очень пригодится!
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешом. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму).
Таким образом, блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра, поэтому мы организовали кружок «Всезнайки», где дети могут поиграть с блоками Дьенеша.
Цель кружка: воспитать интеллектуально развитую личность, развивать аналитическое восприятие и мышление.
Задачи кружка:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Воспитывать самостоятельную, инициативную, настойчивую в достижении цели личность.
Формы работы:
Подгруппа детей (5-6 человек).
Сроки реализации: с 1 сентября 2015г. по 31 мая 2016 года
Режим проведения: одно занятие в неделю (четверг), продолжительностью 15 минут.
Методическое обеспечение:
Игры
-«Логические блоки» Дьенеша;
- «Сложи узор»;
- карточки с изображением символов;
- игрушки ёжика и лисёнка.
Содержание кружка
Месяц, неделя | Тема | Содержание |
Сентябрь 1 неделя 03.09 | Знакомство с блоками Дьенеша | Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними. |
2 неделя 10.09 | Игры – задания с блоками Дьенеша. Игра «Сложи узор». |
- познакомить с игрой «Сложи узор», развивать сообразительность, внимание, мышление. |
3 неделя 17.09 | Восприятие формы. Игры с блоками Дьенеша. |
- упражнять в последовательности расположения фигур.
- упражнять в группировке фигур.
- продолжать упражнять в группировке фигур по форме. |
4 неделя 24.09 | Восприятие Формы. Игры с блоками Дьенеша |
- упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах.
- упражнять в наложении фигур, помочь воспринять фигуру не зависимо от положения фигуры в пространстве.
- закрепить знание фигур на основе практических действий. |
Октябрь, 1 неделя 01.10 | Восприятие формы. Игры с блоками Дьенеша. |
- развивать мыслительные операции, формировать умение группировать фигуры по форме.
- упражнять в тактильном восприятии формы.
- выявить на основе сравнения закономерность в расположении предметов по форме и продолжать её.
|
2 неделя 08.10 | В мире цвета Игра «Сложи узор». |
- упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов.
- формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий. |
3 неделя 15.10 | Восприятие цвета Игры с блоками Дьенеша. |
- развивать умение ориентироваться в мире цвета, внимание.
- упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке.
- упражнять в классификации по двум свойствам – по форме и цвету, развивать мышление. |
4 неделя 22.10 | Восприятие цвета. |
- упражнять в рисовании переходов цветовых оттенков неба, воды, лесной зелени, деталей цветка.
- развивать воображение. |
Ноябрь, 1 неделя 05.11 | Восприятие цвета. |
- упражнять в смешивании разных красок для получения новых цветовых оттенков. Что бывает такого цвета?
|
2 неделя 12.11 | Восприятие размера (большой, маленький). Игры с блоками Дьенеша. |
- упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление.
- формировать умение характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме).
- познакомить с карточкой – символом большой – маленький. |
3 неделя 19.11 | Восприятие размера. Игры с блоками Дьенеша. |
- упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький), развивать мышление, математические способности.
- упражнять в классификации фигур по двум свойствам (по величине и по цвету или по величине и по форме). |
4 неделя 26.11 | Восприятие толщины. Игры с блоками Дьенеша. |
- развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине), подводить к пониманию отрицания свойств.
- продолжать знакомство с толщиной фигур, упражнять в сравнении по одному или по двум свойствам (по толщине и по цвету, по толщине и по форме или по толщине и по величине). |
Декабрь, 1 неделя 03.12 | Восприятие толщины. Игры с блоками Дьенеша. |
- продолжать сравнивать фигуры по толщине, вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий.
- закреплять представления свойств предметов путём введения символического обозначения свойств. |
2 неделя 10.12 | Знакомство с символами. |
- продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм).
- упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление. |
3 неделя 17.12 | Игра «Сложи узор». |
- предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки).
- развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности. |
4неделя 24.12 | Знакомство с символами. |
- введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам.
- упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины. |
Январь,
1 неделя 14.01 | Символы. |
- закреплять знания символического обозначения свойств фигур.
- развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов. |
2 неделя 21.01 | Игра «Сложи узор» Игра с блоками Дьенеша. |
- развивать сообразительность, мыслительные процессы, воображение.
- продолжать подводить к пониманию отрицания свойств фигур, классифицировать фигуры по одному свойству. |
3 неделя 28.01 | Упражнения с блоками Дьенеша. |
- формировать умение классифицировать фигуры по одному свойству.
- упражнять в классификации фигур по двум свойствам, понимать отрицание свойств. |
4 неделя | Игры с блоками Дьенеша. |
Варианты:
- упражнять в сравнении фигур по одному и по двум свойствам, закреплять знание символов. |
Февраль, 1 неделя 04.02 | Игры с блоками Дьенеша. |
- формировать умение анализировать фигуры по двум (трём) свойствам.
- продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление. |
2 неделя 11.02 | Игра «Сложи узор». |
- развивать сообразительность, пространственное воображение, цветоощущение, умение анализировать.
- предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить постройки в соответствии со схемой. |
3 неделя 18.02 | Символы. |
- упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением.
- упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность, усидчивость, точность выполнения задания. |
4 неделя 25.02 | Игры с блоками Дьенеша. |
- упражнять в классификации фигур по одному, двум свойствам.
- продолжать вводить в словарь ребёнка слова обозначающие символы. |
Март, 1 неделя 03.03 | Игры с блоками Дьенеша. |
- продолжать закреплять представления о свойствах предметов путём введения символов с отрицанием свойств.
- продолжать вводить символы с отрицанием свойств. |
2 неделя 10.03 | Игры с блоками Дьенеша. |
- упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление.
- закреплять знание символов, уметь рассказывать о них. |
3 неделя 17.03 | Игра «Сложи узор». |
- продолжать строить постройки в соответствии со схемой.
- развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание. |
4 неделя 24.03 | Игры с блоками Дьенеша. |
- упражнять в оперировании двумя свойствами.
- упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции. |
Апрель, 1 неделя 07.04 | Тренировочные задания по карте. |
|
2 неделя 14.04 |
- развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание. | |
3 неделя 21.04 | Игры с блоками Дьенеша |
- закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. |
4 неделя 28.04 | Игра «Сложи узор». |
- продолжать строить постройки в соответствии со схемой.
- развивать творческое воображение. |
Май, 1 неделя 05.05 | Игры с блоками Дьенеша. |
Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам.
- закреплять знание символического обозначения свойств. |
2 неделя 12.05 | Игры с блоками Дьенеша |
- (усложнённый вариант игры) формировать умение классифицировать фигуры по нескольким свойствам. |
3 неделя 19.05 | Игры с блоками Дьенеша. |
Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление.
- упражнять в обобщении, развивать познавательные процессы, мыслительные операции. |
4 неделя 26.05 | Игры с блоками Дьенеша. |
«О коте» - развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУЖОК ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "светофорчик"
кружок познавательно-речевого развития...
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...
Кружок «Всезнайки» познавательно-речевой направленности
Кружок «Всезнайки» познавательно-речевой направленности...