Кружок познавательно-речевой направленности "Всезнайки"
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Качмашева Марина Геннадьевна

Цель кружка:  воспитать интеллектуально развитую личность, развивать аналитическое восприятие и мышление.

Задачи кружка:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование).
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_vseznayki_gruppa_skazka_kachmasheva_m.g.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

                                                                                         Выполнила: воспитатель

                                                                               семейной группы «Сказка»

                                                                                         Качмашева М.Г.

Шаранга

 2015г

Кружок «Всезнайки» познавательно-речевой  направленности

для детей второй младшей группы

Пояснительная записка

Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой — Игра.

Ребёнку исполнилось три года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

- Можно ли учить трёхлетнего ребёнка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим?

К трём годам у ребёнка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определённое русло.

Трёхлетний ребёнок может учиться, и научить его можно очень многому. Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Наша задача – не научить ребёнка чему-то необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно умело вводя интеллектуальные игры.

Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным. Что же такое «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.     Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию. А это в жизни очень пригодится!

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешом. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму).

Таким образом, блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра, поэтому мы организовали кружок «Всезнайки», где дети могут поиграть с блоками Дьенеша.

Цель кружка:  воспитать интеллектуально развитую личность, развивать аналитическое восприятие и мышление.

Задачи кружка:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование).
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельную, инициативную, настойчивую в достижении цели личность.

Формы работы:

       Подгруппа детей (5-6 человек).

Сроки реализации: с 1 сентября 2015г. по 31 мая 2016 года

Режим проведения: одно занятие в неделю (четверг), продолжительностью 15 минут.

Методическое обеспечение:  

Игры

-«Логические блоки»  Дьенеша;

- «Сложи узор»;

- карточки с изображением символов;

- игрушки ёжика и лисёнка.

Содержание кружка

Месяц,

неделя

Тема

Содержание

Сентябрь

1 неделя

03.09

Знакомство с блоками Дьенеша

Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними.

2 неделя

10.09

Игры – задания с блоками Дьенеша.

Игра «Сложи узор».

  • Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего  цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т.д.
  • Дай мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
  • «Сложи дорожку из кубиков»

- познакомить с игрой «Сложи узор», развивать сообразительность, внимание, мышление.

3 неделя

17.09

Восприятие формы.

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Построим башню»

- упражнять в последовательности расположения фигур.

  • «Спрятались от дождя»

- упражнять в группировке фигур.

  • «Посади на свою скамеечку»

- продолжать упражнять в группировке фигур по форме.

4 неделя

24.09

Восприятие

Формы.

Игры с блоками Дьенеша

  • «Найди своё место»

- упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах.

  • «Найди место треугольнику»

- упражнять в наложении фигур, помочь воспринять фигуру не зависимо от положения фигуры в пространстве.

  • «Обведи фигуру карандашом»

- закрепить знание фигур на основе практических действий.

Октябрь,

1 неделя

01.10

Восприятие формы.

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Где мой вагончик»

- развивать мыслительные операции, формировать умение группировать фигуры по форме.

  • «Чудесный мешочек»

- упражнять в тактильном восприятии формы.

  • «Собери бусы»

- выявить на основе сравнения закономерность в расположении предметов по форме и продолжать её.

 

2 неделя

08.10

В мире цвета

Игра «Сложи узор».

  • «Собери капельки»

- упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов.

  • «Сложи жёлтую дорожку»

- формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий.

3 неделя

15.10

Восприятие цвета

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Найди похожие домики»

- развивать умение ориентироваться в мире цвета, внимание.

  • «Какого цвета не хватает?»

- упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке.

  • «Сложи узор из кружков и квадратиков»

- упражнять в классификации по двум свойствам – по форме и цвету, развивать мышление.

4 неделя

22.10

Восприятие цвета.

  • «Нарисуй природу»

- упражнять в рисовании переходов цветовых оттенков неба, воды, лесной зелени, деталей цветка.

  • «Придумай название своему рисунку»

- развивать воображение.

Ноябрь,

1 неделя

05.11

Восприятие цвета.

  • «Смешай разные краски»

- упражнять в смешивании разных красок для получения новых цветовых оттенков. Что бывает такого цвета?

  • Нарисуй новой краской то, что бывает такого цвета.

2 неделя

12.11

Восприятие размера (большой, маленький).

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Что изменилось»

- упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление.

  • «Что лишнее»

- формировать умение характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме).

  • «Кто в домике живёт?»

- познакомить с карточкой – символом большой – маленький.

3 неделя

19.11

Восприятие размера.

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Угостим белочек грибами»

- упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький), развивать мышление, математические способности.

  • «В гости  к белочкам»

- упражнять в классификации фигур по двум свойствам (по величине и по цвету или по величине и по форме).

4 неделя

26.11

Восприятие толщины.

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Угощение для медвежат»

- развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине), подводить к пониманию отрицания свойств.

  • «Садовники»

- продолжать знакомство с толщиной фигур, упражнять в сравнении по одному или по двум свойствам (по толщине и по цвету, по толщине и по форме или по толщине и по величине).

Декабрь,

1 неделя

03.12

Восприятие толщины.

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Найди пару»

- продолжать сравнивать фигуры по толщине, вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий.

  • «Искатели клада»

- закреплять представления свойств предметов путём введения символического обозначения свойств.

2 неделя

10.12

Знакомство с символами.

  • «Искатели клада»

- продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм).

  • «Кодовый замок»

- упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление.

3 неделя

17.12

Игра «Сложи узор».

  • «Сложи узор по карточке»

- предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки).

  • «Зимняя дорожка»

- развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности.

4неделя

24.12

Знакомство с символами.

  • «Цепочка»

- введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам.

  • «Садовник»

- упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины.

Январь,

 

1 неделя

14.01

Символы.

  • «Что это за символ?»

- закреплять знания символического обозначения свойств фигур.

  • «Найди все фигуры как эта»

- развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов.

2 неделя

21.01

Игра «Сложи узор»

Игра с блоками Дьенеша.

  • «Сложи различные дорожки»

- развивать сообразительность, мыслительные процессы, воображение.

  • «Не такой»

- продолжать подводить к пониманию отрицания свойств фигур, классифицировать фигуры по одному свойству.

3 неделя

28.01

Упражнения с блоками Дьенеша.

  • Найди все фигуры как эта по цвету (по форме, размеру).
  • Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру).

- формировать умение классифицировать фигуры по одному свойству.

  • Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
  • Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру).

- упражнять в классификации фигур по двум свойствам, понимать отрицание свойств.

4 неделя

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Цепочка»

Варианты:

  1. чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  2. чтобы рядом были фигуры такие (показываю любой символ);
  3. чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.).

- упражнять в сравнении фигур по одному и по двум свойствам, закреплять знание символов.

Февраль,

1 неделя

04.02

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Раздели фигуры»

- формировать умение анализировать фигуры по двум (трём) свойствам.

  • «Второй ряд»

- продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление.

2 неделя

11.02

Игра «Сложи узор».

  • «Сложи дорожку по схеме»

- развивать сообразительность, пространственное воображение, цветоощущение, умение анализировать.

  • «Зоопарк»

- предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить постройки в соответствии со схемой.

3 неделя

18.02

Символы.

  • «Каждому символу своё место»

- упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением.

  • «Все в ряд»

- упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность, усидчивость, точность выполнения задания.

4 неделя

25.02

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Заселим домики»

- упражнять в классификации фигур по одному, двум свойствам.

  • «Переводчики»

- продолжать вводить в словарь ребёнка слова обозначающие символы.

Март,  

1 неделя

03.03

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Помоги Незнайке»

- продолжать закреплять представления о свойствах предметов путём введения символов с отрицанием свойств.

  • «Игра с одним обручем»

- продолжать вводить символы с отрицанием свойств.

2 неделя

10.03

Игры с блоками Дьенеша.

  • «На свою веточку»

- упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление.

  • «Искатели клада»

- закреплять знание символов, уметь рассказывать о них.

3 неделя

17.03

Игра «Сложи узор».

  • «Зоопарк»

- продолжать строить постройки в соответствии со схемой.

  • «Покажи символ»

- развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание.

4 неделя

24.03

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Помоги Незнайке»

- упражнять в оперировании двумя свойствами.

  • «Третий лишний»

- упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции.

Апрель,

1 неделя

07.04

Тренировочные задания по карте.

  • Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.
  • Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.
  • Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав, скажи каких из них нет в таблице.

2 неделя

14.04

  • Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.
  • «Куда спрятался щенок»

- развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.

3 неделя

21.04

Игры с блоками Дьенеша

  • «Поиск затонувшего клада»

- закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.

4 неделя

28.04

Игра «Сложи узор».

  • «Зоопарк»

- продолжать строить постройки в соответствии со схемой.

  • Придумай рассказ о своём зоопарке.

- развивать творческое воображение.

Май,

1 неделя

05.05

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Найди выход»

Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам.

  • «Покажи соответствующую фигуру»

- закреплять знание символического обозначения свойств.

2 неделя

12.05

Игры с блоками Дьенеша

  • «Раздели фигуры»

- (усложнённый вариант игры) формировать умение классифицировать фигуры по нескольким свойствам.

3 неделя

19.05

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Мышки – норушки»

Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление.

  • «Все символы в одном месте»

- упражнять в обобщении, развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

4 неделя

26.05

Игры с блоками Дьенеша.

  • «Житейские истории»

«О коте»

- развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...

Кружок «Всезнайки» познавательно-речевой направленности

Кружок «Всезнайки» познавательно-речевой  направленности...