Конспект занятия по речевому развитию по теме "Лиса и журавль" с использованием серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дмитриева Олеся Валерьевна
Разработка конспекта занятия по речевому развитию "Лиса и журавль" с использованием сюжетных картинок в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0ba9-0000a7e8-d2c7b2ce.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида

Разработка конспекта занятия по речевому развитию по теме

 «Лиса и журавль» с использований серии сюжетных картин»

Составитель: Новикова Олеся Валерьевна

Санкт - Петербург

2018

1.  Цель занятия: учить детей пересказывать сказку с помощью серии сюжетных картин.

2.  Задачи:

  • продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана иллюстрации к сказке, отражающие последовательность событий; образовывать и употреблять прилагательные;
  • развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память, внимание;
  • воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

3. Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний и умений.

4. Форма занятия: традиционная.

5. Продолжительность: 25 минут.

6. Участники: воспитатель и дети старшей группы.

7. Возраст обучающихся: 5-6 лет.

8. Оборудование и материалы: ноутбук, колонки, доска, 4 картинки – иллюстрации к сказке Л.Н.Толстого «Лиса и журавль», раздаточный материал, состоящий из таких же 4 картинок – иллюстраций, аудиозапись сказки http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html, выставка книг с русскими сказками, портрет Л.Н.Толстого.

9. Предварительная подготовка.

Изучение русских народных сказок, рассказ воспитателя о русских писателях-сказочниках, рисунки по русским народным сказкам.

10. Методы и приемы работы с детьми.  

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: демонстрация и подбор картинок, подбор слов, беседа, уточнений слов, игра, объяснение, слушание, воспроизведение, повторное проговаривание, указания, оценка детской речи, вопрос, игровые приемы.

11. Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организация детей

  • Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).
  • Создание мотивации, интереса к занятию: просмотр выставки книг; короткое объяснение известной ребенку сказки; знакомство с писателем Л.Н.Толстым и настрой на знакомство с его сказкой «Лиса и журавль».

5 минут

Основная часть занятия

1.Работа с новыми словами. Пополнение словарного запаса слов.

2. Чтение сказки воспитателем.

3. Расстановка иллюстраций к сказке в нужном порядке. Работа в парах. Проверка выполнения задания на доске.

4.Ответы детей на вопросы воспитателя по сказке с использованием иллюстраций.

5. Разные ответы на один и тот же вопрос (смысл сказки).

 6. Динамическая пауза. Игра с мячом «Добавь прилагательное»

7. Слушание сказки (аудиозапись) с целью подготовки пересказа.

8. Пересказ сказки с использованием картинок.

17 минут

Окончание занятия

  • Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).

2. Переключение детей на другой вид деятельности. 

3 минуты

12. Ход занятия.

  • Организация детей.
  • Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).

2.Создание мотивации, интереса к занятию.

  • Ребята, какие книжки представлены сегодня на выставке?О чем они?

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую сказку и очень коротко объяснить всем, о чем в ней говорится. (Примерный ответ: Сказка «Колобок» о том, как Лиса перехитрила Колобка.).

  • Кто изображен на портрете? (Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, который написал для детей много сказок. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и журавль», которую записал для нас Л.Н.Толстой).

  • Основная часть занятия.

  • Воспитатель выставляет на доску серию из четырех сюжетных картин к сказке «Лиса и Журавль» и уточняет с детьми значение понятий окрошка, званый (обед), стряпать, потчевать, кум, кума, врозь и др.

  • Воспитатель читает текст сказки:

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

- Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

- Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

- Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

- Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

  • Воспитатель обращает внимание детей на картинки и предлагает поработать в парах.
  • Расставьте картинки в соответствии с сюжетом сказки (в нужном порядке).

Воспитатель просматривает правильность выполнения задания в группах.

Для проверки вызывает по одному ребенку к доске и предлагает восстановить порядок расположения картин.

  • Воспитатель задает вопросы к сказке, на которые просит отвечать полным предложением (к каждому фрагменту рассказа воспитатель задает разные вопросы, опрашивая после каждого из них нового ребенка, предлагает использовать картинки):
  • Для чего Лиса пригласила Журавля?
  • Она действительно хотела его угостить?
  • Для чего Журавль пригласил Лису?
  • Можно сказать, что они были друзьями?
  • Когда говорят знакомому «голубчик, дорогой, куманек»?
  • Почему Журавль не мог есть кашу?
  • Почему Лиса не могла есть окрошку?
  • Как Журавль ел окрошку?
  • Какая часть тела помогла ему?
  • В какое горлышко Журавль просунул клюв?
  • Как помогли Журавлю длинные ноги?

  • Воспитатель просит детей давать разные ответы на один и тот же вопрос: Почему закончилась дружба Лисы и Журавля?

Каждый ответ анализируется и, в случае необходимости, корректируется.


6. Динамическая пауза. Игра с мячом.

Воспитатель просит детей продолжить начатую фразу и обязательно добавить в нее прилагательные; затем бросает мяч, говоря: Лиса подружилась… (с высоким, гордым Журавлем); Лиса наварила…; Журавль пригласил…; Журавль наготовил…; Лиса размазала…; Журавль налил…; Журавль стоял…; Лиса махнула….

7. Воспитатель предлагает учащимся прослушать аудиозапись сказки http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html с установкой на пересказ, адресуя детей к изображениям на картинках. Обращает внимание на то, что поощряются сохранение выражений из текста сказки, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказа.

8. В зависимости от времени, оставшегося до конца занятия, воспитатель опрашивает 4—5 детей. Дети при пересказе используют картинки. Каждому рассказу дается короткая установочная оценка.

  • Окончание занятия.

1.Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).

2. Переключение детей на другой вид деятельности. 

13. Литература.

  • Аудиосказки для детей http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html
  • Калинина Т. В. Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 532-535.
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. http://www.cow-leech.ru/docs/index-610.html?page=9
  • Пыхова О. Структура занятия в ДОУ по ФГОС. http://www.maam.ru/detskijsad/struktura-zanjatija-v-dou-po-fgos.html
  • Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. / Издательство: Академия, 2014 г.
  • Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Гриф МО РФ. / Издательство: Сфера, 2017 г.
  • Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Методическое пособие. / Издательство: Сфера, 2015 г.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. / Издательство: Владос, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».

В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определ...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами»

Программное содержание:Образовательные: Обучать детей составлять небольшие описательные рассказы, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения; упражнять в умении вести диалог, употреблять с...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Перелетные птицы»

ЦЕЛЬ:Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игр «Путешествие в сказочную страну»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игр«Путешествие в сказочную страну»Подготовил воспитатель группы «Ручеек»Пронягина Ольга Е...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игр

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игрПодготовил воспитатель группы «Ручеек»Пронягина Ольга Евгеньевна Цель: расширение предста...