Методическая разработка "Народные жанры-сказка
методическая разработка по развитию речи на тему
Данная разработка будет полезна для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУЗ Специализированный психоневрологический дом ребенка№13
Адмиралтейского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
Народные жанры-сказка
Исполнитель: воспитатель
высшей категории Говоркова Р.Д.
Санкт-Петербург
2018
Сказки - важные воспитательные средства, в течение столетий выработанные и проверенные народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок - тонким и веселым юмором. Важнейшей особенностью сказок является - дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания. Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно исправил их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.
Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя нравственных основных заповедей. Игра и прелесть сказки — в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам все новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует. В этом — секрет сказки.
В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных, порой фантастических поступков.
Значение сказки в развитии детей трудно переоценить - это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка.
Цель, методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи через сказку.
Цель: распространение опыта работы с детьми раннего возраста в результате использования в воспитательно – образовательном процессе сказки.
Последовательность знакомства со сказкой
Восприятие литературного произведения только тогда будет эффективным, когда он к нему подготовлен. Прежде всего, необходимо научить ребёнка слушать сказки, т.е. сформировать у него элементарное представление о жанре, воспитать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. А для этого надо обращать внимание малыша не только на содержание, но и на образный язык сказок, привлекая его к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок персонажей. Передавая слова разных героев, ребёнок может повторить интонации взрослого, и это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выраженности в более старшем возрасте.
После чтения литературного произведения неплохо побеседовать с малышом, чтобы уточнить, как он понял содержание произведения, его идею, образные слова и выражения. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного.
Ребёнок, повторяя слова из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносном смыслом.
Требования, предъявляемые к рассказыванию сказки
- Текст народной сказки должен быть неторопливым.
- В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями.
- Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры.
- Требует внимания рассказчика структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки - собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети
примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий, о которых начал, читать рассказчик.
5. В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.
6. Концовка сказки - свидетельство завершения повествования. Интонация концовки - непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.
Основные методы и приемы
На занятиях по развитию речи при ознакомлении детей раннего возраста с художественным произведением основными методами развития речи у детей являются практические методы и приёмы.
Метод имитации
Заключается в том, что и обучающий, и обучаемый говорят одно и то же, но по- разному: обучающий несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, а обучаемый слушает и повторяет, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т.д.). Для воспитателя важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребёнка. Этот метод применяется с самой ранней возрастной ступени и на всех последующих. Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе
общения с ребёнком во время выполнения бытовых процедур (купания, одевания).
Приёмы реализации метода имитации:
- Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим (малыш рассматривает свои руки, наблюдает за руками взрослого и одновременно повторяет за ним, имитирует его речь);
- Игры; в процессе игр речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами;
- опора на словесный образец (словесное представление): дети повторяют фразу, произнесённую воспитателем («Водичка, водичка, умой моё личико»).
Метод беседы - разговора
Более сложный для ребёнка метод обучения речи - это метод разговора, его ещё называют методом вопросов и ответов, методом беседы.
Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Оба они говорят, но не одно и тоже (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребёнка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употреблять их к месту.
Приёмы реализации метода беседы-разговора:
Приёмов большое количество: наблюдение, приём опоры на картинку с вопросом - заданием, словесно-дидактические игры, загадки.
Метод пересказа
Метод пересказа обогащает речь всеми компонентами языка
(лексической, грамматической интонациями), тренирует связную речь. Состоит в чтении или рассказывании художественного произведения взрослым и в повторении (пересказ) его ребёнком. Ребёнок пересказывает по возможности законченный текст. Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время.
Приёмы пересказа:
- Игры в любимых героев.
- Инсценировка сказок.
- Словесное описание после просмотра картинки
Чтобы работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, на примере следующих таблиц показываю, как можно использовать народное творчество на занятиях с детьми второго года жизни.
№ | Тема | Название игр | Потешки, прибаутки песенки | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Звукоподражания, |
1 | Сказка «Курочка Ряба» | Подвижная игра «Пляшут малыши», Хороводная игра «Вот наш Сашенька встает» Словесная игра «Курочка хохлатка» | «Курочка Рябушечка» «Вышла курочка гулять» | Бабка, деда, стол, курочка, домик, яичко. | Снесла, бил-бил, била-била, Не разбил, не разбила, упало. | Простое, золотое. | Ко-ко-ко, пи-пи-пи |
2 | Сказка «Репка» | Подвижная игра «Пляшут малыши», Хороводная игра «Наша Машенька встает» Словесная игра «Дедушка Егор репку сажал» | «Еду к деду, бабке, еду к деду». | Дед, баба, репка, собачка, кошка, мышка, внучка маша, Жучка | Позвал, тянет, вытащил. | Большая, пребольшая. | Ав-ав, мяу-мяу, пи-пи. |
3. | Сказка «Колобок» | Подвижная игра « Зайцы и волк» | «Колобок», «Шла лисичка по мосту» | Колобок, песенка, деда, баба, заяц, волк, медведь, лиса | Ушел, запел, спел, съела, катится | Румяный, пригоженький, славная | У-у-у, Э-э-э, А-а-а. |
4 | Сказка «Теремок» | Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок» | «Пик-пак-пок» | Теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, медведь. | Заходи, не влезай | Большой, маленький, побольше, месит | Пи-пи-пи, ква-ква-ква, э-э-э. |
5 | Сказка «Три медведя» | «Угощение для Маши» | «Мы считали, мы устали» | Ложка, медведи, тарелка, стол, стул, кровать. | Рычит, сидит, упала, лежит | Большой, поменьше, маленький | |
6 | Сказка Пастушок и коровкеа» | Речевая игра «Зеркало» | «Уж как я свою коровушку люблю», «Ты коровушка ступай» | Поле, удочка, пастушок, коровка | Погуляй, ступай | Чистое | |
7. | Сказка «Пастушок и его семья» | Речевая игра «Петушок и цыплята» Дидактическая игра «Раскладывание листьев по подобию» | «Курочка и цыплята» | Курочка, петушок, цыплята. | Зовет, разбегается | Маленькие, желтенькие, пушистые. | Ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку. |
8 | Сказка «Скотный двор» | Пальчиковая игра «Коза» | «Из-за леса, из-за гор» «Небыличка» | Корова, коза, лошадка, телята, дедушка, внучата | Едет, мычит. | Маленькие, большие, взрослые | Ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку. |
Литература:
- Галанина Н.А. «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» /Дошкольное воспитание, 2008г. №5
- Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» /Дошкольное воспитание, 1995г.№9
- Новицкая М. «Фольклорная школа» /Дошкольное воспитание, 1993 №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе "
Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе для детей. На примере трилогии Н.Н. Носова «О Незнайки»...
Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе для детей. На примере трилогии Н.Н. Носова «О Незнайки».
Введение.Более четверти века назад пришел Николай Николаевич Носов в детскую литературу с первой книгой своих рассказов «Тук-тук-тук!». Можно сказать, что этой книжкой он как бы постучался — тук...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Консультация для педагогов «Роль жанра сказки в развитии детского танцевального и игрового творчества»
Консультация об исользовании сказочных образов при постановке тацевальн-ритмических композиций с вопитанниками старшего дошкольного возраста....
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...