Рабочая программа речевого клуба "Говорушки"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Рабочая программа речевого клуба "Говорушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа речевого клуба "Говорушки" | 51.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 933
«УТВЕРЖДАЮ»
«___»________________
Директор ГБОУ Школа № 933
___________Абдуллаева С.В.
Направленность: социально-педагогическая
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«Говорушки»
Педагог: Евдокимова В.А.
Грешных М.В.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 4 - 7 лет
Программа принята
педагогическим советом
ГБОУ Школа №933
Протокол №_________
От ___________________
МОСКВА, 2015
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Говорушки» является годичной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста.
Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, установленным в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
Образовательная программа построена в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
В последние годы все больше детей дошкольного возраста имеют как легкую, так и тяжёлую речевую патологию. Та и другая в разной степени проявляются в ограниченности словарного запаса, недостаточной сформированности грамматического строя речи и фонетико-фонематического восприятия. У детей значительно снижена речевая активность, языковые средства развиты недостаточно. Для детей с тяжелой речевой патологией функционируют специальные группы в различных учреждениях. В то же время дети с минимальной речевой патологией, являясь группой риска по школьной неуспеваемости, часто не получают систематической коррекционной поддержки. Такие дети нуждаются в направленной помощи по развитию языковых и коммуникативных навыков.
Таким образом, программа является актуальной и рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении. Данная программа представляет развивающую систему, обеспечивающую интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Именно в дошкольном возрасте своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие становления личности ребенка. Благодаря формированию речевых навыков и способностей, чему и посвящена данная программа, у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Особенностью данной программы является реализация в учебно-воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:
- воспитание произносительной культуры речи;
- расширение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- знакомство с художественной литературой.
Перечисленные компоненты речевого развития определяют содержание изучаемого курса.
Цель программы: общее речевое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, направленное на формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие дошкольников.
Задачи обучающие:
• формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать
педагога, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную
задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности);
- формировать учебную мотивацию, положительное отношение к
образовательной деятельности; - формировать умения и навыки связной речи;
- расширять активный словарный запас;
- формировать грамматические навыки в практике речевого общения;
- формировать фонетико-фонематическое восприятие;
- знакомить с художественной литературой как с искусством;
- знакомить с нормами и правилами речевого этикета;
- формировать умения пользоваться нормами и правилами речевого
этикета сообразно ситуации;
развивающие:
- развивать речевые способности;
- развивать произвольность психических познавательных процессов;
- активизировать эмоционально-образную сферу мышления;
воспитательные: - формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать культуру общения.
Организация деятельности объединения
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4-5 лет; детей 5-7 лет.
Занятия проводятся по группам. Наполняемость группы не более 15 человек.
Учебно-тематический план составлен на 28,5 часов на учебный год. Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической позы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры.
В образовательном процессе используются традиционные дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей дошкольников для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе.
Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребёнка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. На занятиях проводятся игры с правилами (дидактические и подвижные), сюжетно-ролевые (творческие). В игре созревает следующая ведущая деятельность ребенка - учебная, а также формируются произвольные психические процессы.
Речь ребёнка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь -основные компоненты психологического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками
(фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми.
Ожидаемые результаты
В результате освоения содержания программного материала дети овладевают речевыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.
Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет
Основные достижения связаны с развитием игровой деятельности, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения (формируется оригинальность и произвольность), развитием памяти (начинает складываться произвольное запоминание), внимания (увеличивается устойчивость внимания), познавательной мотивации (изменяется содержание общения ребенка со взрослым), речи. Речь становиться предметом активности детей. Ребенок интонационно выделяет речь тех или иных персонажей произведений. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
Учебно-тематический план с группой детей 4-5 лет
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Воспитание звуковой культуры речи | 6, 5 4 20 |
2. | Расширение словарного запаса | 7 5 6 |
3. | Формирование грамматического строя речи | 7 6 |
4. | Развитие связной речи речи | 6 3 |
5. | Знакомство с художественной литературой | 2 |
Итого: | 28,5 72 72 |
Содержание изучаемого курса
в группе детей 4 – 5 лет
1. Раздел «Воспитание звуковой культуры речи» (6,5 ч.)
Тема: «Развитие артикуляционного аппарата» (2 ч.)
Развитие координации артикуляционного аппарата (подвижности губ, щек, языка, челюсти). Развитие физиологического и речевого дыхания.
Практическая работа: знакомство с органами артикуляции (губы, зубы, язык, нёбо); артикуляционная и дыхательная гимнастики; рассказы со звукоподражанием, хоровые и индивидуальные повторения потешек, стихотворений с акцентированной артикуляцией заданного звука.
Тема: «Развитие фонематического слуха» (3 ч.)
Развитие слухового внимания на неречевых и речевых звуках. Понятия «звук», «слово».
Практическая работа: угадывание звуков инструментов, бытовых шумов, звуков речи («Где позвонили», «Хлопни, когда услышишь звук…» и др.), вслушивание в звучание слова (игры «Подари словечко», «Скажи, как я», «Эхо», улавливание звучности рифмующихся строчек, самостоятельная рифмовка (игры: «Доскажи словечко», «Помогите Буратино»; загадки - «добавлялки» и т.д.).
Тема: «Интонационная выразительность речи» (1,5 ч.)
Выражение радости, удивления, недовольства.
Практическая работа: вслушивание, повторение интонации (по образцу педагога); игры: «Передай песенку маленькой птички, колокольчика, сердитого и доброго гуся», «Громко - шепотом»; слушанье небольших стихотворений, потешек, шуток; определение характера, настроения героев по голосу педагога; групповое и индивидуальное повторение и заучивание рифмованных строчек, небольших стихотворений с заданной интонацией; отработка интонационной выразительности при чтении поэтических произведений на занятии и праздничных выступлениях.
2. Раздел «Расширение словарного запаса» (7 ч.)
Тема: «Обобщающие понятия» (4 ч.)
Семья. Игрушки. Овощи - фрукты. Животные и их детеныши. Одежда - обувь - головные уборы. Мебель. Посуда. Продукты питания. Транспорт и др. Выделение общих признаков, отнесение понятий к определенной логической группе. Расширение представлений об окружающих предметах.
Практическая работа: рассматривание муляжей, игрушек или предметных картинок; называние, повторение новых слов, обозначающих обобщающие понятия; сравнение признаков (игры: «Чья мама?», «Зоопарк», «Идем в магазин», «Волшебный мешочек», «Кто больше назовет?», «Угадай, что изменилось?» и др., настольно - печатные игры).
Тема: «Понятия «живое - не живое»» (1 ч.)
Выделение существенных признаков одушевленных и неодушевленных предметов.
Практическая работа: наблюдение за объектом; ответы на прямые и косвенные вопросы (кто это? что это? почему?); загадки, игры с мячом: «Живое - неживое», «Кто это - что это?» и др.
Тема:«Расширение словаря предметов, признаков и действий»(2 ч.)
Слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета.
Практическая работа: ответы на вопросы «кто?», « что?», «какой?», «что делает?»; рассматривание и описание предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей; игры в парах «Спроси меня, и я отвечу», «Кто что делает», «Назови определение», «Назови действие» и др.
3. Раздел «Формирование грамматического строя речи» (7 ч.)
Тема: «Словоизменение и словообразование» (3 ч.)
Практическая работа: изменение имен существительных по числам, падежам, образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и др.
Тема: «Согласование слов в предложении» (4 ч.)
Практическая работа: употребление в речи простых видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (по образцу).
- Раздел «Развитие связной речи» (6 ч.)
Тема: «Диалогическая речь» (2 ч.)
Формирование диалогической речи. Составление предложений по вопросам.
Практическая работа: диалогическое общение (ответы детей на вопросы, требующие констатации (что? где? какой?) и рассуждения (как? зачем? почему?), развитие речевой активности в ролевых играх.
Тема: «Монологическая речь» (4 ч.)
Описание. Рассказывание.
Практическая работа: рассматривание предметов, игрушек, предметных картинок; называние не менее 3-х признаков (с помощью педагога); рассказы с опорой на предметные картинки, описание действий предмета (с помощью педагога); описание сезонных изменений в природе (с помощью педагога); игры - инсценировки.
5. Раздел «Знакомство с художественной литературой» (2 ч.)
Тема: «Сказки» (1 ч.)
Русские народные сказки.
Практическая работа: совместное слушание сказок в исполнении педагога, на аудио- и видео - кассетах, рассказывание, сопереживание судьбе героев; игры-инсценировки с использованием игрушек, перчаточных кукол, картинок с изображением героев сказок.
Тема: «Малые фольклорные формы» (1ч.)
Потешки, пестушки, загадки, песенки русского фольклора.
Практическая работа: совместное слушание текстов в исполнении педагога, групповое повторение и заучивание наизусть, игры - драматизации текстов с игрушками и предметами быта.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
- обучающийся умеет внимательно слушать и понимать обращенную к нему
речь; - умеет отвечать на поставленный вопрос;
- владеет навыком составления описательных рассказов по предметным
картинкам;
- умеет относить предметы к определенной логической группе;
- умеет различать понятия «живое - неживое»;
- умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета
(какой?), действие (что делает?);
- умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов,
обозначающих предмет, признак предмета, действие;
- владеет навыком словообразования;
- владеет приемами артикуляционной гимнастики;
- различает гласные звуки, слова по звучанию и протяжности;
- умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
- умеет подчиняться правилам в дидактических играх (сюжетно-ролевых и
настольно-печатных); - умеет объединяться в играх, уважительно относиться к сверстникам и к
старшим; - знает вежливые формы общения;
- знает правила культурного поведения;
- в своих поступках следует хорошему примеру;
- умеет инсценировать сказки по ролям;
- знает несколько малых форм фольклора наизусть.
Возрастные особенности психического развития детей 5-7 лет
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности (игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли), развитием образного мышления (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений), развитием воображения, развитием устойчивости, распределения и переключаемости внимания (наблюдается переход от непроизвольного к произвольному), логического мышления. Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.
Дети могу правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихотворений. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могу пересказывать, рассказывать по картинкам, передавая не только главное, но и детали.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Воспитание звуковой культуры речи | 6,5 4 20 |
2. | Расширение словарного запаса | 6 5 6 |
3. | Формирование грамматического строя речи | 6 6 |
4. | Развитие связной речи речи | 8 3 |
5. | Знакомство с художественной литературой | 2 |
Итого: | 28,5 72 72 |
Содержание изучаемого курса
в группе детей 5 – 7 лет
1. Раздел «Воспитание звуковой культуры речи» (6,5 ч.)
Тема: «Развитие артикуляционного аппарата» (2 ч.)
Развитие координации артикуляционного аппарата (подвижности губ, щек, языка, челюсти). Развитие физиологического и речевого дыхания.
Практическая работа: знакомство с элементами артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, нёбо); артикуляционная и дыхательная гимнастики, рассказы со звукоподражанием, хоровые и индивидуальные повторения потешек, стихотворений с акцентированной артикуляцией заданного звука.
Тема: «Развитие фонетико-фонематического восприятия» (3,5 ч.)
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство детей с анализом обратных слогов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова.
Тема: «Интонационная выразительность речи. Выработка дикции» (1 ч.)
Естественная и произвольная выразительность.
Практическая работа: слушание стихотворений; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию педагога (выражение голосом нежности, тревоги, печали, гордости) при прочтении стихотворений, рассказах из жизни; игры: «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую»», «Так или не так»; проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом (сопровождение речи движениями, которые помогают соразмерить темп речи); различение на слух ритма художественных произведений (сказки, прибаутки и т.д.); выработка умения сознательно согласовывать свой голос с условиями (в общественных местах, при ответах на занятиях, на праздниках, при подаче команды во время игр); упражнения на развитие гибкости голоса («Как позвали мишку?», «Эхо», «Перекличка»); заучивание скороговорок, произнесение их со сменой темпа и силы голоса; игры-соревнования по произнесению трудных слов и сочетаний: «Кто лучше скажет?», «Перекличка», «Телефон».
- Раздел « Расширение словарного запаса» (6 ч.)
Тема: «Обогащение предметного словаря» (3 ч.)
Синонимы, антонимы (без называния понятия).
Практическая работа: сравнивание предметов, определение их сходства и различия, подбор слов, близких по значению со словом, заданным педагогом, с противоположенным значением (игры с мячом: «Назови похожее слово», «Скажи наоборот», игры с куклой, «Волшебный мешочек»).
Тема: «Обогащение словаря действий и признаков» (3 ч.)
Прилагательные, глаголы (без называния понятия).
Практическая работа: наблюдение и распознавание признаков и свойств предметов и явлений; вычленение существенных признаков и сравнение с другими объектами; называние и повторение новых слов; отгадывание загадок, рассматривание картинок, игрушек, просмотр видеофильмов о новых явлениях и предметах, подбор картинок парами по одному заданному признаку.
- Раздел «Формирование грамматического строя речи» (6 ч.)
Тема: «Сложные грамматические формы слов» (3 ч.)
Образование сложных слов. Образование сравнительной степени прилагательных. Склонение некоторых местоимений, числительных и др.
Практическая работа: многократное проговаривание и повторение (хоровое и индивидуальное) правильной грамматической формы употребляемых слов, рассматривание картинок и ответы на вопросы «кто это?», «сколько их?», игры с картинками («Чего не стало?»), упражнения с картинками («Закончи предложение»), игры с игрушками «в поручения» и др.
Тема: «Составление предложений» (3 ч.)
Распространение предложений. Предлоги в предложении. Сложноподчиненные предложения (без называния термина).
Практическая работа: распространение предложений по образцу; употребление однородных подлежащих, сказуемых, подбор точных эпитетов в правильной грамматической форме (игры «Кто дальше уйдет», «Украсим предложение», «Что мы видели в магазине?»); составление сложноподчиненных предложений по образцу (упражнения «Если бы я был...», «Один начинает - другой продолжает»); построение предложений путем полных ответов на вопросы.
- Раздел « Развитие связной речи» (8 ч.)
Тема: «Развитие монологической речи» (5 ч.)
Функции речи: рассуждение, объяснение, обдумывание (без называния терминов). Рассказывание.
Практическая работа: развернутые пояснения наблюдаемого явления; сопоставление предметов и явлений; высказывание своей точки зрения; выявление причины происходящего; составление небольших рассказов по 3-х частным сюжетным картинкам с помощью педагога (фразы - связки).
Тема: «Совершенствование диалогической речи» (3 ч.)
Постановка вопроса, ответ на вопрос.
Практическая работа: понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации; правильное содержательное и речевое оформление вопросов и ответов.
5. Раздел «Знакомство с художественной литературой» (2 ч.)
Тема: «Поэзия» (1 ч.)
Тематические стихотворения русских (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и др.), зарубежных (Г. Виеру, А. Милн и др.) авторов.
Практическая работа: слушание в исполнении педагога, аудио- и видеозаписей, индивидуальное и групповое заучивание; вслушивание в ритм и мелодику поэтического текста и т.д.
Тема: «Малые фольклорные формы» (1 ч.)
Скороговорки, чистоговорки, прибаутки.
Практическая работа: групповое и индивидуальное разучивание; отработка четкого и быстрого произнесения скороговорок, чистоговорок в форме соревнования («Кто быстрее и без ошибок?», «Кто веселее и задорнее?»).
Работа проводится по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Профессии», «Транспорт», «Времена года» и др.
Ожидаемые результаты
- обучающийся умеет внимательно слушать и понимать обращенную к нему
речь; - умеет отвечать на поставленный вопрос;
- умеет относить предметы к определенной логической группе;
- умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов,
обозначающих предмет, признак предмета, действие;
- владеет навыком словообразования;
- владеет приемами артикуляционной гимнастики;
- обучающийся владеет навыком рассуждения, объяснения, обдумывания;
- легко участвует в беседе;
- умеет спокойно отстаивать свое мнение;
- различает слова близкие и противоположные по значению;
- умеет назвать материал, из которого сделан предмет;
- умеет распространять предложения;
- умеет владеть тембром и темпом речи;
- владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает
чувства нежности, тревоги, печали, гордости);
- знает наизусть несколько тематических стихотворений русских и
зарубежных авторов, рифмованные строчки;
- знает наизусть несколько скороговорок, чистоговорок, прибауток;
- выделяет звук из ряда других звуков;
- выделяет ударный гласный в начале слова;
- определяет наличие звука в слове, место звука в слове (начало, середина,
конец); - владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «твердый -
мягкий», «глухой - звонкий»; - умеет подчиняться правилам в дидактических играх (сюжетно-ролевых и
настольно-печатных); - умеет объединяться в играх, уважительно относиться к сверстникам и к
старшим; - знает вежливые формы общения;
- знает правила культурного поведения;
- в своих поступках следует хорошему примеру;
- умеет инсценировать сказки по ролям;
- знает несколько малых форм фольклора наизусть.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Занятия проводятся в отдельном просторном зале, оснащенном столами и стульями по возрасту детей. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам. Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок. Парные картинки. «Алгоритмы» описания игрушек, фруктов, овощей и др. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствование грамматического строя речи, звукового анализа. Картотека словесных игр. Наборы игрушек - героев сказок.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. Игровые
технологии.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
3. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие
коммуникативных способностей ребенка). -Екатеринбург: АРДЛТД, 1998.
- Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение,
1987.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., «Просвещение», 1974.
- Валина В.Учимся, играя. - М.: Новая школа, 1994.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.:
Просвещение, 1997. - Городилова В. И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей
дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1952. - Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. - М.:
Сфера, 2005.
10.Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 -5 лет.-
М.: ГНОМ-ПРЕСС, Новая школа, 1998.
11.Максаков А. И., ТумаковаГ. А. Учите, играя. -М.: Просвещение, 1983.
12.Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М.: Мозаика
- Синтез, 2005.
13.Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. - М.: Школьная пресса, 2006.
14.Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.:
Просвещение, 1984.
15.ТихееваЕ. И. Развитие речи детей. -М.: Просвещение, 1972.
16.Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.
-М.: Просвещение, 1991.
17.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М.: ACT
«Артель», 2003.
18.Ушакова О. С, Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. -
М.: «Сфера», 2005.
19.Фалькович Т. А., БарылкинаМ. П. Развитие речи, подготовка к освоению
письма. -М.: «Вако», 2005.
20.Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. - М.: Прометей;
Книголюб, 2002.
21.Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! - С.-Пб.: Акцидент, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Речевое развитие"
Программа составлена с учетом ФГТ, с указанием источника....
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа "Речевое развитие"
Речевое развитие в ДОУ...
Рабочая программа "Речевичок"
Программа составлена совместно с учителем-логопедом Мелёхиной Ольгой Николаевной и содержит календарно-тематический план в старшей и подготовительной логопедической группе с учётом ФГОС ДО....
Рабочая программа речевого клуба "Болтунишки"
Рабочая программа речевого клуба "Болтунишки"...
Рабочая программа "Речевичок"
Рабочая программа в рамках дополнительного образования кружка "Речевичок"...