Рабочая программа "Речевичок"
методическая разработка
Рабочая программа в рамках дополнительного образования кружка "Речевичок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechevichok.docx | 50.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
в рамках дополнительного образования
кружка «Речевичок»
Пояснительная записка
В соответствии с пунктом 2.6 ФГОС ДО программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Все образовательные области взаимодополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка.
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Наколенный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, т.к. занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.)
При реализации программы используются следующие принципы:
- объективность
- доброжелательность
- активность
- личный интерес
- творческий подход
Методы:
- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.
- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр мнемотаблиц, иллюстраций.
- Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.
«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы решили применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
- Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации).
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы служат в нашей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В нашей работе мы используем мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)
К концу обучения у детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Календарно – тематический план кружка на 1 год обучения
№ | Месяц | Темы | Формы работы |
1 | Октябрь «золотая осень» | 1. «Времена года» Осень 2. «Грибы», «Лесные ягоды». 3. «Фрукты», «Овощи». | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Осень», «Капельки». - Лексическая тема «Осень». - Заучивание стихотворения. - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Мы пошли за грибами». - Лексическая тема «Грибы», «Лесные ягоды». - Составление рассказа по сюжетной картине (по плану). - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Лимон», «Капуста». - Лексическая тема «Фрукты и овощи». - Дидактическая игра «Что здесь лишнее», «Наш огород», «Назови три предмета». |
4. «Мы в лесок пойдем». | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры (повторение). - Игра – путешествие «В осеннем лесу». | ||
2 | Ноябрь «В мире животных» | 1.«Дикие животные». 2. «Наши питомцы», (Домашние животные) 3. «Наши питомцы» (Домашние птицы) 4. «В зоопарке побывали» (Животные жарких стран) | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Волк и лиса». - Лексическая тема «Дикие животные». - Дидактическая игра «Кто здесь живет?», «Охотник». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая гимнастика. - Лексическая тема «Домашние животные». - Дидактическая игра «Чей детеныш?», «Назови правильно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Петушок». - Лексическая тема «Домашние птицы». - Игра «Помоги маме найти птенца». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Лексическая тема «Животные жарких стран». - Игра «Мы идем в зоопарк» (повторение пройденного материала). |
3 | Декабрь «Здравствуй, гостья – зима!» | 1.«Времена года» Зима 2. «Зимующие птицы» 3. «Зимние забавы» 4. «карнавал, карнавал» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Снежок», «Капельки». - Лексическая тема «Зима». - Игра – упражнение «Правильно, неправильно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Птичка». - Лексическая тема «Зимующие птицы». - Игра «Давай поможем Незнайке» (слова – действия). - Упражнение «Согреем ладошки». - Лексическая тема «Зимние забавы» - Игра – угадайка «Поиграем вместе». - Веселая эстафета «Лыжники». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Новый год». - Работа по картине «Новогодний карнавал». - Игра – угадайка «Кто здесь спрятался?». |
4 | Январь «В гостях у сказки» | 1.«Любимые герои сказок» 2. «Просмотр сказки» 3. «Театрализованная игра» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Игра – викторина «Угадай, сказку». - Игра – развлечение «Найди моих друзей». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Театрализованная игра |
5 6 | Февраль «Моя семья» Март « Весна – красна» | 1.«Человек» 2. «Моя семья» 3.«Профессии. И инструменты» 4. «Все работы хороши» 1.«Времена года» Весна 2. «Перелетные птицы» 3. «Наша одежда» 4. «Мы играем на улице» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Лексическая тема «Человек» (строение человека). - Дидактическая игра «Скажи, чего у нас два!». - Игра – упражнение «Что делают дети?». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Семья». - Лексическая тема «Моя семья». - Рассказ детей «Моя семья». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Подвижная игра «Профессии». - Лексическая тема «Профессии». - Дидактическая игра «Что, кому нужно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры (повторение). -Игра – пантомима «Кто я?». - Игра – угадайка «Профессии». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Солнышко». - Лексическая тема «Весна». - Дидактическое упражнение «Подбери слово». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Лексическая тема «Перелетные птицы». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Человечек». - Лексическая тема «Одежда». - Игра «Что здесь лишнее?», «Чего не хвататает?» - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Дидактическая игра «Когда это бывает?» - Работа по картине «Мы играем» |
7 | Апрель «Транспорт» | 1.«Наземный транспорт» 2. «Воздушный транспорт» 3. «Водный транспорт» 4. «Игра – путешествие» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Машина». - Лексическая тема «Наземный транспорт». - Составь предложение «Где находится транспорт». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Самолет». - Лексическая тема «Воздушный транспорт». - Музыкально – подвижная игра «Мы – летчики». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Лодка», «Пароход». - Лексическая тема «Водный транспорт». - Дидактическая игра «Найди ошибку», «Назови правильно». |
8 | Май «Здравствуй, лето!» | 1.«Времена года» Лето 2. «Цветы» 3. «Насекомые» 4. Отчет кружка. | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Лето». - Лексическая тема «Лето». - Составление рассказа с опорой на мнемотехническую схему «Наступило лето». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Цветы». - Лексическая тема «Цветы». - Дидактическая игра «Собери букет». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Жук». - Лексическая тема «Насекомые». - Дидактическая игра «Да, нет». - «Отгадай загадку» |
Диагностика.
Словарный запас ребёнка.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды) .
- Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т. п.
2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция.
"Сложи всю одежду в шкаф".
"Поставь обувь на полочку".
"Повесь головные уборы на вешалку".
"Расставь посуду на столе".
"Помести мебель в комнату".
"Расположи машины на дороге".
"Положи фрукты в корзину".
"Посади овощи на грядку".
"Посади птиц на деревья".
3. Дидактическая игра "Когда это бывает? "
Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Вопросы:
- Когда мы играем?
- Когда мы кушаем?
- Что мы делаем ночью?
Критерии оценки
1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.
2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.
3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.
Уровень сформированности грамматической стороны речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
1. Дидактическая игра "Чего не стало? ".
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало? "
2. Упражнение "Прятки".
Материал: мелкая игрушка.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.
Например: в шкаф, за спину и т. д.
3. Дидактическая игра "Кто это? "
Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?
Утка - утенок - утята.
Заяц - зайчонок - зайчата.
Критерии оценки
1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.
2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.
1 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.
Уровень развития связной речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Беседа по сюжетной картинке.
Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети) .
Содержание диагностического задания:
Например:
- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
- Тебе она нравится?
- Кто нарисован на картинке?
- Что делают дети? И т. д.
2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".
Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.
Критерии оценки
1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Воспитатель. Жили - были дед и.
Ребёнок. Баба.
Воспитатель. И была у них курочка.
Ребёнок. Ряба.
2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.
Воспитатель. Жили - были.
Ребёнок. Дед и баба.
Воспитатель. И была у них.
Ребёнок. Курочка Ряба.
3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.
Высокий уровень - 8-9 баллов.
Средний уровень - 6-7 баллов.
Низкий уровень - 3-5 баллов.
Литература:
- Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
- Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
- Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
- Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
- Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...