Рабочая программа "Речевичок"
методическая разработка

Небесная Евгения Александровна

Рабочая программа в рамках дополнительного образования кружка "Речевичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechevichok.docx50.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

в рамках дополнительного образования

кружка «Речевичок»


Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 2.6 ФГОС ДО программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей:

  1.  Социально – коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно – эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Все образовательные области взаимодополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка.

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Наколенный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, т.к. занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.

Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.)

При реализации программы используются следующие принципы:

- объективность

- доброжелательность

- активность

- личный интерес

- творческий подход

Методы:

- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.

- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр мнемотаблиц, иллюстраций.

- Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.


«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы решили применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

- Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации).

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в нашей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при пересказах художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;

- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- при отгадывании и загадывании загадок;

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В нашей работе мы используем мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)

К концу обучения у детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.


Календарно – тематический план кружка на 1 год обучения

Месяц

Темы

Формы работы

1

Октябрь

«золотая осень»

1. «Времена года» Осень

2. «Грибы», «Лесные ягоды».

3. «Фрукты», «Овощи».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Осень», «Капельки».

- Лексическая тема «Осень».

- Заучивание стихотворения.

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Мы пошли за грибами».

- Лексическая тема «Грибы», «Лесные ягоды».

- Составление рассказа по сюжетной картине (по плану).

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Лимон», «Капуста».

- Лексическая тема «Фрукты и овощи».

- Дидактическая игра «Что здесь лишнее», «Наш огород», «Назови три предмета».

4. «Мы в лесок пойдем».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры (повторение).

- Игра – путешествие «В осеннем лесу».

2

Ноябрь

«В мире животных»

1.«Дикие животные».

2. «Наши питомцы», (Домашние животные)

3. «Наши питомцы» (Домашние птицы)

4. «В зоопарке побывали» (Животные жарких стран)

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Волк и лиса».

- Лексическая тема «Дикие животные».

- Дидактическая игра «Кто здесь живет?», «Охотник».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая гимнастика.

- Лексическая тема «Домашние животные».

- Дидактическая игра «Чей детеныш?», «Назови правильно».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Петушок».

- Лексическая тема «Домашние птицы».

- Игра «Помоги маме найти птенца».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Лексическая тема «Животные жарких стран».

- Игра «Мы идем в зоопарк» (повторение пройденного материала).

3

Декабрь

«Здравствуй, гостья – зима!»

1.«Времена года» Зима

2. «Зимующие птицы»

3. «Зимние забавы»

4. «карнавал, карнавал»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Снежок», «Капельки».

- Лексическая тема «Зима».

- Игра – упражнение «Правильно, неправильно».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Птичка».

- Лексическая тема «Зимующие птицы».

- Игра «Давай поможем Незнайке» (слова – действия).

- Упражнение «Согреем ладошки».

- Лексическая тема «Зимние забавы»

- Игра – угадайка «Поиграем вместе».

- Веселая эстафета «Лыжники».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Новый год».

- Работа по картине «Новогодний карнавал».

- Игра – угадайка «Кто здесь спрятался?».

4

Январь

«В гостях у сказки»

1.«Любимые герои сказок»

2. «Просмотр сказки»

3. «Театрализованная игра»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Игра – викторина «Угадай, сказку».

- Игра – развлечение «Найди моих друзей».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра.

- Театрализованная игра

5

6

Февраль

«Моя семья»

Март

« Весна – красна»

1.«Человек»

2. «Моя семья»

3.«Профессии. И инструменты»

4. «Все работы хороши»

1.«Времена года» Весна

2. «Перелетные птицы»

3. «Наша одежда»

4. «Мы играем на улице»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Лексическая тема «Человек» (строение человека).

- Дидактическая игра «Скажи, чего у нас два!».

- Игра – упражнение «Что делают дети?».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Семья».

- Лексическая тема «Моя семья».

- Рассказ детей «Моя семья».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Подвижная игра «Профессии».

- Лексическая тема «Профессии».

- Дидактическая игра «Что, кому нужно».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры (повторение).

-Игра – пантомима «Кто я?».

- Игра – угадайка «Профессии».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Солнышко».

- Лексическая тема «Весна».

- Дидактическое упражнение «Подбери слово».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра.

- Лексическая тема «Перелетные птицы».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Человечек».

- Лексическая тема «Одежда».

- Игра «Что здесь лишнее?», «Чего не хвататает?»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра.

- Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- Работа по картине «Мы играем»

7

Апрель

«Транспорт»

1.«Наземный транспорт»

2. «Воздушный транспорт»

3. «Водный транспорт»

4. «Игра – путешествие»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Машина».

- Лексическая тема «Наземный транспорт».

- Составь предложение «Где находится транспорт».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Самолет».

- Лексическая тема «Воздушный транспорт».

- Музыкально – подвижная игра «Мы – летчики».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Лодка», «Пароход».

- Лексическая тема «Водный транспорт».

- Дидактическая игра «Найди ошибку», «Назови правильно».

8

Май

«Здравствуй, лето!»

1.«Времена года» Лето

2. «Цветы»

3. «Насекомые»

4. Отчет кружка.

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Лето».

- Лексическая тема «Лето».

- Составление рассказа с опорой на мнемотехническую схему «Наступило лето».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Цветы».

- Лексическая тема «Цветы».

- Дидактическая игра «Собери букет».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Жук».

- Лексическая тема «Насекомые».

- Дидактическая игра «Да, нет».

- «Отгадай загадку»

Диагностика.

Словарный запас ребёнка.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.

- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды) .

- Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

- Покажи носик у чайника.

- Покажи крышку.

-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

И т. п.

2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

"Сложи всю одежду в шкаф".

"Поставь обувь на полочку".

"Повесь головные уборы на вешалку".

"Расставь посуду на столе".

"Помести мебель в комнату".

"Расположи машины на дороге".

"Положи фрукты в корзину".

"Посади овощи на грядку".

"Посади птиц на деревья".

3. Дидактическая игра "Когда это бывает? "

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Вопросы:

- Когда мы играем?

- Когда мы кушаем?

- Что мы делаем ночью?

Критерии оценки

1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.

2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.


Уровень сформированности грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра "Чего не стало? ".

Материал: предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало? "

2. Упражнение "Прятки".

Материал: мелкая игрушка.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра "Кто это? "

Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

Критерии оценки

1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

1 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

Уровень развития связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети) .

Содержание диагностического задания:

Например:

- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

- Тебе она нравится?

- Кто нарисован на картинке?

- Что делают дети? И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Критерии оценки

1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Воспитатель. Жили - были дед и.

Ребёнок. Баба.

Воспитатель. И была у них курочка.

Ребёнок. Ряба.

2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

Воспитатель. Жили - были.

Ребёнок. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них.

Ребёнок. Курочка Ряба.

3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.


Литература:

  1. Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
  2. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
  3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  5. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
  6. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...