Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Добрякова Ирина Владимировна

конспект по развитию речи в старшей группе по теме: устное народное творчество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

тема: Устное народное творчество

«А у нас в гостях Лиса»

автор – воспитатель

Добрякова И.В.

В занятии участвует вся группа.

Задачи:

-связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку;

-словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным;

-звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок); регулировать силу голоса (пропевание колыбельной тихо), учить произносить слова со звуками [с].

Предварительная работа: развитие речи – разучивание чистоговорок, закличек, потешек, пословиц и поговорок; физическая культура – разучивание считалок, знакомство с русской народной игрой «Золотые ворота»; познание – знакомство с устным народным творчеством; ознакомление с художественной литературой – чтение русских народных сказок, знакомство с загадками.

Оборудование: проектор, компьютер, магнитофон, скамеечки.

Материал: кукла – бабушка Рассказушка; резиновые игрушки – лиса, два лисёнка; кукла младенец и люлька, мультфильм «Лиса и журавль».

Ход занятия

Дети находятся в спальне.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам сегодня провести время с пользой, прежде чем отправиться на прогулку. Вспомним пословицу «Сделал дело – …»

Дети: «Гуляй смело!»

Воспитатель: Чтобы попасть в группу, нам надо пройти через ворота, проговаривая слова из игры «Золотые ворота». Проходить надо  быстро, друг за другом, чтобы все успели пройти, пока они не закроются.

 Двое детей держатся за руки, изображая ворота. Остальные проходят через ворота и проговаривают:

– Золотые ворота пропускают не всегда, первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас.

Дети встают вокруг ковра.

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило? (ответ детей) Правильно, осень. А как вы догадались? (дети перечисляют признаки осени) Совершенно верно, стало холодно. А что нас может согреть в холодные дни? (ответы детей) Конечно же, солнышко. Предлагаю поздороваться с солнышком.

Дети:  Здравствуй, здравствуй Солнышко!

           Солнышко-колоколнышко.

           Загляни к нам в окошко

           И погрей нас немножко!

Дети присаживаются на скамеечки вокруг ковра. На ковре лежат резиновые игрушки: лиса и два лисенка, накрытые тканью.

Воспитатель: Чтобы нам не заскучать, предлагаю поиграть. А играть возьмём игрушку, нашу рыжую подружку. Кто же с нами пришел поиграть, надо вам отгадать. Послушайте загадку:

Это рыжая плутовка

Ворует кур в сараях ловко.

Дети: Лиса!

Воспитатель убирает ткань с игрушек.

Воспитатель: предлагаю поиграть. А кто начнет игру, мы выясним с помощью считалочки. Какие считалочки вы знаете? (ответы детей)

Считалочка:  Сидел петух на лавочке,

                         Считал свои булавочки.

                         Раз, два, три,

                         А булавкой будешь – ты.

Трое детей берут в руки игрушки, встают на середину ковра, поворачиваются спиной вкруг, лицом к детям и проговаривают чистоговорку:

Са-са-са у меня лиса.

Су-су-су отдам Маше лису.

Дети называют имена одногрупников и передают лису тем, кто еще не проговорил чистоговорку.

Вопросы.

Воспитатель:

Кто перед вами?

Как называют взрослое животное?

Как называют детенышей?

Что умеет делать лиса?

Что любят делать лисята?

В каких сказках встречается героиня лиса?

(ответы детей)

Воспитатель: А хотите послушать новую сказку? (ответ детей) Предлагаю отправиться к бабушке Рассказушке. А чтобы к ней попасть, нам надо пройти через «речку по мостику».

Дети отправляются к месту для просмотра мультфильма, проходя по «мостику» (скамеечке) и садятся на стульчики.

Бабушка Рассказушка: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются) Вы пришли за новой сказкой? (ответ детей) Прежде чем рассказать вам сказку, расскажите мне, какие пословицы и поговорки вы знаете. (ответы детей) Молодцы, вы очень много знаете. А сегодня я познакомлю вас с новой пословицей. Слушайте очень внимательно сказку.

Дети смотрят мультфильм «Лиса и журавль» с озвучиванием от автора (бабушки Рассказушки). Воспитатель в это время выносит люльку с куклой на ковер и выходит из группы. По окончании сказки возвращается.

Бабушка Рассказушка: Ребята, вам понравилась сказка? (ответы детей) А кто запомнил в конце сказки пословицу и сможет ее повторить? (ответы детей)

Воспитатель: Сказка наверно очень интересная была, жаль, что я ее не услышала.

Бабушка Рассказушка: А Вы не расстраивайтесь, вам ребята ее расскажут, а мне пора внучку спать укладывать.

Куклу бабушку Рассказушку сажают рядом с колыбелькой. Воспитатель возвращается к детям и просит их рассказать сказку. Пять ребят выходят и рассказывают сказку, договорившись заранее, кто какую часть будет рассказывать.

Если во время рассказывания возникают затруднения, воспитатель обращается за помощью к детям которые сидят, или задает наводящие вопросы.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе проговорим новую пословицу, чтобы запомнить ее.

Дети: Как аукнется, так и откликнется.

Воспитатель: А как вы понимаете ее, о чем в ней говорится? (ответы детей)  Вот бабушка Рассказушка сделала нам добро и рассказала нам новую сказку, познакомила с новой пословицей. Давайте и мы ответим добром, и поможем уложить внучку.

Дети возвращаются на скамеечки, где сидит бабушка с колыбелькой.

Воспитатель: (тихим голосом) Ребята, а как можно убаюкать малыша? (ответы детей) Правильно, надо спеть колыбельную. А как ее надо петь? (ответы детей)

Включается запись колыбельной на магнитофоне и дети тихо подпевают.

Воспитатель: ребята, малыш уснул. Предлагаю тихонечко, на цыпочках, чтоб не разбудить младенца, отправится на прогулку.

Дети выходят из группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...