Развитие речи дошкольников для родителей.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Современные исследования показывают, что количество детей с речевыми проблемами растёт год от года. Это связано не только с различными экзо- и эндогенными факторами, но и с расширением знаний о многих патологиях развития, с более точной и качественной диагностикой. Около 50 - 60% детей, посещающих массовые детские сады, имеют в той или иной степени отклонения в речевом развитии. ФГОС ДО определяет один из принципов ДО: «…сотрудничество Организаций с семьёй». А среди многих задач Стандарта выделяется задача «…обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…»
Руководствуясь принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», я строю своё общение с родителями на принципах сотрудничества и взаимодействия, так как считаю, что у нас с ними общая задача – воспитание личности ребёнка. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Из-за неучастия родителей в жизни своего ребёнка, банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель и возникает определённая проблема в отношениях ребёнка и его семьи. Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребёнка можно через использование разнообразных форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 93.5 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ( 5-7 лет)
Подготовила Максимова С.В.
Звуковая культура речи – это нормы в усвоении родного языка в данном обществе.
Процесс усвоения звуковой системы речи включает в себя овладение правильным произношением звуков и развитие фонематического слуха. Овладение фонетическим составом речи начинается в конце первого года жизни ребенка. К началу дошкольного и младшего школьного возраста дети в основном владеют всеми звуками родного языка. Однако встречаются дети, которые и в более старшем возрасте имеют недостатки произношения. Это объясняется медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Решающее значение для усвоения звуков родного языка имеет развитие сенсорной основы речи — фонематического слуха и восприятия.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем». Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки например, гласные А, О и т. д, совершенно по- разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой – громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом.
Фонематическое восприятие – это так называемая способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Например: сколько слогов в слове? Сколько звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный звук стоит в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает отвечать на эти вопросы.
Поэтому, правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе начального школьного обучения.
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
В настоящее время существует пять этапов развития фонематического слуха и фонематического внимания, которые проходит ребенок в овладении речью.
Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.
На втором году жизни – фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует.
Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни - фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году – формируется звуковой анализ, т. е. умение определять последовательность и количество звуков в слове.
В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться на протяжении всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении.
Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5—7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ж — з, ч — ц, щ — съ), звонких и глухих (в — ф, з — с, ж — ш, б — п, д — т, г — к), звуков л и р, твердых и мягких (д — дъ, л — ль и др.).
Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш воспитатель подводил детей к сопоставлению этих звуков, выделяя их основные акустические и артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс... — когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш... — когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы.
Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.
Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи.
Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы.
1-й вид работы — дифференциация изолированных звуков.
Воспитатель проводит работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, используя при этом картины-«образы», т. е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом.
Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.
2-й вид работы — дифференциация звуков в словах.
Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем — слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом — слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети должны четко, правильно произносить звуки и указывать их различие. Одновременно эта работа способствует улучшению дикции, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.
3-й вид работы — дифференциация звуков в речи.
Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками.
При этом он следит за тем, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не смешивали их в собственном произношении.
Давая в потешках, стихотворениях, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм их произношения.
Исходя из всего вышесказанного, хочется отметить, что только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Поэтому, если возникают опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка, то первым делом следует проверить физический слух ребенка. И только тогда, когда, убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического слуха.
Важно так же дома уделять внимание развитию фонематического слуха, тем самым облегчая в дальнейшем ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтения и письма.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
"Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи дошкольников". Советы родителям
"Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи дошкольников". Советы родителям...
Развитие речи дошкольников (рекомендации родителям)
В статье даны рекомендации и практические упражнения по развитию речи от рождения до школы....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
«Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям».
Консультация для родителей на тему:«Игры для развития речи дошкольников»....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи ...
Игры для развития речи дошкольников (рекомендации родителям)
Игры с родителями, бабушкой, дедушкой – эмоционально близкими ребенку людьми – неотъемлемая часть развития детей.Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способству...