Игры для развития речи дошкольников (рекомендации родителям)
консультация

Орлова Вера Игоревна

Игры с родителями, бабушкой, дедушкой – эмоционально близкими ребенку людьми – неотъемлемая часть развития детей.

Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей.

Желательно приучить ребенка (и себя) к тому, чтобы игры-занятия были ежедневными и систематическими, не утомительными, интересными и удивительными.

В данной статье приведены интересные и занимательные речевые «Игры по дороге домой». Они помогут вам весело и занимательно провести время рядом с вашим малышом.

Эти игры способствуют не только установлению более тесных отношений между родителем и ребенком, но и направлены на развитие его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и, конечно же, речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития речи дошкольников (рекомендации родителям)

Вырастить своего ребенка здоровым, умным, послушным, успешно идущим по жизни, активным, восприимчивым человеком, которому интересна жизнь, общение с людьми, и, который будет сам интересен окружающим - это самая большая мечта каждого родителя. Она вполне осуществима, но для этого нужно приложить достаточно необходимых усилий.

Довольно часто родители, отдавая малыша в детский сад, уверены в том, что: «там всему научат». Действительно, занимаясь с ребенком, мы, воспитатели, вкладываем в него частичку своей души и сердца. На наших глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче его речь. Не страшно, что иногда процесс работы над речью бывает длительным и непростым, но мы верим, что впереди нас ждет успех.

Следует отметить, что для малыша самый лучший первый учитель – это его мама, игры с мамой – самый радостный и комфортный способ познания мира.

Игры с родителями, бабушкой, дедушкой – эмоционально близкими ребенку людьми – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей. Нужно помнить, что для ребенка игра – это «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком», так же как и для взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми». Словесные игры, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словаря. Л. С. Выготский говорил, что «…из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста».

Быстрый темп жизни и нехватка свободного времени отдаляют  родителей от своих  детей. И что же делать, если действительно не хватает времени  для  общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

Общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в  детский  сад и вечером домой. А ведь игровые упражнения действительно можно выполнять по дороге домой, в детский сад, в транспорте, стоя на остановке в ожидании автобуса и даже сидя в очереди в поликлинике.

Желательно приучить ребенка (и себя) к тому, чтобы игры-занятия были ежедневными и систематическими, не утомительными, интересными и удивительными.

Рассмотрим несколько вариантов  интересных и занимательных речевых игр, которые не требуют  специальных  педагогических знаний и помогут вам провести несколько  удивительных  минут рядом с вашим малышом.

Назовем их «Игры по дороге домой».

- «Колечко» (игра из нашего детства): взрослый складывает ладошки «лодочкой» и произносит: «Колечко, колечко, подари мне три словечка». Все словечки нужно назвать с заданным звуком. Ребенок, проводя своими руками между ладонями взрослого, называет слова.

- «Имя – отчество» – закрепление знания имени и отчества своих родителей, дедушки, бабушки, свое полное имя и отчество.

Например: Иван – Иванович, Сергей – Сергеевич, Роман – Романович и т.д. Далее игру можно усложнить. Петров Петр Петрович, Алексеев Алексей Алексеевич и т.д.

- «Раз, два, три, быстро слово подбери!»

Взрослый называет слово-действие, а ребенок должен быстро подобрать подходящее слово-предмет. Например:

мыть – посуду                    пришивать - пуговицу

читать – книгу                   завязывать - шнурки

включать – свет                 заплетать - косички

кормить – кошку                покупать - хлеб

варить – кашу                    лепить - снеговика     

чистить – картошку            забивать - гвозди

поливать – цветы               собирать – грибы

- «Два в одном» – образование сложных слов путем слияния двух основ:

Хлеб резать – хлеборезка, овощи резать – овощерезка, мясо рубить – мясорубка, выжать – соковыжималка и т.д. В этой игре важно, чтобы ребенок понимал значение составляющих слово основ. В дальнейшем можно составлять необычные, смешные слова. Самолет – котлетолет, кофеварка – конфетоварка и т.д.

- «Путаница» – взрослый произносит: «Мой малыш, ты, не зевай. Ошибки ты не пропускай, и меня, ты, поправляй». С удовольствием ваш ребенок будет поправлять вас, когда вы скажете:

«Бабочка плавает, а рыбка летает; утка квакает, а лягушка крякает; волк мычит, а корова воет; врач учит, а учитель лечит». Далее можно эту игру построить по-другому:

Арбуз деревянный, а ящик спелый; ножик сладкий, а груша острая; шуба речная, а рыба меховая.

- «Что из чего какое?»

Например:

матрешка из дерева – деревянная

стакан из стекла – стеклянный

самолетик из бумаги – бумажный

крепость из снега – снежная

сумка из кожи – кожаная

сапоги из резины – резиновые

шапка из меха – меховая

дом из кирпича – кирпичный

машинка из пластмассы – пластмассовая

крыша из железа - железная

- «Цветные очки» – развивает цветовое восприятие, ребенок учится правильно согласовывать слова, развивает воображение. Взрослый предлагает «надеть», например, зеленые очки и посмотреть по сторонам. Все вокруг станет зеленым. Ребенок перечисляет: «Я вижу зеленый дом, зеленые облака, зеленую кошку» и т.д.

- «Буквы вокруг меня» – закрепит знания о буквах, научит удерживать внимание, расширяет запас слов. Взрослый просит ребенка оглядеться в комнате (или в любом другом помещении) и назвать все предметы, которые его окружают, но только в алфавитном порядке. А – аквариум, б – банка, в – вешалка, г – гардина, д – диван…

- «Отгадай предмет по описанию»:

Жёлтый, овальный, кислый (лимон).

Зелёный, хрустящий, сочный, длинный (огурец).

Рыжая, осторожная, хитрая, живёт в лесу (лиса).

Яркое, желтое, тёплое, лучистое (солнышко).

Белый, искристый, лёгкий, пушистый (снег).

Коричневый, плюшевый, мягкий (игрушечный мишка).

- «Продолжи цепочку слов, назови одним словом»:

Огурец, помидор, чеснок,…лук – овощи.

Яблоко, слива, груш,…банан – фрукты.

Роза, ромашка, гвоздика,…колокольчик – цветы.

Стул, шкаф, кровать,…стол – мебель.

Заяц, волк, медведь,…лиса – животные.

Соловей, ворона, воробей,…грач – птицы.

Стакан, блюдце, тарелка,…чашка – посуда.

Брюки, рубашка, майка,…шорты – одежда.

- «Рифма»

Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будете говорить. Например: зверь – дверь; мошка – кошка, коса – коза, речка – печка.

Даже если слова не будут рифмоваться, игра все равно доставит вам массу положительных эмоций.

Конечно, это лишь малая часть тех игр, которые родители могут предложить малышу по дороге в детский сад и домой. Очень хотелось, чтобы они помогли родителям стать ближе со своим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между родителем и ребенком, но и направлены на развитие его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и, конечно же, речи.

В заключение следует сказать, что маленькие дети могут и хотят учиться. Родителям, в свою очередь, необходимо обучать их дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из детской памяти.

Уважаемые родители, играйте и не забывайте хвалить своих детей!

Список литературы

1. Касимова, Т. Ш. Роль игровой деятельности в развитии речи дошкольников / Т. Ш. Касимова // Инновационный потенциал развития науки в современном мире : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 31 октября 2019 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2019. – С. 97-100.

2. Баранникова, Н. В. Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям / Н. В. Баранникова // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования, Екатеринбург, 30–31 октября 2014 года / Научные редакторы: И. А. Филатова, О. В. Алмазова. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. – С. 21-22.

3. Усова, А.П. Роль игры в педагогическом процессе детского сада // Журнал «Дошкольное воспитание». №9. 2018. С. 67-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...

Развитие речи дошкольников (рекомендации родителям)

В статье даны рекомендации и практические упражнения  по развитию речи от рождения до школы....

Игры для развития речи детей. Рекомендации для родителей.

Играйте вместе с детьми по дороге в магазин, детский сад или в путешествии. Ваше желание, небольшая подготовка и вы поможете ребенку правильно говорить. В материале предложены речевые игры с кратким о...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Цикл занятий. Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ОБОЩАЮТ И СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ОБОГОЩЕНИЮ ИХ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, УСВОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Дидактические игры по развитию речи...

«Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям».

Консультация для родителей на тему:«Игры для развития речи дошкольников»....

Консультация для родителей на тему: «Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям»

Консультация для родителей на тему:«Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям»...