ОД -театрализованная деятельность по сказке "Почему на земле людей мало" В.М.Санги
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Коспект занятия составлен для детей старшего дошкольного возраста. с целью приобщения детей к этнокультурному развитию.
Этноэтнокультурное воспитание возможно реализовать во всех видах деятельности, но для детей с нарушением речи доминирующим будет речевое развитие в интеграции
с социально-коммуникативным, познавательным, художественно-эстетическим и физическим развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_po_skazke_v.m.sangi_.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайск
694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, 110а, тел 4-24-38
E-mail: mbdou172@mail.ru
Утверждаю
Зам. заведующего
по методической работе
МБДОУ №1 «Дружные ребята»
---------------Г.А.Афанасьева
Конспект
непосредственно образовательной
деятельности в старшей группе
Театрализованная деятельность
по сказке « ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЕЙ МАЛО»
В.М.Санги
Онучина Любовь Викторовна
Учитель-логопед МБДОУ №1
Поронайск
Чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого, необходимо развивать межнациональные и межкультурные коммуникации у детей. (Л.М.Дробижева,1997). Этнокультурное воспитание возможно реализовать во всех видах деятельности, но для детей с нарушением речи доминирующим будет речевое развитие в интеграции с социально-коммуникативным, познавательным, художественно-эстетическим и физическим развитием.
Цели
Ознакомление детей с малочисленными народами севера о. Сахалин
- нивхами (их особенностями, народными костюмами, представителями нивхской культуры, творчеством).
Развивать интерес к участию в театрализованной деятельности и способствовать накоплению знаний о ближайшем окружении.
Задачи
Коррекционно-образовательные: закрепить умения использовать знание текста сказки в практической-театрализованной деятельности. Обогащать и актуализировать словарный запас. Формировать и закреплять грамматические категории. Продолжать развивать диалогическую речь. Развивать просодическую сторону речи (темп, громкость, интонацию, четкую артикуляцию). Автоматизация поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие и память. Развивать любознательность к творчеству, традициям Сахалинских нивхов, на примере сказки, игр, одежды. Поощрять желание к участию в театрализованной деятельности. Развивать координацию движений под музыку.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение, интерес и уважение к людям других национальностей, их традициям и культуре, воспитывать интерес к творчеству писателя В.М. Санги.
Развивать коммуникативные навыки (навыки культуры поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника).
Здоровьесберегающие: дыхательные упражнения, подвижные игры, динамических движений под музыку, создание положительного эмоционального настроя.
Предварительная работа:
- чтение сказок В.М.Санги, рассматривание илюстраций, слушание фольклерной музыки, заучивание стихотворений В.М.Санги., разыгрывание отдельных эпизодов в свободной деятельности, встреча с мастером резьбы по дереву А.В.Дичули, рассматривание экспозиций из выставки.
Оборудование: Ноутбук. Презентация «Малочисленные народы Сахалина-нивхи». Шапочки: зайца, белки, лисы, собаки, медведя, оленя. Национальные костюмы, деревья, музыка « Северные напевы».
1.Вводная часть.
(Слайд №1 орнамент)
Звучит музыка (в зал входят дети, взявшись за руки пританцовывая под музыку, встают полукругом, кланяются, кланяются).
(Слайд № 2 о.Сахалин).
1.Беседа о Сахалине: дети рассказывают все, что знают о Сахалине ( это остров, он небольшой, на нем растет много деревьев, цветов, живет много разных животных, есть нефть, газ и уголь).
Педагог: а самое главное на острове живут разные народы, и есть среди них коренные народы севера: нанайцы, уильта, нивхи. Сейчас мы узнаем новое и интересное о нивхах.
(Слайд №3 нивхи). Слово нивх означает – человек, слово Ых-миф означает Сахалин.
(Слайд №4 портрет писателя Владимира Михайловича Санги)
Педагог: есть у нас на Сахалине писатель Владимир Михайлович Санги по национальности – нивх, он написал очень много стихов и сказок, мифов.
Сейчас мы Владимира Санги сказку вам расскажем.
2. Театрализованная деятельность.
Сказка называется « ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЕЙ МАЛО»
(дети проходят на обозначенные места), педагог в роли ведущего.
Педагог: в древности, когда родилась наша земля – Ых-миф, ( нивхи так называли Сахалин) ее положение было другим: западный берег был восточным, а восточный западным. Когда земля перевернулась, все живое погибло. Жизнь сохранилась в некоторых высоких местах. Из селений сохранились только два стойбища, отдаленные друг от друга. В одном селении — три человека, два брата и сестра, в другом — муж с женой и младшая сестра мужа.
(Слайд № 5 море). И жили люди двух стойбищ, не имея ни огня, ни топора. Дохлую рыбу выбросит на берег волна — подберут и съедят сырой и усердно благодарят Тол-ызнга — хозяина моря. Так они жили. (Дети имитируют действия рыбаков под музыку).
(Слайд № 6 орнамент). Однажды утром старший брат из первого стойбища вышел из дома и слышит, как со стороны захода солнца раздается то ли пение, то ли крик «Кор-р-р» и «Торо-ро-ро-ро» (дети в шапочках зайца и белки громко и четко по очереди произносят ) по голосу узнал, что это кричат заяц и белка.
Сел и слушает. А те то ли поют, то ли лают. Молча ждал, ждал, когда они умолкнут, но не дождался. Вошел в дом, а брат и сестра еще спали одетые в одежду из коры, в шапках из бересты. Он надел шапку, вышел и направился на звуки (музыкальное сопровождение).
Долго шел и вот видит, стоят два дерева. Под одним из них сидит заяц, под другим — белка сидит. Сидят друг против друга, и каждый кричит по-своему: «Кор-р-р», «Торо-ро-ро-ро.
Человек стал осторожно подкрадываться к ним. Когда он подошел к ним совсем близко, его заметила белка. Человек сел на землю и стал смотреть на зверей. Те замолкли.
Затем белка говорит:
- Хала! (обращая данным возгласом внимание человека на себя). Мы живем на одной земле. Живых существ сейчас мало. Давайте все соберемся и будем держать совет, как дальше жить. Нам надо спешить, пока не состарились и не умерли от старости. Пусть растут и насекомые, и животные, и люди, и растения, пусть все растет и, хорошо живет.
Педагог.
Человек догадался, что в образе зайца и белки выступают посланцы Тайх-н-гада - сотворителя живых существ. Вернулся в свое селение и рассказал об этом брату и сестре (имитация рассказа движениями под музыку - человек показывает, кого видел).
Собрались все люди и пошли на совет.
Пришли на место и видят: вокруг ям сидят медведи, собаки, насекомые, олени. А заяц и белка все кричат. Три дня они кричали, три дня никто не уходил, все сидели у ям. На четвертый день заяц и белка, умолкли. Белка осталась у дерева, а заяц обошел всех присутствующих, осмотрел их. Потом стал говорить. Подошел к лису:
— Как ты зимой будешь жить?
Лис отвечает:
— Ай, зимой, как и летом, меня будут кормить мои ноги.
— Что ты будешь есть?
— Мышей, рыбу и все живое, что одолеют мои зубы, — все буду есть.
Подошел к собаке и спрашивает. Собака отвечает так же, как и лис.
Опросил заяц и волка, и пташек, и больших птиц, и насекомых.
Черед оленя настал. Олень отвечает:
— Летом буду питаться тем, что растет на земле, зимой буду есть то же, что и летом. У меня ноги длинные, я достану пищу из-под снега. Так я и буду жить.
Медведя черед подошел. Он отвечает:
— Летом буду питаться всем живым, что только встретится мне на пути. Зимой тоже буду есть все живое.
Тогда заяц говорит:
- Если ты и зимой будешь есть, то уничтожишь все живое, уничтожишь жизнь на земле. Ты большой, тебе много пищи надо, поэтому я не позволю тебе зимой есть. Ты зимой не будешь есть, ты зимой будешь спать.
Когда заяц опросил всех, снова заговорила белка:
Заяц опросил вас всех. Каждый из вас ответил, чем будет питаться, чтобы жить. Так и живите. Чтобы жизнь на земле продолжалась, нужно заботиться обо всех. Так и живите.
Педагог: обрадовались все, стали радоваться жизни, танцевать.
( Дети исполняют танец с веточками.)
Динамическая пауза национальные игры.
Педагог: стали жить все вместе, чтобы продолжалась жизнь на земле.
И люди заботятся о своем потомстве, дети растут, в игры играют.
3.Фольклорная игра нивхов « Глоть»
Игра развивает силу ног, прыгучесть, выносливость, ловкость, воспитывает смелость, силу воли, выдержку.
(Команды становятся в ряд, начинают прыгать на одной ноге по сигналу, кто быстрее преодолеет расстояние, тот становится победителем).
4.Чтение стихов о Сахалине.
Педагог предлагает послушать стихи В.М.Санги. Дети читают стихи нивсхкого писателя Владимира Михайловича Санги.
ЮКОЛА
Где дома теряются в кустах,
Где речушка пенится бело.
Юкола, качаясь на шестах,
Ловит негорячее тепло.
Где-то за хребтами, далеко.
Тяжелеют, ломятся сады.
Здесь, где солнце так невелико.
Зреет рыба — красные плоды.
Под корье наполнен темный нё [1],
Были дни работы горячи, —
До зимы храниться будут в нем
Лета, задремавшие лучи.
А когда деревья и кусты
В снег оденет зимняя пора,
Юколу, как солнце, на куски
Будут резать нивхи у костра.
[1] Нё – амбар на столбах.
ОКРАИНА МОЯ
Я северянин — нивх,
Рожден в чаду метели,
И мне знаком ее протяжный вой,
Вот потому и снятся ели,
И брежу я тайгой.
В чащобе, непролазной и медвежьей,
Ищу я оттиск свежего следа,
То где-то на Охотском побережье
С добычей выбираю невода.
То вдаль зовут, где кочевали деды,
Меня неугомонные ветра,
То слушаю старинные легенды
Ночами у рыбацкого костра.
Но где б я ни был,
автогенов вспышки
На острове повсюду вижу я,
Шахтерские копры
и нефтяные вышки...
Здесь все мое — окраина моя
5.Динамическая пауза «Мой край» (дети встают в круг)
Вот и реки, вот и горы (разводят руки в стороны)
И широкие просторы
И леса и города – (тянутся вверх и снова разводят в стороны)
Это Родина моя.
В лес еловый мы войдем,
Воздух смоляной вдохнем. (Делают вдох через нос).
Плечи расправляем,
Воздух выдыхаем. (Делают выдох ртом).
6.Заключительная часть.
Педагог. Ребята, вы сегодня очень хорошо играли в сказке. Интересно и красиво показывали движения зверей, все старались правильно произносить звуки.
А вы хотите еще сказку показать, другим детям, нашим родителям? Вы сегодня были настоящими артистами, в красивых национальных костюмах. Я предлагаю сделать фото в костюмах героев сказки на память о нашем театрализованном представлении.
Литература
Пособие
1.Баранова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам.М.,:ТЦ Сфера, - 2016.-128с (библиотека воспитателя).
Статья из журнала
2.Гукаленко О. Поликультурное образование как фактор и средство формирования межнационального мира и согласия. // Дошкольное воспитание. – 2016.-.№3.-С. 6-14.
3.Колесникова А.Е. Новый подход к решению проблемы формирования стойких коммуникативных умений путем моделирования ситуаций с применением диалога у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи //логопед в детском саду. - 2015.- №4.- С.3-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.
Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
Проект "Берегите землю, люди!"
Проект "Берегите землю, люди!" способствует формированию у детей представлений о Земле, «как о нашем общем доме»; становлению у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-де...
Педагогический проект "Берегите Землю, люди!"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Экологическое воспитание – одно из основны...
Театрализованная деятельность "Лунтик на Саратовской земле"
Сценарий театрализованной деятельности "Лунтик на Саратовской земле" для подготовительной к школе группы...
Проект "Берегите Землю, люди"
Проект "Берегите Землю, люди!"...
Стихотворение «Не обижайте Землю, люди!». Автор Ушакова М.А.
Стихи всегда вызывают в людях эмоциональный отклик, дают почувствовать себя частью высокого,позволяют выразить те глубинные и те невысказанные чувства, которые порой требуют выхода. Прочитайте ре...
- Мне нравится (1)