Консультация для родителей по развитию речи «Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки»
консультация по развитию речи на тему
В повседневном общении родители могут обогащать словарь ребенка. Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей по развитию речи «Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки» | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Соловушка»
Муниципального образования город Новороссийск
353907,г. Новороссийск, ул. Анапское шоссе 21, тел. 21-15-56
Консультация для родителей
по развитию речи
«Помогаем детям загадывать и
отгадывать загадки»
Подготовила : Попова Н.А.
Воспитатель МБДОУ №28
г. Новороссийск , 2017г.
«Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки»
В повседневном общении родители могут обогащать словарь ребенка. Без принуждения, ненавязчиво можно многому научить. Так, разговаривая с дочерью, мама может сказать: «У нас есть девочка, у нее светлые волосы, глаза голубые, одета в синее платье и красные туфельки. Кто же это?» Если дочка угадает, а она обязательно угадает и скажет «Это я», то предложите ей загадать свою загадку. Например, «Красный, круглый, большой. Им играют». А вы добавьте: «Упругий, резиновый, скачет по полу».
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, в играх «Кто больше назовет деревьев (цветов, игрушек, предметов одежды, посуды) и т. д.)», «Кто больше с кажет о предмете, «Из чего сделано» и другие (их можно придумывать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки. Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает находящееся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.)
Правомерен вопрос матери, отца: «Где найти время для занятий с ребенком?» Проведение такого рода игр-загадок не требует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания.
Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком, обогащайте его словарь, развивайте речь. Например, прогуливаясь по парку, загадайте ему несколько загадок: «Зимой и летом одним цветом», «Белая скатерть все поле покрыла». Обратите внимание на то, что в загадке немного слов, но как точно подмечены особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.
Приведите примеры пословиц и поговорок. Например, «Чем дальше в лес, тем больше дров», «Поспешишь - людей насмешишь», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» и т. п. Язык их образен, лаконичен, музыкален. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговорах с ребенком.
Роль загадки в развитии умственных
способностей детей
Умственное развитие дошкольников занимает главное место в учебном процессе детского сада. На каждом возрастном этапе развития умственных способностей детей используются различные формы устного народного творчества
Дошкольники испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Для детей оказались сложными многие задания: не всегда дети могут объяснить значение загадки, доказать отгадку при отгадывании загадок, не всегда точно понимается и излагается смысл загадки.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Используя в повседневной жизни загадки, дети учатся ясно выражать свои мысли и чувства, развивать речь. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний о целом ряде предметов, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.
При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой умственного развития и творческой деятельности ребенка. Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования умственной деятельности детей.
Загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением ребенком умственного напряжения, смекалки, инициативы. Загадки могут быть действенным средством развития умственной деятельности у старших дошкольников при условии обучения конструированию загадок и приемов их решения.
Если будет разработана рациональная и достаточная по объему система заданий и упражнений с использованием загадок, то у дошкольников будут сформированы способности направленные на развитие речи, памяти, мышления, творческого воображения, на обогащение словарного запаса и представлений об окружающем мире, а также на развитие ребенка в целом.
Решая поставленные задачи, используются следующие средства:
1. Форма проведения: организация непосредственной образовательной деятельности, с использованием загадок, режимных моментов в течение всего дня, самостоятельная игровая деятельность.
2. Форма организации: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.
3. Методы:
практические: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
словесные: беседы, описания, вопросы к детям;
наглядные: рассматривание иллюстраций, схем, образцов, таблиц, наблюдения, фотографии;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста.
Советы родителям направленные на укрепление качества речи в дошкольном возрасте...
Консультация для родителей Тема: «Развитие речи наших детей»
Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Уважаемые родители!До школы осталось немного времен...
Консультация для родителей по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
Необходимо научить ребёнка правильно разговаривать....
Консультация для родителей по развитию речи у детей 4-5 лет
Консультация для родителей по развитию речи у детей 4-5 лет...
Консультация для родителей "Особенности развития речи для детей"
Возрастные особенности развития речи...
Консультация для родителей по развитию речи у детей.
Этот материал поможет родителям как можно быстрее развить речь ребенка...
Консультация для родителей по развитию речи для детей 4-5 лет.
Консультация для родителей по развитию речи для детей 4-5 лет!...