Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности и речевому развитию "Составители энциклопедии"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности и речевому развитию "Составители энциклопедии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostaviteli_entsiklopediy.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Вероника Витальевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
ул. Заводская, 9, г. Копейск, Челябинской области, Россия, 456604
8 (35139) 7 31 39; факс 8 (35139) 2 23 20
E-mail: mdou-50@mail.ru
Конспект занятия
для детей подготовительной к школе группе
по исследовательской деятельности и речевому развитию
"Составители энциклопедии"
Цель
- формирование умений и навыков исследовательского поиска
Задачи
Образовательные
- создать условия для получения детьми знаний о методах исследования;
- мотивировать детей к самостоятельному проведению исследовательского поиска, используя справочную литературу, компьютер;
- обогащать словарный запас, путем введения новых слов и объяснения их значения;
Развивающие
-развивать коммуникативные навыки, в процессе исследовательского общения;
- содействовать формированию ассоциативного мышления
Воспитательные
- продолжать воспитывать доброжелательное отношение между детьми в подгруппах.
- Технологии
исследовательская деятельность
информационно - коммуникативные
социоигровые
Формы организации
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты;
- фиксация результатов;
- развивающие ситуации;
- трудовые действия.
Оборудование
энциклопедии (2 книги), познавательные альбомы "Воздух", "Пшеница", "Магниты", карточки с изображениями тем (3 карточки), методов исследования (6 штук), «папки исследователя»: на лист картона формата А4 наклеены небольшие кармашки из плотной белой бумаги, на каждом кармашке изображение «метода исследования» (3 папки), маленькие листочки бумаги (50-60 штук), самодельная заготовка для энциклопедии, кофемолка, колоски и пшеничные зерна,мука, шарики воздушные, мешки полиэтиленовые, стаканы с водой, трубочки для коктейлей, магниты, металлические предметы, спец. одежда для лаборатории (4 шт.), влажные салфетки, ноутбук.
Ход
-Здравствуйте, ребята. Моему сыну подарили вот такие книги.
Что это за книги?
Что такое энциклопедия? (это книга, содержащая информацию по всем отраслям знания или освещающее отдельную отрасль)
-Для чего нужны энциклопедии?
-Стихи пишут поэты, сказки и рассказы – писатели, а кто пишет энциклопедии?
(Составители)
- Как вы думаете, откуда составители берут информацию для энциклопедии?
-Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).
-Рассмотрите эту энциклопедию. Удобно ли вам узнавать из этой книги что-то новое самостоятельно? Почему?
-Я показывала эти книги ребятам из средней группы и они мне сказали…, впрочем вы сами узнаете, что они сказали. Двое ребят сейчас находятся у вас в приемной и, наверно, стесняются зайти. Пригласи, пожалуйста, Ксюша, ребят.
Входят дети средней группы.
«Мы хотим иметь в группе свою энциклопедию, но такую, чтоб мы могли изучать ее сами, без взрослых»
- А чтобы вы хотели узнать из энциклопедии?
«Мы хотели бы узнать: Как зернышки в хлеб превращаются? Где используют воздух? Как используют магнит? -Ребята, вы сможете помочь детям из средней группы? -Мы постараемся вам помочь. Миша, проводи, пожалуйста, ребят в их группу. Дети средней группы уходят. -Сможете ли вы сами стать составителями энциклопедии? -Нужно составить книгу так, чтобы ею было удобно пользоваться детям, не умеющим читать. -Подумайте, каким образом можно заменить текст книги? Пиктограмма – замена надписей символами. У нас три темы для исследования. На доску выставлены карточки с символическими изображениями тем -Ваша задача — получить как можно больше сведений о том, что является предметом вашего исследования. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? - Существует много способов добычи информации — «методов исследования». На доску выставлены карточки с методами исследований. -Карточки с обозначением методов исследования, прикрепленные на доску, — не что иное, как план нашего будущего исследования. Даю пояснение к каждому методу. - Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо. - Подумайте, как удобнее заняться исследованием этих тем: всем вместе или разделить темы по подгруппам? (подвожу детей ко второму варианту). Предлагаю жеребьевку: каждый возьмет со стола маленькую карточку с изображением темы и в соответствии с этим объединится в группы. Значит, мы будем сегодня исследователями и составителями энциклопедии. Каждой исследовательская группа получит «папку исследователя». На каждом кармашке изображение «метода исследования». В эти кармашки вы будете вкладывать свои пиктографические записки.
На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы. На обратную сторону папки, при помощи двухстороннего скотча, прикрепите тему вашей исследовательской работы. - А я, с вашего позволения, буду консультантом и главным редактором книги. Что будет входить в мои обязанности? - Приступайте к своим исследованиям, господа ученые. Воспитатель выполняет роль активного помощника, консультанта исследователей, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Подгруппа исследователей, которая справилась с заданием, вместе с воспитателем приклеивают свои заметки в энциклопедию, поясняя и рассказывая о проведенном исследовании. - Какие методы исследования вы использовали? Какой из методов был наиболее интересным? Какой метод был самым важным для вашего исследования, почему? Какой метод в вашем исследовании вы не применяли и почему? Когда, все подгруппы завершили работу, воспитатель предлагает рассмотреть получившуюся энциклопедию, оставить книгу на несколько дней в своей группе, чтобы что-то дополнить или исправить, а потом передать ее ребятам в среднюю группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Ритмика с элементами речевого развития"
В конспект включены танцевально - ритмические разминки с элементами речевого развития....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе комбинированной группе по познавательно-речевому развитию с использованием ЭОР. Тема «Увлекательное путешествие»
Познавательное развитие способствует развитию детской любознательности и активности, максимально может быть реализовано в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми. Учитывая личностно &nda...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по речевому развитию Тема: «Животные холодных стран»
Учить придумывать по картине рассказ о животных севера по наводящим вопросам воспитателя.- Активизировать и актуализировать словарь по теме «Дикие животные холодных стран»».- Формиро...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Как звери к зиме готовятся»Цель: «формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;Оборудование:Письмо; маски диких ...