Учебно-методическое пособие для подготовительной группы на тему: «Перелётные птицы»
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

Федосенко Юлия Васильевна

Уточнить знания детей о весне и перелётных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_perelyotnye_ptitsy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для  подготовительной логопедической группы

на тему: «Перелётные птицы»

Возраст детей: 6-7 лет лет.

Цель: уточнить знания детей о весне и перелётных птицах.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

  • расширение представлений детей о перелётных птицах, их

внешнем виде, образе жизни;

  • обучение развернутому высказыванию; обучение образованию сложных прилагательных;
  • обучение образованию приставочных глаголов;

2) коррекционно-развивающие:

  • развитие умения отвечать на вопросы полно;
  • развитие связной речи;
  • развитие словесно-логического мышления;

3) коррекционно-воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание нравственных качеств.

Организация образовательной среды:

Для мотивации к НОД: аудиозапись «Голоса птиц»

Для проведения НОД: предметные картинки, глобус, иллюстрации полета

птиц.

Предварительная работа:

-педагога: разработка конспекта, изготовление пособий, подбор речевого материала и предметных картинок по теме НОД;

- с детьми: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов,

рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций с различными видами

птиц.

- с родителями: закрепление речевого материала.

Формы организации совместной деятельности: игра, беседа,

самостоятельная деятельность, упражнение на развитие общей и мелкой

моторики, самоанализ.

Проведение НОД

Мотивация:

Дети играют на ковре. Включить аудиозапись «Голоса птиц».

В: - Ребята, какие звуки раздаются вокруг? Давайте внимательно

послушаем.

В: - Чьи голоса были слышны?

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

- Какие птицы прилетают весной?

- Как называют таких птиц?

- Почему их называют перелётными?

- Каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)

Реализация видов деятельности.

1. Игра «4-й лишний».

На доску вывешиваются картинки с изображением птиц.

- Какая птица лишняя? Почему? (дети объясняют свой выбор)

Ласточка – соловей – ворона – журавль

Сорока – аист – воробей – голубь

2. Закрепление знаний о перелётных птицах.

В: - Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

(Потому что становится холодно, нечего кушать).

В: - Самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или

погибают. Если птицы питаются насекомыми, то им зимой нечем будет

прокормиться.

- Если птицы питаются насекомыми, то их называют насекомоядными. Каких

насекомоядных птиц вы знаете?

(Дети делают предположения)

В: - Насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей,

трясогузка. Их можно отличить по клюву: он прямой, удлинённый или

заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за

которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в

огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений

насекомых.

- Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем

улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа,

зяблика.

- Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь,

когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

3. Игра «Скажи одним словом»

В: - Давайте обратим внимание на характерные признаки перелётных

птиц. У каждой птицы они свои. Составьте определение для птицы,

используя два слова.

- У аиста длинные ноги. Он…(длинноногий)

- У кукушки пёстрые крылья. Она…(пестрокрылая)

- У утки широкий клюв. Она…(ширококлювая)

- У грача чёрные крылья. Он…(чернокрылый)

- У скворца звонкий голос. Он…(звонкоголосый)

- У лебедя длинная шея. Он…(длинношеий)

- У ласточки белая грудка. Она…(белогрудая)

4. Игра «Что делает птица».

В: - Закончите предложение, изменяя слово «летает»:

1. Скворец в скворечник…(залетает)

2. Ласточка к нам из-за моря…(прилетает)

3. Кукушка с ветки на ветку…(перелетает)

4. Лебедь из гнезда… (вылетает)

5. Чайка к воде…(подлетает)

6. Журавль в небо…(улетает)

5. Беседа о птицах.

В: - Ребята, а как птицы находят себе дорогу домой? (Дети делают

предположения).

В: В полёте они ориентируются на звёзды. А если небо затянуто облаками и

земли не видно, то они ориентируются на её колебания.

-Знаете ли вы, что некоторые птицы, например утки, улетают «стайками»,

т.е. все вместе. Некоторые птицы, например журавли, летят «клином», т.е. в

виде треугольника. Другие птицы выстраиваются «цепочкой», т.е. друг за

другом, выстраиваются в одну линию. Это зависит от повадок птиц. У птиц

всегда есть вожак, который летит впереди и показывает дорогу.

(Дети рассматривают иллюстрации и рисуют «клин» и «стаю»)

6.Физминутка «Птицы»

Дети загибаются пальцы рук на каждое название птицы

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.

(Дети разбегаются в стороны)

7.Упражне ние «Про до лжи пре дложе ние, на йди причину»

- Первыми осенью улетают насекомоядные птицы, потому что … (насекомые

прячутся и им нечем питаться).

- Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе

гнезда).

- Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет,

заливается).

- Весной перелетные птицы возвращаются, потому что … (им нужно

выводить птенцов).

8. Рассказ о местах зимования птиц.

В: - Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в

теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой

некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного

позднее они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это

сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки

птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. (Дети рассматривают иллюстрации)

Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.

Одни птицы зимуют на побережье Средиземного моря, другие – в Африке, а

есть и такие, которые летят на зимовку в Японию.

(Показать маршрут перелётов птиц на глобусе, затем это делают дети)

9. Беседа на экологическую тему.

В:  - Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями

человека? (Потому что они приносят пользу) Птицы радуют нас своим

пением, щебетанием. Людям от этого радостнее, веселее жить. А что

произойдёт, если птицы не прилетят весной? Произойдёт экологическая беда.

Некому будет защищать леса и парки от вредных насекомых. Насекомые

могут съесть всю растительность и урожаи на огородах, на дачах. Некому

будет разносить семена ягод и растений. Поэтому птиц считают друзьями

человека. Их надо беречь и заботиться о них!

Чтение стихотворения Мусы Джангазиева «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

10. Подведение итогов.

В::- Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового

из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том,

что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в

результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие

растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани

выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на

гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были

занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Не забывайте, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы должны

беречь их и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме «Перелётные птицы»

Уточнение и закрепление знаний детей о перелетных птицах,закрепление образования существительных с суффиксами –ат,  –ят, умения делать звукослоговой анализ слов без наглядной основы, подбирать сх...

Домашнее задание для старшей логопедической группы по теме: "Перелётные птицы"

Домашнее задание для старшей логопедической группы по теме: "Перелётные птицы"...

Конспект интегрированной НОД (художественная литература и художественный труд) в подготовительной группе на тему: "Перелётные птицы"

Данный конспект интегрированной НОД  проведён в подготовительной группе с целью : Создать композицию "Птицы". Задачи: Познакомить со стихотворением Плещеева А.Н.  "Дети и птичка"; учить дете...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «Перелётные птицы весной » Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группыпо теме: «Перелётные птицы весной »Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной к школе группе на тему «Перелётные птицы»

ОбразовательнаяØ Обобщать знания детей о перелётных птицах.ВоспитательныеØ Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.Ø Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» с...

Конспект обучающей образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: «Перелётные птицы»

Цель: продолжить формирование у детей представлений о перелётных птицах. Задачи: ·         Развивающие. Развитие памяти, внимания, наблюдательности, м...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту".

Цель: Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц осенью. Закрепить с детьми обобщающее понятие ...